3.1. Философия Древней Индии. Веды. Буддизм. «Палийский канон».
3.2. Философия Древнего Китая. Конфуций, Лао-Цзы, Шан ЯН
3.3. Становление философии в Древней Греции (Фалес, Гераклит,
Парменид,Пифагор, Анаксагор, Сократ, софисты, киренаики, киники)
3.4. Классическая греческая философия.(Платон -основоположник системы объективного идеализма; философская система Аристотеля; учение эпикурейцев и стоиков)
3.5. Философия Древнего Рима(Лукреций Кар, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий )
3.1. Философия Древней Индии.Брахмаизм, Буддизм, Индуизм. Упанишады, Артхашастра.
Главным источником древнеиндийской философии считаются ВЕДЫ- священные книги, написанные приблизительно 15-6 в. до н.э. ( Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа) + философские комментарии к ведам- Упанишады.
* Закон всеобщей взаимосвязи и последовательности |
*Космический закон эволюции и порядка |
*Этический закон всех живых существ |
Брахма - космическая мировая Душа (безличная) – из нее возникает весь мир, со всеми его элементами Брахма-Космос |
Атман = частица Брахмы-Творца, компонент индивидуальной Души Человека |
*Сансара – это форма бесконечного перерождения, круговорота жизни |
Карма- Закон Судьбы, предопределяющий жизнь человека …… Плохие поступки влекут в будущем беды, хорошие - формируют благоприятные условия.. |
*Чарвака –материалистическое учение, отрицающее концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основа сущего – материя в виде четырех элементов: земли, огня, воды и воздуха. Жизнь – производное от этих элементов. В основе познания лежит чувственное восприятие мира. |
*Буддизм. В основе буддизма лежит четыре благородные истины: - В мире существуют страдания, им подверженны все люди…- все равны.
- Страдания имеют свою причину
- Существует избавление от страдания- если знать их причину
- Путь избавления от страдания – следование учению Будды ( восьмеричный путь)
!!!= Освобождение от страданий достигается путем уничтожения желаний и страстей. |
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №22
*!!!= Освобождение от страданий достигается путем уничтожения желаний и страстей. |
* Основная идея учения заключается в освобождении человека от страданий, для чего ему необходимо достичь нирваны – состояния высшего блаженства. К нирване, просветлению ведет «средний путь» - жизнь, исключающая крайности: путь удовольствия и путь аскетизма. Средний путь предполагает знания, разумные самоограничения, самосовершенствование, мудрость и , наконец, просветление. |
!!!= Будда предупреждал, что «четыре апокалипсических всадника вечно мчатся по Земле: голод, рабство, война и смерть» |
* Восьмеричный путь: - Правильное видение – понимание четырех благородных истин и своего пути в жизни;
- Намерения – твердая решимость изменить свою жизнь; все преходяще
- Речь – не лги; не сквернословь
- Действие – не причиняй никому Зла;
- Образ жизни – честность, соблюдение буддистских заповедей;
- Правильное умение – усердие и трудолюбие;
- Внимание – контроль над мыслями, они влияют на дальнейшую жизнь; дурные мысли могут возродиться
- Истинное сосредоточение проходит четыре стадии: уединение, радость внутреннего спокойствия, освобождение от этого спокойствия, состояние безмятежности, совершенная невозмутимость…
|
* Учение основано принцем Гаутамой (563-483гг.до н.э.), которого назвали Буддой, что означает «постигший истину», «просветленный». Однажды встретив больного старика, он столкнулся с болезнями, старостью и осознал несовершенство мира. Стал отшельником. Скитался 7 лет, посетил много стран, но понял, что путь аскета не ведет к устранению страданий. После долгих размышлений постиг истину и стал Буддой. |
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №23
3.2. Философия Древнего Китая. Конфуций. Лао-Цзы. Шан Ян
О роли морали инравственности, соблюдения ритуалов и Этикета |
Конфуций-
Главный регулятор- обычаии традиции |
Государство- это семья, Император- отец |
Государство не должно вмешиваться в жизнь и дела людей…. пусть это делает община |
Первый социалист : а) отмена частной собственности б) социальные пособия |
Бл-Сх. №24 (В.Недобитюк)
Идея диалектического развития и взаимосвязи как закона единства противоположностей и ихборьбы |
· Свой метод назвал «диалектическим» · Благо как особый вид ценностей · Душа как «антипод» тела |
Вводит понятие «Бытие» и его основные характеристики |
Ввел термин «философия»… учение о бессмертии души |
