Пути разные, цель одна: как бог приводит к себе

В перестройку довелось прочитать интересную статью (к сожалению, не помню имя автора). Смысл ее был в том, что духу каждой эпохи соответствует определенный литературный жанр, и неслучайно вторая половина XIX века ознаменовалась расцветом русского романа, а начало XX века дало целую плеяду выдающихся поэтов. Перестроечный же период автор статьи назвал эпохой публицистики. А ведь и правда! И сейчас даже странно себе представить, что люди с ночи занимали очередь на почту, поскольку подписка на журналы «Огонек» или «Новый мир» была лимитирована, и ее приходилось добывать столь героическими усилиями. И что ценители литературы, не мыслившие себе жизни без поэзии или прозы, вдруг резко переключились на газетные статьи и читали их с таким же упоением, как своих любимых писателей. Эпоха публицистики продлилась намного дольше перестройки и дала немало талантливых авторов, которые помогали и до сих пор помогают народу понять, «кто мы и откуда», осмыслить перемены, происходящие в стране и в мире. Но мне кажется, что эпоха эта сейчас подходит к концу. Почти все основное на данный момент, наверное, уже разъяснено. «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф. 13: 9). Конечно, публицистика как жанр никуда не денется, но дух эпохи, наверное, будет выражать нечто другое. Что именно? Поживем — увидим. Я, например, не удивлюсь, если это будут свидетельства очевидцев.

Во всяком случае, такое «развитие сюжета» было бы вполне логично. Теория подтверждается практикой. В споре, когда все отвлеченные аргументы исчерпаны, человек нередко апеллирует к своему личному опыту, к тому, свидетелем чего ему суждено было стать. И тогда, как правило, ничто не в силах переубедить его.

Наверное, не случайно в Латинской Америке, которая во второй половине XX века неожиданно вырвалась в авангард литературного процесса, появился даже особый жанр — «роман — свидетельство» (novela testimonio). А у нас стали так популярны жизнеописания старцев, как минимум наполовину обычно состоящие из свидетельств, и книги о чудесах, полностью составленные из рассказов очевидцев.

Противостояние в мире нарастает, и все больше людей осознает, что первична тут духовная составляющая. Может быть, поэтому, чтобы до наступления решительных событий к истинной вере успело обратиться как можно больше людей, сейчас так обильно изливается благодать, и многие из тех, кто еще вчера обходил церковь стороной, уже не мыслят себе без нее жизни. Их рассказы о воцерковлении, порой настолько поразительные, что напоминают эпизоды из патериков, — это очень важная форма миссионерства. По словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, «примеры сильнее всего действуют на людей, увлекая их к подражанию». Ну, а когда-нибудь — времен и сроков нам знать не дано — свидетельство о Боге и о пути к Нему вновь окажется равносильным исповедничеству. И тогда опять буквализируется смысл греческого слова «свидетель» — martis.

Татьяна Шишова

Рассказывает Светлана Сафиуллина, педагог, кандидат технических наук:

— Родилась я в Казани, в татарской семье. Не могу сказать, что семья моя была глубоко религиозной, но мама верит в Бога и следует исламу во всех подобающих формах. Отец тоже не сомневался в существовании Бога, хотя был коммунистом. Да и мы, дети, были воспитаны таким образом, что для нас не стоял вопрос, есть ли Бог. Мы были уверены, что Он есть. Хотя, конечно, в школе атеистические «прививки» делались. Однажды после очередной такой «прививки» я пришла домой в смущении: вдруг Бога придумали люди? И задала этот вопрос бабушке. Она очень серьезно меня выслушала, усадила напротив себя и сказала: «Знаешь, ты мне подобные вопросы больше не вздумай задавать. Подрастешь — все поймешь. А пока ничего не понимаешь, лучше молчи». Я это запомнила на всю жизнь, и когда впоследствии у меня возникали какие-либо колебания в вопросах веры, всегда вспоминала урок, полученный от бабушки.

Но, веря в Бога, мы с отцом сомневались в посмертной участи человека. Душа не принимала рая, описанного в исламе. Мне даже порой казалось, что это не нравственное совершенствование человека, а какое-то извращение. Сусальное, рафинированное извращение. Впрочем, и в образе Магомеда было нечто смутительное. Не хочу оскорблять ничьих религиозных чувств, но у меня мелькала крамольная мысль: если пророки Божии так нравственно несовершенны, то к чему можно прийти, следуя за ними?

