Методы современной философии?
Чтобы постигать взаимоотношения между человеком и миром на уровне всеобщего, философия должна была сформировать свой особый метод познания, адекватный ее предмету. Этим методом явилось абстрактное теоретическое мышление (умозрение), специфика которого в философии состоит в использовании (в процессе познания человека и реальности) предельной обобщенных понятий (так называемых категорий).
К основным категориям философии относятся:
· бытие, материя, движение;
· пространство и время;
· сущность и явление;
· причина и следствие;
· необходимость и случайность;
· всеобщая связь и взаимодействие;
· закономерность и закон;
· единичное, общее и особенное;
· человек и смысл жизни;
· добро и зло;
· часть и целое, форма и содержание;
· система и структура;
· возможность, действительность и вероятность;
· количество и качество, мера;
· прогресс и регресс;
· свобода и необходимость.
Данные категории в той или иной степени используются в основных методах философии, т.е. средствах, с помощью которых осуществляется философское исследование.
К основным методам философии относятся:
1) диалектика (метод философского исследования, при котором вещи и явления окружающей действительности рассматриваются гибко, критически и последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей);
2) метафизика (метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно (а не с точки зрения их взаимосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений и развития) и однозначно (ведется поиск абсолютной истины));
3) догматизм (метод, основанный на восприятии окружающего мира через призму догм, т.е. раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер);
4) эклектика (метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы);
5) софистика (метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод);
6) герменевтика (метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов);
7) феноменология (метод философского исследования, основными требованиями которого являются: а) воздержание от каких бы то ни было суждений, относящихся к объективной реальности и выходящих за рамки «чистого» (т.е. субъективного опыта); б) рассмотрение самого субъекта познания не как реального социального и психофизиологического существа, а как «чистого» сознания).
8) синергетика (метод, основанный на изучении предметов окружающей действительности как элементов эволюционирующих и самоорганизующихся систем открытого типа с нелинейными обратными связями).
Также необходимо отметить, что важнейшим источником философских интуиций, разворачиваемых посредством логического мышления, является опыт: как индивидуальный жизненный опыт философа, так и совокупный культурно-исторический опыт человечества.
Глава 11. Онтология
Что такое бытие и каков философский
Смысл данной категории?
Бытие – исходная и центральная категория философии. Данная категория является предметом изучения одного из центральных разделов философии – онтологии. Развитие. 78РазвитиеРа философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская и античная философия изначально пыталась понять сущность бытия, а уж затем философия расширила свой предмет, включив гносеологию, проблему человека, логику и другие философские вопросы.
Категория «бытие» в различных исторических типах философии понималась по-разному:
· в античности она была введена в философию Парменидом (V – IV вв. до н.э.) как ответ на утрату веры в традиционных богов Олимпа, вследствие чего рушились основы и нормы социальной жизни. В глубинах сознания людей зародилось отчаяние, им нужна была опора в их жизни. Философия в лице Парменида попыталась успокоить античного человека, оповестив людей об открытии Абсолютной Мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность и надежность, т.к. бытие трактовалось как единое и неизменное, в нем заключена вся полнота совершенств, в том числе Истина, Добро и Благо;
· в средневековой философии истинным бытием был объявлен Бог, творящий своей волей и премудростью, который в отличие от обезличенного и умозрительного Абсолюта античности, представал личностным и живым. Считалось, что человек создан «по образу и подобию Божию», а потому является существом личностным, истинная свобода которого заключается в свободном отказе от собственной своей воли, от видимости индивидуальной свободы;
· в Новое время возникла эпохальная мировоззренческая установка, в соответствии с которой, человек сам создает и творит себя и свои способности. Сознание человека и его жизнь в целом стали считаться единственным и несомненно подлинным бытием. Имея деятельностную энергию и способность разумного постижения самому себе, человек начал оправдывать свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, а человек стал восприниматься как начало и причина всего, что случается с ним и миром;
· в русской религиозной философии утверждалась первичность Абсолютного бытия, раскрываемого человеку в мистическом переживании. Постижение такого Бытия невозможно с помощью логического познания. Можно только исходить из Абсолютного бытия, приняв его изначально до всякого познания.
В современной философии бытие – это:
а) всеохватывающая реальность (действительность) в своей совокупности, т.е. все, что существует. Реальность может быть:
1) объективной (существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека).
2) субъективной (сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят).
б) реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции.
1) Субстрат – материальная основа предметов и явлений, т.е. то из чего все сделано (например, центральная неравная система – субстрат психики).
2) Субстанция – это первооснова всего существующего, нечто неизменное, сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
в) философская категория, отражающая убеждение человека о существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием. Отдельные люди, вещи, процессы и явления возникают и исчезают, но мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой всех рассуждений о мире. Бытие вскрывает идентичность во всем многообразии сущего.
Основными формами бытия являются:
· материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
· социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества;
· идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
· ноуменальное бытие (от слов «ноумен» – вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
· человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
· феноменальное бытие (от слова «феномен» – явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
Существующая вне человеческого сознания объектная реальность, а также субъективная реальность, являющая продуктом сознания находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга.
Связующим звеном между ними является человек как существо, принадлежащее двум мирам:
· объективному (в силу своей телесности);
· субъективному (как обладатель сознания).
Человек и его мир – точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы бытия в целом.
Категорией, противоположной бытию, является небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.