* Анаксагор - идея системности. ** Софисты(Протагор, Горгий) – об относительности и субъективности человеческих знаний. ***Киренаики(Аристип)- о достижении удовольствия как высшей цели. ** Киники (Антисфен, Диоген) – о трех ступенях нравственного развития. |
** Один из основоположников «стихийного материализма» ** «Все состоит из атомов, даже Душа» ** Основоположник принципа детерминизма, идеи причинной взаимосвязи |
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №25
*Гераклит (530-470) –«О природе» |
** Природалюбит скрываться, она требует от каждого познать ее |
Гераклит впервые выделил и сравнил чувственноеи рациональноепознание |
* Гераклит отстаивал социальную справедливость, которая опирается на установленные обществом законы; законы должны быть «божественными» (от логоса) и писаными. * «Народ должен сражаться за попираемый закон, как за свои стены.» |
* Идея диалектического развития и взаимосвязи как закона, идея всеобщей изменчивости и движения. «В одну и туже реку нельзя войти дважды… Все течет, все изменяется…». |
* «Космосне создан никем из богов и никем из людей, а всегда был… |
Диалектический Закон единства противоположностей и их борьбы |
* Все в мире относительно… Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом. |
* Всеобщую изменчивость Гераклит связывает с идеей внутренней раздвоенностивещей и процессов на противоположные стороны и их взаимодействие. * «Всё едино, и всё состоит из противоположностей»; * «Борьба всеобща, и всё рождается благодаря борьбе». |
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №26
*Пифагор(580-500)- о бессмертии души. *ввел термин «философия». |
* Душа- это « божественная сущность, она заключена в телесную оболочку, следовательно, цель жизни- освобождении от оков тела…» |
* Человек – мера всех вещей: человек мыслит, животное только ощущает… |
* После божества и демона следует больше всего уважать родителей и законы... * Берегите слезы ваших детей, дабы они могли пролить их на вашей могиле». |
* Душа человека бессмертна. Она совершает кругооборот три тысячи лет…. |
* Парменид- (У1-нач.У в. до н.э.) – «О природе) -основатель элейской философской школы (Парменид, Зенон). |
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №27
* Основные характеристики бытия: возникает и не исчезает; непрерывно и однородно; равно самому себе; по форме оно – совершенная сфера. |
* Бытие вневременно - у него нет ни прошлого, ни будущего, лишь настоящего. * Всякая множественность, движение- противоречивы, а значит и невозможны… (Пушкин: Движенья нет, сказал мудрец брадатый, другой смолчал и стал пред ним ходить…) |
*Демокрит (470 – 420гг. до н.э.) - Все состоит из атомов, даже душа. |
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №28
** Существует бесконечное множество миров, одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустот. · Атомы неделимы и неизменны, не имеют внутри себя никакого движения, они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. · Число атомов в мире бесконечно. Они отличаются друг от друга по форме, по величине, по порядку и по положению. · Величина у атомов тоже различна: на Земле они настолько малы, что органы чувств их не воспринимают. |
* Душа человека тоже состоит из атомов, только они самые малые и шарообразные. Благодаря этому Душа способна воспринимать вещи. Человек способен разобраться в них и проникнуть в глубину предметов, для чего требуется ум, мышление. |
** Любая вещь имеет свою причину. Знание причин – основа человеческих действий. ** Демокрит- основоположник принципа детерминизма. Он говорил, что предпочитает найти хотя бы одно причинное объяснение вещей царской власти над персами. Он заявлял, что предпочитает найти одно причинное объяснение, чем овладеть персидским престолом. Причина, как полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делает невозможными случайные события. Случайность происходит из-за невежества людей. |
* Причина необходима и вследствие этого делает невозможными случайные события. ** Случайность происходит из-за невежества людей. |
** Демокрит разграничивал чувственное и разумное познание; первое он называл познанием «по мнению», второе – познанием «по истине». |
** Он был сторонником демократического устройства общественной жизни, утверждал, что «лучше быть бедным в демократическом государстве, чем жить в богатстве при монархии». |
*Демокрит исследовал проблемы этики, в особенности вопросы о справедливости, честности, достоинстве человека. **«Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость» |