Тем не менее, я считала себя мусульманкой, знала (и до сих пор помню) молитвы. Но религия существовала отдельно, а мои духовные поиски — отдельно.

Потом я переехала в Москву, вышла замуж, родила дочь. И когда мне понадобилось устроить ее в детский сад, одна моя сердобольная знакомая, увлекавшаяся теософией, посоветовала отдать дочку к вальдорфцам в центр лечебной педагогики им. Рудольфа Штайнера. Время было перестроечное, в тонкостях религиозно-философских учений мало кто разбирался, все идущее из-за границы было в новинку и воспринималось на ура. Да и что, казалось, было плохого в заявках вальдорфцев на целостный подход к человеку и на то, что воспитательные подходы должны учитывать психологические особенности ребенка? У меня, во всяком случае, контраргументов не нашлось, и я решила посмотреть. Пришла. Руководителями центра оказались иностранцы. И не откуда-нибудь, а из самого Дорнаха, где Штайнер основал антропософское общество! Мне они очень понравились: развитые, образованные, альтруистичные. Согласитесь, не так уж часто встретишь, чтобы директор центра в 5 часов утра вставал и собственноручно мыл на работе полы. Я думаю, это были не просто очень рафинированные, но и наиболее правильные вальдорфцы. А поскольку в этой системе есть не только плохое, но и много хорошего, впечатление у меня поначалу сложилось самое благоприятное. Я, как и многие другие родители, обращала внимание лишь на внешнюю сторону вальдорфской педагогики, не понимая, ради чего эти люди так самоотверженно трудятся.

Но Бог, как известно, все может обратить во благо. Так и меня встреча с вальдорфцами заставила задуматься о христианстве. При первом знакомстве они сразу же дали мне одну из своих многочисленных брошюр о Христе. Я, конечно, знала об Иисусе, ведь мусульмане считают его пророком. И меня всегда волновал вопрос: почему Христос, такой совершенный и высоконравственный, не остался последним пророком? Почему после него пришел Магомед — такой, какой он есть? Книжка вальдорфцев меня очень заинтересовала. Я ее читала, перечитывала. И вот однажды, когда дома никого, кроме меня, не было, уснула с этой книжкой в руках и увидела сон, который перевернул всю мою жизнь.

Во сне я очутилась в совершенно незнакомом провинциальном городе. До сих пор помню его в деталях. Потом я даже нарисовала своей православной подруге подробный план. Слева от меня был забор, а за ним — дивный сад, весь в цвету. Отчетливо помню и время года, и время дня: часов 5 вечера, буйная весна. Навстречу мне несется тройка лошадей, запряженная в красивую коляску, обитую кожей, с откидным верхом. Подъехав, тройка остановилась, и я увидела дородную монахиню с большим золотым крестом на груди. Я и сейчас вижу ее так отчетливо, как будто она сидит напротив меня. Рядом с ней была другая монахиня, старенькая, худенькая. Она сошла по двум ступенечкам ко мне и посмотрела на меня с такой тревогой, с таким сочувствием. Никогда не забуду этот взгляд. А потом протянула мне на ладони овальное изображение. Моя религия не разрешала мне заходить в православные храмы, поэтому я многого не знала и никогда не видела. Теперь-то я понимаю, что мне протягивали икону в окладе. А тогда, делаясь с подругой впечатлениями, я описывала это так: «Монахиня показала мне чеканку, на которой выбито изображение Божией Матери. На коленях у нее Младенец и еще что-то: то ли шар, то ли булава. Непонятно…» Но Ольга, моя православная подруга, сразу догадалась. «Тебе, — сказала, — „Державную“ икону показали».

Протянув мне икону, старенькая монахиня произнесла, качая головой: «Молись, молись! Может быть, спасешься».

И все будто растворилось. Я проснулась с чувством, что действительно побывала в каком-то другом месте, и долго не могла отойти от нахлынувших переживаний. Это случилось в марте. А через какое-то время мне нужно было решить, стоит ли устраивать дочку в вальдорфскую школу. И тут вдруг моя подруга Ольга принялась меня упрашивать, чтобы я съездила с ней в Дивеево.

