Тема 2. Ведущие эстетико-художественные концепции в английской литературе XVIII века
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ДЖУМАЙЛО О.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к изучению курса
«История страны изучаемого языка: английский роман XVIII века »
Ростов-на-Дону
Утверждены на заседании кафедры теории и истории мировой литературы. Протокол № 5 от 21.01.2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛЬ курса – сформировать представление об английской художественной прозе XVIII века как особом феномене в культуре Англии той эпохи.
ЗАДАЧИ –
1) рассмотреть английскую литературу XVIII века и ее революционную жанровую форму – роман – в системе типологических и идейно-художественных связей;
2) сформировать у студентов представление о необходимости учета культурно-исторических и эстетических феноменов эпохи при интерпретации художественного текста;
3) развивать навыки филологического анализа текста с привлечением терминологического аппарата формальных школ литературоведения при обращении к англоязычному тексту.
Курс предназначен для студентов 3 курса отделения романо-германской филологии.
Виды работы: лекции и практические занятия.
Количество часов – 36
Примечание: Все предложенные фрагменты текстов даются в оригинале.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Историко-культурный контекст развития английской литературы в XVIII веке | ||
Ведущие эстетико-художественные концепции в английской литературе XVIII века | ||
Английский роман XVIII в.: источники и типология | ||
Д.Дефо и его романы в свете идеологии индивидуализма | ||
Идейно-художественное и стилистическое своеобразие романа Д.Дефо «Робинзон Крузо» | 2* | |
Философский роман. Творчество Дж.Свифта. | ||
«Путешествие Гулливера» Дж.Свифта как философский роман эпохи Просвещения | 6* | |
Сентиментальный роман. Творчество С.Ричардсона | ||
Поэтика сентиментализма в романе С.Ричардсона «Кларисса» | 2* | |
Нравобытопиательный роман. Творчество Г.Филдинга и Т.Смоллетта | ||
Формирование понятия Englishness в английской культуре XVIII века («Хамфри Клинкер» Т.Смоллетта) | 2* | |
«Антироман»: экспериментальный метод Л.Стерна | ||
Поэтика метапрозы в романе Л.Стерна «Тристрам Шенди» | 2* | |
Готический роман | ||
Роман Г.Уолпола «Замок Отранто» как модель готического текста | 2* | |
Обсуждение рефератов по курсу | ||
ИТОГО |
* Отмеченные часы проводятся как практические занятия с включением лекционных фрагментов. Предложенные к обсуждению тексты должны быть прочитаны в оригинале.
Тема 1. Историко-культурный контекст развития английской литературы в XVIII веке
Исторический комментарий. Ограничение монархии. Войны и колониальная политика.
Роль Р.Уолпола в политической жизни государства. Парламентские дебаты. Английская законодательная и судебная система. Экономическое развитие. Научные и технические открытия. Изменения в жизни города (Лондон, Бат, Эдинбург). Изменение социальной структуры общества. Укрепление среднего класса. Рост населения. Повышение уровня грамотности. Изменения в частной жизни англичанина.
Идеология индивидуализма. Значение методизма и пуританства для духовной и культурной жизни Англии XVIII века. Рационализм и сенсуалистический эмпиризм как ведущие философские системы. Спор о «человеческой природе».
Формирование образа джентльмена, его влияние на систему персонажей, конфликт и дидактическую направленность романа XVIII века (Г.Филдинг, С.Ричардсон, О.Голдсмит, Г.Маккензи, Л.Стерн, Ф.Берни, Дж.Остен).
Тема 2. Ведущие эстетико-художественные концепции в английской литературе XVIII века
Периодизация английской литературы XVIII века.
Augustan Age. Эпоха Августинцев (1700-1745). Александр Поуп, Джозеф Аддисон, Джонатан Свифт и классические традиции. Подражание литературным формам и предметам, значение воспитания гражданского сознания, стремление к идеалам умеренности, благопристойности и учтивости. Литературная критика начала века (А.Поуп, Дж.Аддисон, А.Купер, А.Шефтсбери). Своеобразие в толковании классического канона. Объем понятий в критических дискуссиях того времени. Развитие журналистики, идеологизация критики, расширение читательской аудитории (Стил, Аддисон «Tatler», «Spectator»).
