Письмо x

• ' • *1' •'

Сенека привегстпуег Jlyi |,илин!

(I) Так оно и есть, я не меняю своего мнения: из­бегай толпы, избегай немногих, избегай даже одно­го. Нет никого, с кем я хотел бы иидеть тебя вместе. Убедись же воочию, как высоко я сужу о тебе, если отваживаюсь доверить тебя тебе самому. Говорят, Кратет, слушатель того самого Стильпона, о кото­ром я упомянул в предыдущем письме, увидал од­нажды гуляющего в одиночку юнца и спросил его, что он тут делает один. «Разговариваю с самим со­бой», — был ответ. На это Кратет сказал: «Будь осто­рожен, прошу тебя, и гляди как следует: ведь твой со­беседник — дурной человек!» (2) Обычно мы стере­жем тех, кто в горе или в страхе, чтобы не дать им использовать во зло свое одиночество. Да и никого из людей неразумных не следует предоставлять са­мим себе: тут-то и обуревают их дурные замыслы, тут и готовят они опасности себе и другим, тут к ним и приходят чередой постыдные вожделения. Тут-то все, что стыд и страх заставляли скрывать, выносит­ся на поверхность души, тут-то она и оттачивает дерзость, подхлестывает похоть, горячит гневли­вость. Есть у одиночества одно преимущество: воз­можность никому ничего не открывать и не бояться обличителя; но это и губит глупого, ибо он выдает сам себя.

Вот видишь, как я надеюсь на тебя, вернее, как я за тебя ручаюсь (потому что «надеждой» зовется благо, которое либо будет, либо нет): лучшего товарища, чем ты сам, я для тебя не нахожу. (3) Я возвращаюсь памятью к тем полным силы словам, которые ты про­износил с таким благородством. Тогда я поздравил себя и сказал: «Эти слова не просто слетели с язы­ка, — у них есть прочное основание. Этот человек — не один из многих, он стремится к спасению». (4) Так и говори, так и живи. Смотри только, чтобы ничто те­бя не поработило. Прежние твои моления предо­ставь воле богов, а сам моли их заново и о другом: о ясности разума и здоровье душевном, а потом толь­ко — телесном. Почему бы тебе не молить об этом почаще? Смело проси Бога: ничего чужого ты у него не просишь.

(5) Но хочу, как у нас заведено, послать тебе с этим письмом небольшой подарок. Правдивые слова нашел я у Афинодора: «Знай, что тогда ты бу­дешь свободен от всех вожделений, когда тебе при­дется молить богов лишь о том, о чем можно молить во всеуслышанье». А ведь до чего люди безумны! Ше­потом возносят они богам постыднейшие мольбы, чуть кто приблизит ухо — смолкают, но Богу расска­зывают то, что скрывают от людей. Так смотри, что­бы это наставление нельзя было с пользой прочесть и тебе: живи с людьми так, будто на тебя смотрит Бог, говори с Богом так, будто тебя слушают люди. Будь здоров.

Наши рекомендации