Сократ(469-399) и его диалектический метод. |
Недобитюк В.В. Бл-Сх. №29
* Свой метод Сократ назвал диалектикой(искусством спора). **Диалектик- это тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. |
* ***Сократ считал, что познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутается в безвыходных противоречиях. Познатьчеловек можеттолько свою душу. Отсюда – «познай самого себя». |
Главным средством общения считал живую беседу и спор. Книгам нельзя задавать вопросы; живой разговорный диалог превыше того, что написано. |
* В центре философии Сократа –гносеологические проблемы, причем последние – как дополняющие этику. Сократ впервые указал на значение понятий, на роль индукции в их формировании. |
* Сократ противопоставлялсвою позицию софистам, считавшим себя мудрецами, многознающими. Он принял образ ничего не ведающего человека: «Я знаю, что ничего не знаю». Прежде чем заниматься познанием природы, нужно познать самого человека: «Познай самого себя». |
* В основе философии Сократа проблемы справедливости , свободы, истины, счастья, добродетелей, блага. Благо- это особый вид ценностей, служащих человеку. К ним Сократ относил |
*здоровье физическое и духовное |
* дружбу согласие в семье |
*благоустройство государства |
* Поэтому философия Сократа- рационалистический морализм. |
Наличие злав мире Сократ объясняет рассогласованием благих целей с неадекватными средствами их реализации. |
Государстводолжно выступать инструментом реализации справедливости. В морали и политике «лучший» - тот, кто знает, что такое справедливость. |
* Душаявляется «антиподом» тела: если тело состоит из природных частиц, то душа состоит из таких понятия как Добро, Справедливость, Истина. * Благодаря душе человекпознаёт вещи, их место в мире, а главное – отношение человека к человеку, к самому себе. ** Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы. |
. Бл-Сх. №30 ( В.Недобитюк)
* Платон (427-347)- автор более 30 сочинений,основоположник субъективного идеализма. |
О душе как созерцательнице идей и саморазвивающейся программе: «человеческая душа до своего вселения в тело обитала в высшем мире идей… В земной жизни душа «припоминает» то, что было «там» |
**о внутреннем конфликте души; ** об этапах в процессе познания; ** о роли внутренней речи и активности мышления; ** о роли памяти. |
** Бытие разграничивается на несколько сфер, между которыми довольно сложные отношения |
– это мир идей, вечный и подлинный; |
** мир материи, такой же вечный и самостоятельный, как и первый мир; |
** мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов – это мир временных явлений (а потому он ненастоящий по сравнению с вечными идеями); |
Соотношение трех миров можно представить
в виде схемы:
**наконец, существует Бог, космический Разум (Ум-Демиург). |
* Душа имеет такую структуру: разум, волю (страсть) и вожделение (прежде всего благородные желания, влечение к добру, но имеются также и негативные желания). |
* Человек имеет непосредственное отношение ко всем сферам бытия: физическое его тело - от материи, душа же способна вбирать в себя идеи (благодаря «припоминанию идей», которые врожденны, но были забыты) и устремляться к Уму-Демиургу. |
______________________________________________________________ Душа же сотворена Богомлишь однажды, она бессмертна, вечна, способна переселяться из тела в тело (отсюда – воспоминание под воздействием предметов и ситуаций того, что когда-то она созерцала мир идей и что было в прежней душе). |
* У разных людей преобладают разные слои души, в результате чего имеются типы людей: вожделенный, стремящийся к материальным, чувственным наслаждениям; мужественный, в котором преобладают воля, сила, мужество; и тип души разумной, ставящей целью высшие ценности, благо людей и справедливость. |
** В обществе этим типам души соответствуют сословия: 1) производителей: ремесленники, крестьяне, торговцы; 2) охраняющие закон и государство: стражники (полиция), и воины; 3) управляющие государством. |
***Платон впервые разработал идеал государства. . В нем управлять должны философы. У воинов и правителей не может быть даже семьи. **Нет у них частной собственности, утверждается лишь общая собственность. *** В идеальном государстве будет введена жесткая цензура на все литературные произведения, на произведения искусства. ** За «безбожие», отступления от общей «идеи» положено наказание вплоть до смертной казни. |
. Бл-Сх. №31 ( В.Недобитюк)
Философская система Аристотеля (384-322 до н.э.).