Спор «древних» и «новых» как водораздел между двумя магистральными эстетико-культурными направлениями. Влияние трудов Локка и Шефтсбери на литераторов той поры. Критика их идей у Поупа и Свифта. Роль сатиры: культурно-исторический комментарий. Жанровая живопись У.Хогарта. Формирование популярной романной формы у Д.Дефо.
Age of Sensibility. Эпоха чувствительности (1744-1785(98)). Интерес к Средним векам и «культурному примитивизму», балладам и др. образцам народной культуры. Интерес к творчеству Чосера, Спенсера и Шекспира как поиск национальных истоков для искусства. Поворот от неоклассической «правильности» к чувствам и интуиции, прославлению original genius и bardic poetry. Специфика понятия «примитивизм». Обращение к возвышенному и воображаемому. Значение трудов Э. Берка о возвышенном. Популярность идей Локка.
Появление английских романистов нравобытописательного и сентиментального толка: С. Ричардсон, Г.Филдинг, Т.Смоллетт, Л.Стерн. Развитие жанровых модификаций романа.
Рост читательской аудитории. «Неэлитарная» направленность литературной критики. Значение «индивидуального опыта» в литературе. Переход от дидактики и наставления к развлекательности. Значение трудов Сэмюэла Джонсона.
Тенденции в английской живописи второй половины XVIII века. «Сцены собеседования» в английском групповом портрете. Садово-парковая культура и архитектура. Ренессансные влияния в начале века, готическая архитектура и «поэтика руин» во второй половине XVIII века. Музыкальная и театральная жизнь.
Тема 3. Английский роман XVIII в.: источники и типология
Английский роман XVI-XVII веков (Ф.Сидни, Дж. Беньян) и революционное значение романа XVIII века. Общая характеристика романа XVIII века. Причины популярности, истоки и типология романа. Интерес к изображению человека третьего сословия. Специфика социально-бытового и философского содержания романа XVIII века. Популярность эпистолярного романа. Формальные новации жанра. «Полиперспективный» роман. Настоящее и прошлое в аналитической структуре эпистолярного романа.
Некоторые источники английского романа. Итальянские «романс» в прозе. Испанская и французская плутовская традиция. Сервантес в Англии XVIII века. Аллегорические традиции: сказка, притча, мениппова сатира и роман идей XVIII века. «Принцесса Клевская» мадам де Лафайетт как предвосхищение психологической и аналитической традиции английского романа (C. Ричардсон).
Некоторые причины популярности романного жанра. Быстрый процесс повышения грамотности населения. Тенденция к уединенной, необщественной жизни; роман как домашнее чтение. Увеличение числа читающих женщин. Развитие капиталистических отношений.
Общая типология английского романа 18 века.
The general studies of manners. Нравобытописательный роман. Основные черты. Особенности сюжета и образа героя. Значение реалий, показ разнообразия классовых и человеческих характеров. (Д.Дефо, Г.Филдинг, Т.Смоллетт, Ф. Берни)
The novel of sensibility and moral instruction. Сентиментальный роман. Общая характеристика. Доминантные темы. Стилевые особенности и аналитическая традиция (С.Ричардсон, Л.Стерн, Г.Макензи).
Тhe novel of ideas. Философский роман. Жанровое своеобразие. Особенности конфликта и сюжета, сатирический пафос, интерпретационная неоднозначность (Дж.Свифта, С.Джонсон, У.Годвин).
The novel of fantasy and excitement. Gothic novel. Готический роман. Типологические особенности жанра (Г.Уолпол, А.Радклиф, М.Г.Льюис, Ч.Мэтьюрин).
The experimental novel. Anti-novel. «Антироман» в свете утвердившихся форм романного повествования XVIII века. Идейное новаторство и формальное экспериментирование («Тристрам Шенди» Л.Стерна).
Сопутствующие роману прозаические жанры и их влияние на развитие романа. Английский памфлет XVIII века. Развитие жанров очерка, эссе. Популярность путевых заметок. Публицистика как один из ведущих жанров в литературе XVIII века.