— Может, монахинь своих увидишь, — говорила.

— Да как я поеду? Мне же нельзя!

— А ты не будешь в храмы входить. Просто прогуляешься со мной за компанию.

Ну, я и согласилась.

В Дивееве я все-таки вошла в Троицкий собор. Вошла с большим страхом. С одной стороны, я опасалась опошлить своим присутствием богослужение. А с другой, считала, что раз уж Бог создал меня мусульманкой, я не должна изменять вере отцов. Поэтому, войдя, я приникла к колонне, как бы впечаталась в нее, мечтая сделаться невидимой. Мне казалось, стоит на меня посмотреть — и сразу будет понятно, что я не христианка. Но при этом я с интересом сравнивала происходящее с тем, что мне доводилось видеть в мечети. Я заметила, что ритм молитвы совершенно идентичен мусульманской. А потом… Потом произошло нечто необычайное. Когда собравшиеся в храме запели — сейчас, задним числом, мне думается, что они пели «Верую», — у каждого поющего из темечка протянулись к куполу живые трепещущие ленточки. Я по образованию химик. Наверное, поэтому увиденное напомнило мне сгущенный воздух. Такого синевато-серого цвета бывает жидкий азот. Потом я эти ленточки обнаружила на иконах, изображающих архангелов. У них за ушами именно такие ленты. Только на иконах они непрозрачные, а у людей в храме были прозрачные. И я в этот момент всем сердцем, всем своим существом поняла, что здесь происходит то, чего нет больше нигде. Нет и не может быть! И вопросов о том, Кто есть Христос, а кто — Магомед, что есть Православие, а что — ислам, для меня не осталось. Хотя человеку, который не испытал ничего подобного, наверное, бесполезно это рассказывать. Слова тут бессильны. Почувствовать истинность или неистинность чего бы то ни было можно только сердцем.

Ну, а дальше было еще удивительней. Я не сомневалась, я опять-таки сердцем чувствовала, что монахини из моего мартовского сна реально существуют. Но ни того сада, ни забора в Дивееве не обнаружилось — никаких намеков на городок, который мне привиделся во сне. И потом, в Дивееве — говорила я Ольге, — монахини ходят в каких-то «колпаках» (я тогда не знала, что это клобуки), а монашки из моего сна были в «пирожочках» (скуфейках). В конце концов, так ничего и не найдя, я засобиралась домой.

Приезжаем мы с подругой в Арзамас: билетов на Москву нет и не предвидится. Как ехать, непонятно. Но Ольга не унывает:

— Это, наверное, воля Божия. Давай сходим на вечернюю службу.

Едем мы с ней на автобусе, и вдруг она как закричит:

— Смотри, Светлана! Смотри! Твой забор! Твой сад!

И вот мы выходим с ней из автобуса в Арзамасе на том самом месте, где я побывала во сне. В совсем незнакомом для меня городе.

Я опрометью помчалась в ту сторону, откуда ко мне подъехала тройка лошадей. И увидела Никольский монастырь! Он тогда только-только открылся. Я вбежала — и ноги у меня подкосились. Во дворе стояла та самая дородная монахиня с большим крестом. И встретила она меня словами:

— Наконец-то приехала…

Не знаю, может быть, так все игуменьи встречают гостей, а, может, у меня на лице было написано, что со мной происходит… Но почему-то мне кажется, что она меня тоже узнала.

Не спросив, кто я и откуда, она сказала:

— Ну иди, молись.

В храме были одни монахини.

Я вошла и увидела прислоненную к алтарю «чеканку», только увеличенную раз в двадцать, — «Державную» икону Божией Матери.

Ко мне подошла вторая, старенькая, монахиня из моего сна. Взяла меня под локоточки и со словами «Иди, помолись» поставила меня прямо перед этой иконой.

Не буду долго рассказывать, что со мной происходило. Скажу только, что все во мне содрогалось. В один миг у меня переменилось отношение к своей жизни и к миру. Потрясение было настолько сильным, что я потом недели две не могла говорить. Не то чтобы онемела, а просто слова были излишни. И я приняла решение креститься. Мне было совершенно ясно, что без этого — не жить. На праздник Рождества Богородицы мы с мужем и дочкой покрестились.

