Одна субстанция – разные формы
Прокл говорил: «Божественность каждым своим свойством пронизывает мироздание и отдаёт себя каждой низшей твари». Одним из проявлений Всевышнего является сила воспроизведения, которую он дарует каждому существу, являющемуся частью его божественности. Эти души, небеса, элементы, животные, растения, камни порождают сами себя в соответствии с правилами, и все зависят от принципа плодородия. Все формы являются одной субстанцией, а вся жизнь – одной силой, и все они существуют в природе Всевышнего.
Ещё Пифагор учил, что каждый вид существ имеет то, что называют печатью, данной существу Богом, и что физическая форма каждого из них является оттиском этой печати на воске физической субстанции.
Пифагор верил в то, что в конце концов человек достигнет такого состояния, в котором сумеет отобразить свою большую природу в эфирном теле, налагаемом на физическое тело, и после этого будет обитать в восьмой сфере, или Антихтоне. Отсюда он может вознестись в область бессмертных, которой он принадлежит по Божественному праву рождения.
Пифагор также учил, что всё в природе разделено на три части, и никто не может стать воистину мудрым, пока не будет представлять каждую проблему в виде треугольной диаграммы. Он говорил: «Узрите треугольник, и проблема на две трети решена… Все вещи состоят из трёх» – и разделил Вселенную на три части, которые назвал Высочайший мир, Высший мир и Низший мир.
Высочайший мир является тонкой проницаемой духовной сущностью, пронизывающей все вещи, и, следовательно, истинной плоскостью самого Высочайшего Божества, и при этом Божество является вездесущим,
всемогущим и всеведущим. Оба подчинённых мира существуют в природе этой высочайшей сферы.
Высший мир является обиталищем бессмертных. Это также и место архетипов, или печатей; их природа ни в коей мере не сходна с земной материальностью, но они, отбрасывая свою тень в Низший мир, осознаются только через свои тени.
Низший мир является обиталищем тех созданий, которые состоят из материальной субстанции или же заняты трудами над материальной субстанцией. Это обиталище демиургов, ангелов, которые имеют дело с людьми, и демонов, имеющих земную природу.
Хотя Пифагор, как и его современники, практиковал гадание (возможно, арифмомантию), нет точной информации относительно использовавшихся им методов. У него, как говорили, было замечательное колесо фортуны, с помощью которого он мог предсказывать будущие и весьма отдаленные события, а еще он научился гидромантии от египтян. Он верил в то, что медь имеет пророческие свойства, потому что, даже когда всё вокруг было спокойным, в медной чаше слышалось грохотанье. Он однажды обратился с молитвой к духу реки, и из воды послышался голос: «Пифагор, я приветствую тебя». Говорят, что он мог заставить демонов входить в воду и мутить её и через такое действо, глядя на рябь, мог предсказывать некоторые вещи.
Однажды, отпив из источника, один из пифагорейских Мастеров заявил, что дух воды предсказал на следующий день страшное землетрясение, – пророчество исполнилось. В высшей степени вероятно, что Пифагор обладал гипнотической властью не только над людьми, но и над животными. Он заставлял птиц изменять направление полёта, медведя – прекращать набеги на жилища, а быка – менять пищу, и всё это чисто умственным усилием. Он также имел дар второго зрения, будучи способен видеть вещи на большом удалении и точно описывать события, которые ещё не произошли.
Как знать, может, так и было, а может, всё это выдумки. Но Пифагор так и останется чтим нами и будущими поколениями.
Видение Иезекииля
Взятая из первой протестантской Библии, опубликованной на испанском языке, картина «Видение Иезекииля» показывает Меркаву, или колесницу Иеговы, которая появилась перед Иезекиилем у реки Хевар. Пророк зрит четыре странных создания, каждое из которых имеет четыре крыла, четыре головы и бронзовые копыта. Колеса имеют по четыре глаза, и колес – тоже четыре. Где проходил херувим, там проходили колеса. Пространство между херувимами и колесами заполнено горящими углями. На вершине колесницы расположен трон, на котором сидит похожее на человека создание. Иезекииль пал на колени, когда узрел Меркаву, окруженную клубящимися облаками и пламенем. Из облаков высовывается рука, и пророку приказывается съесть свиток, который находится в руке.
Согласно мистикам, колеса, поддерживающие трон Бога, представляют орбиты планет и вся Солнечная система – это Меркава, или колесница Бога. Один из разделов Каббалы, имеющий дело с искусствами и науками тех плоскостей, которые находятся под небесами, как раз и называется Меркава. В Зогаре написано, что небесный трон в видении Иезекииля означает закон традиций. Появление на троне человека означает писаный закон. Филон Иудейский, описывая херувимов на Ковчеге Завета, говорит, что фигуры являются знаком вращения небес, и при этом один херувим представляет внешнюю сферу, а второй – внутреннюю. Расположение их друг против друга означает два полушария мира. Горящий меч херувима Бытия символизирует центральное движение и возбуждение небесных тел. По всей вероятности, он представляет также солнечный луч.