*Аристотель- основоположник логики как науки, этики, психологии. Его считают первым историком философии |
Осн. труды - «Метафизика», «О философии», «Политика» и др.
Он считал, что предметомфилософии является «сущее как таковое», которое представляется в аспекте четырех измерений: материи, формы, начала движения (первопричины) и цели. **Предложил в качестве первоначал материю(как возможность, потенцию) и форму(которая является сущностью конкретной вещи). ** Форма и материя - основные сущности, из них рождается все. Отношение материи и формы Аристотель уподобляет отношению мрамора и статуи. Материя имеет тот же корень, что и слово «мать». ** Никаких «самостоятельных идей» (по Платону) не существует. |
*Есть ещё первоматерия– некое бесформенное вещество, пассивный исходный материал, и первоформа- перводвигатель, первопричина , цель всего сущего и одновременно Мировой разум. В качестве основы мироздания Аристотеля выделяет первоматерию.Она наделена двумя парами противоположных качеств: теплое и холодное, сухое и влажное. Их комбинации дают четыре стихии: огонь, воздух, вода и земля. Каждое тело образуется из этих стихий. Главное - определить причины движения, познать природу. *** Природа находится в вечном движении и изменении, она всегда существовала и будет существовать. **Источником движения и развития является «космический Ум»… |
. Бл-Сх. №32 ( В.Недобитюк)
***Аристотель - является основоположником психологии. В трактате «О Душе» он излагает учение о психике, ее процессах и свойствах, о познании, видах памяти и роли ассоциаций, об интуитивном и творческом мышлении, о закономерности развития (биогенетический закон), о способностях и их иерархии. Аристотель рассматриваетДушукак форму реализации тела, характеризует виды души. ** Нус (всеобщий разум) как хранилище души человека после его смерти. **Исследует проблемы двойной регуляции поведения - эмоциями и разумом, чувства и аффекты, роль катарсиса. |
Человека Аристотель считал «политическимживотным», высшее благо которого – счастье, которое возможно лишь при добродетельной жизни (этика). |
*Познание – процесс, включающий а) чувственное восприятие отдельных вещей и их свойств; б) опыт – воспоминания о познанной вещи; в) искусство – знание сущности многих вещей; г) философия – знание первопричин, форм и цели всего сущего. |
* Он критикует теорию Платона об идеальном государстве, где все должно быть общим..«Платон мне друг, но истина дороже». ** В работах «Политика», «Афинская полития» Аристотель излагает взгляды на развитие общества и государства, на законы, право и политику. |
Некоторые его положения актуальны и сегодня: **«Право – это мерило справедливости, регулирующая норма политического общения», **«Человек, живущий вне закона и права, - наихудший из всех людей», ** «Закон- это уравновешенный разум», **« Большинство людей повинуется скорее необходимости , чем рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести..» |
** Философская мысль античности после Аристотеля. Проблема исследования нравственного и безнравственного в учении Эпикура и эпикурейцев; учение стоиков о душе и аффектах. Философско-психологические воззрения скептиков (Пиррон), гностиков (Плотин).
