СУБСТАНЦИЯ –нечто неизменное, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, сущность, лежащая в основе всего существующего
СУБЪЕКТ – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
СУЩНОСТЬ –то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных, основополагающих, наиболее принципиальных свойств.
СХОЛАСТИКА – последний и высший этап развития религиозной философии западноевропейского Средневековья, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
ТВОРЧЕСТВО – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.
ТЕОГОНИЯ –разновидность поздних мифов, в которых шла речь о происхождении богов. Многие теогонические мифы (напр., «Теогония» Гесиода) являются по своему содержанию предфилософскими.
ТЕОЛОГИЯ – совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В эпоху западноевропейского Средневековья понималась как высшая ступень человеческого знания, по отношению к которой философия являлась всего лишь «служанкой».
ТЕОЦЕНТРИЗМ –основной принцип средневековой религиозно-философской картины мира, согласно которому центром мира является Бог, который сотворил мир из ничего, предопределил его судьбу и судьбу человечества.
ТОЙНБИ (Toynbee) Арнолд Джозеф (1889–1975) – английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство»; прогресс человечества – в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего.
ТОЧКА БИФУРКАЦИИ –в синергетике переломный момент в развитии системы, когда принципиально невозможно определить дальнейшее направление ее функционирования.
УНИВЕРСАЛИИ – общие понятия. Онтологический статус универсалий – одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалиях Х–XIV вв.): существуют ли универсалии «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).
УТОПИЯ –течение мысли, изображающее идеальное состояние совместной жизни людей, преимущественно с гуманитарно-коммунистической окраской, произвольно сконструированный образ (идеал) желаемого общества. Прообразом всех утопий является «Государство» Платона. Слово и понятие «утопия» введены английским гуманистом Томасом Мором (роман «Утопия», 1516).
ЦИВИЛИЗАЦИЯ – 1) синоним культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), 3) крупное историческое образование с самобытным экономическим, политическим, социальным и духовным укладом (индийская цивилизация, цивилизация инков).
ШВЕЙЦЕРАльберт (1875–1965) – немецкий теолог, мыслитель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира 1952 года.
ШПЕНГЛЕР Освальд (1880–1936) – немецкий философ, историк, представитель «философии жизни». В своей работе «Закат Европы» развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (египетского, индийского, китайского и т. д.), выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия.
ФАЛЕС (ок. 640–ок. 546 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и ученый, основатель так называемой ионийской (милетской) школы, родоначальник античной философии и науки.
ФАТАЛИЗМ – представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение и т. п.