Правда, вернувшись из Дивеева, я еще какое-то время общалась с вальдорфцами. И не просто общалась, а очень активно им помогала. Они даже пригласили меня на семинар, где «ковались» новые кадры. Но это стало началом конца.

Дело в том, что я вела себя не так, как подобает новичку. Я задавала вопросы. Видимо, достаточно сложные. По крайней мере, мне на них не дали вразумительного ответа. Например, руководители семинара говорили о каких-то кристально чистых пространствах чистого разума и о том, что человек сейчас может развиваться духовно именно через разум. Дескать, век такой на дворе: Небеса можно взять только умом. Я спрашиваю: «А как же быть с сердцем? Как вы сердце очищаете? Оно же с умом связано».

Руководитель растерялся и взял тайм — аут аж на две недели.

Потом я спросила, как они справляются с грехами. Что можно с ними умом сделать? Он тоже не смог ответить. Что такое грех, он, похоже, вовсе не знал.

А тут еще выяснилось, что им наши старцы как бельмо на глазу. Мол, все это позавчерашний день, Небеса закрыты… Я опять не смолчала. И когда на семинарах предлагалось читать какие-то бесконечные поучения их гуру, я возьми да и предложи читать «Отче наш».

Короче, вылетела я оттуда с треском. О чем, конечно, не жалею. А вслед за мной ушли и многие другие люди. Семинар этот, слава Богу, распался.

А через некоторое время случилось еще одно великое чудо. Дело в том, что я серьезно захворала. У меня определили опухоль, причем очень нехорошую. Я уже с трудом ходила, постоянно пила обезболивающие средства. И перед операцией, которая была неизбежна, поехала в Псково-Печерский монастырь. Мне хотелось духовно подготовиться к операции: хорошенько исповедаться, причаститься. А дальше положиться на волю Божию.

Я поехала на Успение с другой своей подругой, Еленой, которая может засвидетельствовать, что все было действительно так, как я рассказываю. В Псково-Печерском монастыре в этот день выкладывают красивую дорожку из цветов. Мы с ней тоже немного поработали. Она старалась меня оберегать от столкновений с людьми, потому что рука у меня сильно болела, и даже легкий толчок был бы мучителен. Я исповедалась, причастилась. А потом совершался чин погребения Божией Матери, и по красивой дорожке из цветов был устроен крестный ход от Михайловского собора до Успенского. Нас помазали, и я помню, как стояла на соборной площади перед Успенским собором, как ликовали колокола, и было такое чувство, будто внутри меня все взрывается, каждая клеточка. То ли от радости, то ли от звона. В приподнятом настроении мы вернулись, чтобы немного поспать. А утром я вдруг понимаю, что мне чего-то не хватает. Чего? Я даже сразу не догадалась. А не хватало боли! И… опухоли. А ведь она к тому времени уже выросла с гусиное яйцо. И вдруг превратилась в горошинку! Ну, а по прошествии некоторого времени и вовсе исчезла.

В заключение хочу сказать следующее. После той встречи с монахинями, оглянувшись на свою жизнь, я поняла, что Бог всегда промышлял обо мне. И теперь я уверена, что Он никого — ни иудеев, ни мусульман, ни язычников, ни даже атеистов — не оставляет без внимания. Он всем Своим созданиям смотрит в сердце. Меня Он прямо-таки за волосы вытащил из той ямы, в которой я находилась. Из ямы моих предрассудков и заблуждений насчет веры отцов. Нет другой веры, она у всех одна. И нет другого Бога, кроме Бога Троицы. Так что моя история не о том, как я пришла к Богу, а о том, как Бог меня привел к Себе.