Классический (сократический) период –У-1У вв.до н.э. Важная черта периода – ранний антропоцентризм. Наиболее известные представители: *Софисты: Протагор, Горгий, Критий и др. *Сократ *Платон *Аристотель |
Античня философия ( основные периоды) |
Ранний (досократический) период – У11-У вв.до н.э. Главная проблема философии – вопрос о первоначалах, о субстанциональной основе Вселенной. Основные философские школы и их представители *Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен *Эфесская: Гераклит *Элейская: Парменид, Зенон *Пифагореизм: Пифагор *Атомисты: Левкипп, Демокрит |
Эллинистический период – 1У в. до н.э. – У1 в.н.э. *Скептики: Пиррон, Секст Эмпирик * Киники: Антисфен, Диоген *Стоики: Зенон, Сенека, Марк Аврелий *Эпикурейцы: Эпикур, Лукреций Кар *Академия: Ксенократ, Кратет, Аркесилай, Карнеад |
Бл-Сх. №31 ( В.Недобитюк)
· Философия Древнего Рима. |
. Бл-Сх. №33 ( В.Недобитюк)
* Лукреций Кар- «Ничто не может возникнуть из ничего…Жизнь возникла путем самозарождения из неживой природы» . |
** Марк ТулийЦицерон (106-43)-знаменитый оратор и государственный деятель. Он признавал присутствие в человеке «чего-то небесного и божественного», но отвергал веру в загробный мир. *** Цицерон соединил греческую политико-правовую культуру с римской, которая впоследствии стала основой западной культуры в целом, ввел понятие «РЕСПУБЛИКА» (Res populi – достояние народа). ** Государство, утверждал Цицерон, возникает вследствие необходимости защиты частной собственности, хотя неравенство людей порождается именно частной собственностью. ** Но главная цель государства- заботится о благе народа, а не отдельных его групп. Будучи сенатором , большое внимание Цицерон уделял разработке законов: право- определяющее начало государства. «Без закона и правительства ни дом, ни город, ни нация, ни раса… ни сама Вселенная существовать не могут». ** «Правительство есть говорящий закон, а закон – немое правительство». |
* ** ИмператорМарк Аврелий (121-180) –один из основателей скептицизма и пессимизма: **«Время человеческой жизни – миг, ее сущность – вечное течение; ощущение – смутно; строение всего тела – бренно; душа – неустойчива; судьба – загадочна; слава – недостоверна …все, относящееся к телу, подобно потоку, а относящееся к душе – сновидению и дыму. **Жизнь – борьба и странствие по чужбине, посмертная слава – забвение. |
*** Сенека(04-65): Важная задача каждого человека- преодоление страха перед смертью. «Мы не умираем, мы только прячемся в природе. Ибо дух наш вечен». Какие бы поступки человек не совершал, от совести он не уйдет… ибо она есть основа человеческого духа. «Душа- это бог, нашедший приют в теле человека, …Человек для человека святыня». |
Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения
4.1.Общая характеристика философии эпохи Средневековья. Патристика и схоластика.
4.2. Философия Аврелия Августина (Блаженного)
4.3 Философия Фомы Аквинского
4.4. Реалисты и номиналисты. Скептицизм.
4.5. Мусульманская философия. Аль-Фараби(840-950), Авицена (980-1037), суфизм.
4.6. Общая характеристика философии эпохи Возрождения.
4.7. Литературно-эстетическое направление эпохи Возрождения: Ф.Петрарка,
Дж.Боккаччо, Данте Алигьери, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
4.8. Гуманизм: Эразм Роттердамский, Лоренцо Валла, М.Монтень.
4.9. Социальная философия: Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т.Мор, Т.Кампанелла.
4.10. Натурфилософия эпохи Возрождения: Н.Кузанский, Дж. Бруно, Г. Галилей.
