Понятие моральной деятельности в этике

Под политикой, правом, наукой, религией и пр. подразумевают не только ту или иную форму сознания, но и определенный род деятель­ности: политической, судебно-процессуальной и правотворческой, науч­но-экспериментальной, церковно-ритуальной и т.д. Может ли мораль служить исключением?

Мораль в полном соответствии с историко-философской тради­цией рассматривалась главным образом как моральное сознание. Однако мораль, точнее сказать – моральность, можно рассматривать и как свойство или даже вид практической человеческой деятельности, общественного поведения людей. Ведь именно в форме оценок кон­кретных действий и поведения людей функционирует мораль в повсе­дневной жизни. Тайные побуждения, умыслы, несомненно, также под­лежат оценке, но только через видимые поступки, их результаты, по­скольку во всякую человеческую деятельность деятельность сознания вплетается как ее необходимый элемент. Это положение выступает ак­сиомой научной психологической теории деятельности, поведения, представленной, например, известными русскими психологами С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, а также американским психологом Б. Скиннером1. Человеческое сознание, в том числе моральное сознание, его строение, как справедливо писал А.Н. Леонтьев, невозможно правильно понять вне связи с деятель­ностью и ее строением, существенной составной частью которых является сознание2. В каком же смысле может быть принят термин “моральная деятельность”?

Сначала в узком смысле (именно так подходил к вопросу И. Кант): моральная (нравственная) деятельность есть особый род человеческой деятельности, а именно – мотивированный чисто мораль­ными, и никакими иными, побуждениями, императивами. Например, ког­да на вопрос, почему кто-то поступил так, а не иначе, спрошенный отве­чает: “Так повелевает мой долг” или “Иначе поступить мне не позволяет совесть”, то имеет перед собой образец чистой моральной мотивации поведения. “Долг”, “совесть” – элементы морали, категории этики и ника­кой другой науки. Таковы же гуманность, сострадание и другие высокие альтруистические идеи и чувства, вдохновляющие, например, беско­рыстную, филантропическую, миротворческую и т.п. деятельность.

Итак, в узком смысле моральная деятельность – деятельность, мотивированная моральными побуждениями. Сюда может быть отнесе­на и вся деятельность морализирования: моральная педагогика, мо­ральное воспитание и самовоспитание, т.е. работа ума и сердца, на­правленная на нравственное самосовершенствование и совершенство­вание личности и общества.

Вопросы моральной педагогики чрезвычайно важны, и они, не­сомненно, затрагивают всю систему мотивации поведения. Но они имеют скорее прикладной характер. Большую часть теоретических во­просов, связанных с проблемой нравственной мотивации, лучше решать в плане рассмотрения второго, более широкого смысла термина “мора­ль­ная деятельность (поведение)”.

Действительно, деятельность, мотивированная исключительно моральными представлениями, нормами, чувствами, – редкое исключе­ние. В подавляющем большинстве случаев люди руководствуются в своем поведении другими, неморальными целями, интересами, помыс­лами и критериями оценки: целесообразностью (полезность, выгода), эффективностью с точки зрения наилучшего достижения по­ставленной цели, соответствующей установленным законам (правомерность); политическими программами; правилами определенного действования, например в игре, спорте, описанными в инструкциях (правильность); признанными канонами красоты (мода); здравомыслием и т.п. Значит ли это, что всякая подобная деятельность полностью лишена нравственных свойств, свободных от моральных требований и оценок?

Для ответа, а именно отрицательного, на поставленный вопрос надо внимательнее остановиться на широком смысле термина “моральная деятельность”. А именно: мораль, или нравственность, есть определенное специфическое свойство, существенная сторона всякой человеческой деятельности, поведения людей, какими бы иными непосредственно мотивами они ни стимулировались. Всякая сознательная и свободная человеческая деятельность обладает свойством мораль­ности, может оцениваться с точки зрения ее нравственных качеств с по­мощью критерия добра и зла, должного и недолжного.

Понятия добра и зла, должного (моральные нормы, заповеди) и недолжного – это этические категории. В чем же более конкретно состо­ит эта сторона, свойство человеческого поведения, в чем оно прояв­ляется, какие элементы деятельности подлежат моральной квалифика­ции, при каких условиях?

Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо хотя бы сжато проанализировать структуры поведения, вычленив те его элемен­ты, которые имеют моральную природу, нравственное содержание, свойства.

Наши рекомендации