Записала Татьяна Шишова

08 / 06 / 2009

Комментарии читателей:

2009–07–22 16:54 ирина :

Спаси Господи создателей сайта «Православие.Ру» и всех нас ищущих Истину! Очисти нас, Господи, раскрой сердца и наполни любовью! Сомневающемуся Виталию сообщаю, Светлана Сафиуллина — живой человек, мой добрый друг и Богом данная сестра уже более 25 лет. Свидетельствую, что все описанное действительно было, Слава Богу! И чудны дела Твои, Господи! Когда узнаешь конкретные истории, понимаешь, что никакая человеческая фантазия не может соперничать с Промыслом Божиим. Спасибо Т. Шишовой, сумевшей так ясно и коротко изложить многолетнюю историю поисков, сомнений, страданий и открытий живого, очень близкого мне человека, на пути ко Господу! И, слава Богу, что движение это продолжается! Желаю всем ищущим — обрести с помощью Божией и веру и надежду и любовь! Р.Б.Ирина

2009–06–24 00:15 Светлана :

Большое спасибо за расказ и Ваш сайт. Мне кажется, что многие испытывают, что то подобное. Особенно в начале.

Спаси всех нас Господи.

2009–06–23 20:40 Любовь :

Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Верую! Я счастлива находиться среди верующих людей, к сожалению, в моей повседневной жизни их рядом нет. Так хочется всем сказать — откройте сердца и души! Как правильно сказано, что сейчас так обильно изливается на всех благодать Божия и надо молиться за тех, кто это не чувствует. И это правда, у каждого свой путь к Господу. Помоги, Господи, пусть все, за кого болит душа, познают истинную веру Христову! Спаси всех, Господи! Спасибо за сайт! Спасибо, братья и сестры, что я могу здесь с Вами делиться самым сокровенным!

2009–06–22 17:39 Елена :

Благодарна автору статьи и Валентине, оставившей свой комментарий 2009–06–09(14:25).

Золотые слова!: «не возмечтать, не почувствовать себя особым. Продолжать просто мыть полы, просто варить борщ, продолжать выполнять свои служебные обязанности, но при этом держать равнение на Христа, на Всех Его Святых.».

Трезвость!

А на счет неверия, очень жаль, Виталий, что в Вас закрадывается это чувство — нельзя забывать, что Господь ВСЕМОГУЩИЙ. Это ведь Истина. Как же можно ставить под сомнение путь автора статьи… это только доля капли силы Божьей. Пути спасения ведь тянутся и из рода в род! (Почитайте житие прав. Алексея Мечева). Господь Промышляет каждый шаг наш! Не сомневайтесь!: —)

Спаси Господи за сайт!

2009–06–19 17:18 Диля :

Слава Тебе Господи! Слава Твоей Силе Господи! Верю, верю и ещё раз верю всё, что в этом рассказе было написано…..

Я сама была когда-то мусульманкой и жила в далёком Таджикистане, где Православных храмов было очень мало….Но Господь каждого ведёт к Себе, только Ему одному известными дорогами. Меня ОН вёл с 10 летнего возраста, всё началось с детской Библии, которую мне подарила мамина подруга. Больше всего в Библии меня тронули места про Иисуса Христа, я выучила «Отче наш» всегда читала его и стала замечать что после молитвы с просьбой о примирении родителей(они много ругались), сразу прекращались все ругани и многое другое…Позже в 15 лет я подняла вопрос о Крещении, мне было отказано, но у меня душа тянулась к Богу и я стала читать намаз, но я ничего не понимала в этой молитве, а Господь Иисус Христос как-то отшёл на задний план, но когда мне было плохо или были какие-то проблемы я всегда читала «Отче наш» и мне всегда это помогало. С тех пор прошло очень много времени и сейчас мне почти 30 лет, крестилась в 24 года, полюбив русского парня, но я была уже очень — очень далека от Бога, да и мой Вова был далёк от Церкви, но потом он умер, оставив мне маленькую дочь и к Богу по настоящему пришла в 27 лет и сейчас больше всего на свете я боюсь от Него отпасть…. В Православии я нашла ответы на все вопросы и хочу прокричать: СЛАВА ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЕ!СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ!СЛАВА ТВОЕЙ МУДРОСТИ! СЛАВА ТВОЕМУ МИЛОСЕРДИЮ!СЛАВА ТВОЕМУ ДОЛГОТЕРПЕНИЮ, ДОБРОТЕ, НЕСКОНЧАЕМОЙ ЛЮБВИ, ЩЕДРОТАМ….

БУДИ ИМЯ ГОСПОДНЕ БЛАГОСЛОВЕННО ВО ВЕКИ. АМИНЬ.