Кризис культуры Древнего Рима |
Источники философии Средних веков
Схоластика (1Х-Х1У вв) *Ранняя схоластика (1Х – Х11 вв.): Пьер Абеляр,Ансельм Кентерберийский, философы шартрской школы *Зрелая схоластика (Х11-Х1Увв.): Р.Бэкон, Уильям Оккам Наиболее яркий представитель периода схоластики – Фома Аквинский Фома Аквинский |
Теоцентризм – главная особенность средневековой философии |
Патристика (II-У111 вв.) *Апологетика(II-1Увв.): Аристид, Юстин Мученик, Климент Александрийский, Афанасий Великий *Зрелая патристика (1У-У вв.): Августин Блаженный *Поздняя патристика (У-УШ вв.): Леонтий, ИоаннДамаскин |
Бл-Сх. №34 ( В.Недобитюк)
** Европейская философии эпохиСредневековья. * ( II- XIV века ) |
Источники философии Средних веков
Кризис культуры Древнего Рима (476- падение Рима) |
Главная особенность средневековой философии-Теоцентризм : признание БОГА в качестве источника и причины всего сущего. **Вторая особенность- креационизм : «Бог сотворил мир из ничего воздействием своей воли благодаря своему всемогуществу» |
Основные этапыпатристики *Апологетика (II- IV вв.) *Классическая патристика (IV- V вв.) *Поздняя патристика (VI - VIII вв.) |
Представители патристики * Тертуллиан, Аристид · Климент Александрийский · Аврелий Августин · ИоаннДамаскин и др. |
* Схоластика(IX- XIV вв)-термин обозначал « школьную философию», которой обучали в монастырских школах |
* Схоластикаразвивает проблемы патристики, систематизирует христианское мировоззрение |
Основные темы средневековой патристики-учения христианских богословов- «отцов церкви» ( греч. Patres- отцы) · Проблема сущности и бытия бога · Происхождение зла в мире · Теодицея ( оправдание Бога)- Как может существовать Зло в мире, созданном Богом ? · Свобода воли человека и возможность спасения Души · Проблема божественной предопределенности истории и человеческой жизни |
Основные этапысхоластики *Ранняя схоластика (1Х – Х1 вв.): Эриуген, Ансельм Кентерберийский, *Зрелая схоластика (Х11-Х111вв.): Фома Аквинский, Пьер Абеляр, *Поздняя схоластика(Х111- Х1V вв.): Дунс Скот, Уильям Оккама Наиболее яркий представитель периода схоластики – |
*Основные вопросы схоластической философии: * проблемы соотношения веры и разума, единичного и общего * о бытии Бога,… возможности спасения Души |
*Аврелий Августин (354-430) –Крупнейший философ и богослов периода патристики... Собрание его сочинений насчитывает более 40 томов. Основные произведения: «О Граде Божием», «Исповедь», «О бессмертии души», «О Троице». |
* Он проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия, систематизировал религиозные знания. ** «Истинная философия и истинная религия- одно и тоже» |
** Бог- един, он и есть высшее благо. Бог есть причина существования всякого сущего и всех его проявлений. ** Он сотворил мир и продолжает его творить. Если бы этот творческий импульс прекратился, то Мир тут же исчез бы. |
*** Бог создал также Пространство и Время, которые существуют только в материальном мире, а вне его - Вечность. Сотворённый мир – временный, таково бытие. |
** Августин объединил в своем учении идеи Платона и христианства, он заявил, что идеи Платона- «это мысли Творца перед актом творения». Августин отождествляет платоновское Единое-благо с Богом… Бог и есть высшее благо, творец мира (как и у Платона)… Мировой ум – Логос Августин отождествляет с Сыном Божьим, и, наконец, Мировая Душа у него отождествляется со Святым Духом. Таким образом, платоновская триада трансформируется в Святую Троицу. |
* Августин является основоположником теодицеи (оправдания Бога). ???= Как может существовать злов мире, который создал Бог, воплощение всякого добра? Августин, как и Платон, рассматривает злокак отсутствие добра. Бог – не источник зла. Адам совершил грех по своей воле, потерял бессмертие и способность самостоятельно творить благо (???) , поэтому всё человечество как носитель первородного греха нуждается в помощи свыше. Благодать несоизмирима с земными заслугами… и дается лишь тому, кто предопределен к спасению. |
· * Августин обосновывает креацинизм. «Бог сотворил Природу и Материю из ничего,исключительно по своей воле»… · Никакой Материи до божественного творения не было… «До твоего Творения вообще ничего не было, кроме Тебя … и все существующее зависит от твоего БЫТИЯ»… |
**Центральная проблемазрелой схоластики- спор об универсалиях, т.е о природе общих понятий… ? Вопрос- обладают ли универсалии реальным существованием или нет? В зависимости от ответа на этот вопрос формируются три позиции: реализм, номинализм, концептуализм |
* Августин обосновывает необходимость церкви. В трактате «О Граде Божием», он утверждает, что два града созданы двумя родами любви: Земной- любовью к себе, Небесный- любовью к Богу. Град Земной- это мир себялюбцев, мир зла, в нем господствует похоть, разврат. Основателем Града Земного был братоубийца Каин. Само государство оказывается «великой разбойничьей организацией». Град Божий- это мир добра… Церковьявляется представителем Божьего града на Земле. |
* ** Вселенная – строго иерархична… Венец творения – человек, но есть ещё и ангелы, которые ближе к Богу… |
*Фома Аквинский(1225-1274)-крупнейший представитель периода зрелой схоластики. Если Аврелий Августин следовал Платону, то Ф.Аквинский основывался на философии Аристотеля. |
* Основные труды «Сумма теологии», «Сумма философии»-где особое внимание Ф.Аквинский уделяет соотношению науки и веры,веры и разума, единичного и общего, о бытии бога, спасение Души… |
Он утверждал, что «все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать… Злорождается в деятельности человека». |
*Проблема соотношения веры и разума = оба ведут к истине, но в случае противоречия между ними – предпочтение вере. Вера ведёт разум, а разум подкрепляет веру. «Философия – служанка теологии» |
*Бог представлен в человеке в виде совести |
* != «Познай Бога и собственную душу: Бога- через душу, душу –через Бога».Углубление в себя есть путь к Богу! !!!!!=Люби бога и тогда делай все, что хочешь… · Воля как сущность личности · Свободакак черта воли, но не разума |
** Августин является основателем мистицизма – учения о божественном проникновении в человеческое познание: на мир постоянно изливается божественный свет. ** Его нет ни в вещах, ни в человеке, но сам человек и его душа способны отражать этот свет. ** Бог – невидимый источник Света, но он делает видимым всё остальное… Познание возможно лишь через лучи Божественного Света. |
*Первичность Бога, первородный грех и другие идеи = нельзя понять без откровения (библии) и веры |
*Душа не отделена от тела. В этом и заключается отличие души от других субстанций (ангелов). |
*Пять доказательств существования Бога: - космологическое- движение есть, всё движется, значит, должен быть источник движения, перводвигатель – Бог; - каузальное– причина, всему есть причина, цепь причин и следствий не может идти в бесконечность, значит, существует первопричина; - онтологическое– в мире не может господствовать случайность = должен быть источник необходимости, т.е.Бог; - по степенисовершенства –все предметы различаются по степени совершенства, должно быть что-то представляющее высшую степень реальности и совершенства; - поцелесообразности – наличие целесообразности в мире предполагает Бога как ее источника |
Как и Аристотель, Аквинский разделяет добродетелина
умственные и нравственные,
но добавляет богословские === они наивысшие: вера, надежда, любовь.
*Смысл жизни = счастье, а счастье – в познании и созерцании Бога |
*Ф.Аквинский отождествляет христианского Бога и аристотелевскую первооснову, но в этой системенет первоматерии, она лишняя…, так как Бог творит Мир из ничего, и только он обладает субстанциональным свойством. |
*Реалисты –универсалии существуют реально, вне конкретных вещей (эйдосы Платона). |
*Номиналисты – вне конкретных вещей универсалии существуют лишь в абстрактных понятиях, именах (лат. «номен» - имя), которыми названы предметы (дом, фрукты..) (П.Абеляр, Д.Скотт, У.Оккама). |
*Универсалии– общее, присущее всем вещам конкретного класса: род, вид, тип (камень – обладает каменностью, человек –человечностью и т.д.) |
*Познание – наивысшая способность человека |