2009–06–18 12:45 Анна :

Спаси Господи всех, прочитала статью и слезы радости появились на глазах. Так как я сама православная казашка, Господь тоже меня привел к истинной вере, воцерковил, а было время, что ничего в православии не знала, но знала, что именно Бог, Господь Иисус Христос, и перед моим Крещением, мне Господь Сам Себя явил, наше небо разверзлось и я увидела Трон и на Троне Кто-то сидел, не помню или Сам Бог — Старец, как на иконах пишут, или Сам Господь, и еще Кто-то на облаке был, только как бы внизу у Ног Господа, цвета разные были, розовый и голубой почему — то, еще я подумала, что Трон как у нас на земле. А небо, как пишут, РАЗВЕРЗЛОСЬ, так и разверзлось, потом я подумала, что это мне показалось, и опустила голову, конечно же, когда подняла голову, то уже ничего не было, и пожалела о том, что опустила голову. Сейчас мне очень хочется посвятить жизнь свою Господу, и сознательно мне хочется отдать свою жизнь, т.е. принять постриг, но сначала послушание, к принятию монашества шла 3 года, думаю и знаю, что достаточно. Спаси вас всех, Христос Милосердный! В крещении Анна.

2009–06–17 23:19 Анна :

Виталий,

Когда читала рассказ, у меня не возникло сомнений в правдивости истории.

Потому что если это творческий вымысел, то просто бесчестно было бы выкладывать это здесь, на портале, посвященном вере, посвященном православию.

Говорить о вере, и при этом осознанно лгать, даже в самых возвышенных целях — по-моему, это несовместимо.

Меня тоже поразила яркая и складная картина обращения. Но Господь еще и не такие чудеса может являть…

2009–06–17 16:45 Юлия :

Спаси Господи! Было очень интересно, навернулись слезы радости — Какой милосердный наш Господь. Понимаешь как хочется во всем быть достойным своего Создателя, идти вслед за Христом, подвизаться по мере сил.

2009–06–16 22:48 Георгий :

Знаете братья сестры неисповедимы пути Господни! Просто рад иметь возможность в жизни сказать: храни вас Бог!

2009–06–16 21:31 Виталий :

Да уж история необыкновенная. Хочется надеяться что это правдивая история, а не пропаганда истинности веры. Очень складно рассказывает педагог, доктор технических наук. Боюсь очень узнать, что это творческий вымысел. Очень боюсь. Вот бы увидеть эту Светлану воочию. Простите меня за мое маловерие. Но мое чутье мне подсказывает, что не все здесь так чисто. Прости меня Господи если это все правда, а не вымысел. Просто зная как ревностно о. Тихон относится к православию мой скептический склад ума, думаю это тоже не так плохо иметь такой склад ума, приходит к выводу, что здесь работает пропаганда. Усиливает это еще и очень яркая картина обращение неверной. Еще раз прости меня Господи. Буду очень рад если Вы мне напишите и как-то переубедите. Хотя моей веры факт фальсификации, если он здесь присутствует не уменьшит, но…

2009–06–16 18:07 Анна :

«Так что моя история не о том, как я пришла к Богу, а о том, как Бог меня привел к Себе.»

Потрясающая история!

Да, это действительно так — Бог приводит нас к себе.

Вспомнила свой путь к воцерковлению. Хотя не было таких чудес, но просто удивительно, глядя на свое прошлое, осознавать, как заботливо и с любовью Господь складывал одни жизненные обстоятельства с другими, чтобы в результате я пришла в церковь и поняла, что там, в церкви, есть Бог. И почти всю службу рыдала от чувства, что, наконец, пришла домой…

2009–06–14 01:26 Константин :

«… — Прости, Милок! — Можно загадаю тебе загадку? — ??!..Давайте!! — Зимой и летом — одним цветом??! (напротив стоянки моей машины и меня, утомленного и раздосадованного рабочим днём и неуспехами, стояли, за забором, ярко-зелёные ёлочки) — Да! Да! Всё понятно!!! Как эти — всегда „одним цветом“!!!! (Легкость и Радость на душе — НЕ — О–ПИ — СУ — Е–МА — Я–А — А!!!!!) — То-то и оно, мой Милый! То-то и оно!!!.. — Спаси Господи, Бабушка!! Спаси Христос!!!!..» — Вот такими «ВЕЧНОЗЕЛЁНЫМИ» в Любви и Вере хотелось бы оставаться ВСЕГДА, несмотря ни на какие ситуации и искушения в жизни!!Аминь!!

2009–06–12 19:53 Ольга :

Большое спасибо за такую замечательную статью. Читала и плакала, сразу вспомнила все свои испытания, которые выпали на мою долю за последние три года, но только благодаря им я пришла к Вере. На все Промысл Божий.

2009–06–12 16:45 Наталья :

Какое счастье прийти к БОГУ! Мой приход был тоже не простым… Но самое ужасное — это отпадать от БОГА, удаляться от него! Я самое недостойное его создание, Молите БОГА о мне братья и сестры!

2009–06–11 18:10 Руслан :

Спасибо огромное за статью и за сайт. Очень интересно и поучительно. Спаси вас Господи!

2009–06–11 15:07 Лариса, Севастополь :

Долгое время я была, так сказать, сочувствующей: молилась, иногда посещала Храм, верила, но понимала ничтожно мало. Теперь, подбираясь к возрасту Иисуса Христа, Православие словно открывается мне. Было и у меня много необъяснимых, с точки зрения человеческой логики, случаев, но один очень хорошо запомнился. В кругу друзей затеяли разговор о религии, а меня как — бы сон сморил, и тут я увидела такое, словами не описать: ожившие иконы, сменяют одна другую, лики Святых, Спасителя, Царицы Небесной, огненный Серафим, потом Черное море, шум и ветерок… и опять лики, смотрят с любовью, не осуждают меня, многогрешную…. все объемное, живое, цветное, красоты несказанной… Я очнулась и поняла, что не имею права потерять эту Благодать Господню! С тех пор начала воцерквляться, посещаю монастырь Св. Климента — первого крестителя Крыма, горжусь своим городом Севастополем с которого пошло Крещение Руси.

Спасибо Вам за Ваш сайт! Здесь я нахожу ответы на все вопросы! Вы несете истину. Бог в помощь!

2009–06–10 13:03 Екатерина :

Хочу тоже рассказать как я пришла в церковь. Сначала в 1989 году я пришла в политику, и все, что не исходило от государства и существующей власти привлекало меня, в те годы по делам я часто бывала в учреждении, которое находилось рядом с храмом, тогда единственной в городе Никольской церковью. Меня непреодолимо тянуло зайти, но я боялась. Мало сказать, что я не из церковной семьи, мой дед, которого я очень любила, был воинствующим атеистом. Но я решилась, зашла первый раз как была в джинсах и куртке, никто меня не ругал. Я постояла и поставила свечку. Так иногда я стала заходить в церковь, но креститься на тот момент была не готова. А в 1995 году на очередных выборах ко мне просто стал вязаться один парень с довольно странными философскими взглядами. Он вел долгие беседы со мной и моей матерью, причем речи его как бы затягивали. Я поняла, что он вербует нас в секту, мне стало страшно, я пошла и покрестилась, а вскоре крестились и мои мать, брат и тетка. В последующие годы на долю всех нас и меня лично выпали тяжелые испытания, а помогла только вера в Бога. Я и сейчас живу далеко не так как очень воцерковленные люди, но стараюсь соизмерять свою жизнь со Христом. Надо молиться и Бог услышит нас. А сектанты с тех пор никогда ко мне не приставали.

2009–06–10 09:51 Зинаида :

Да будет благославенно имя Господне вовеки!

Его ЛЮБОВЬ к нам делает великие чудеса!

То,о чем описано в статье, может почувствовать каждый человек, было бы желание придти в нашему славному ГОСПОДУ!

Он спасает всех, кто хочет и даже кто не хочет этого (вспомните апостола Павла). И потому за такое свидетельство большое спасибо, что не промолчали. О чудесах нужно всем свидетельствовать всем! Только факты для людей с необрезаным сердцем это поможет придти к Богу!

Да мир и благодать ГОСПОДА нашего будет со всеми вами!

2009–06–10 03:39 YULYA :

SLAVA,TEBE,GOSPODI! I ogromnoe spasibo sozdatelyam za sait!Jivu za granicey i etot sait — moya otdushina! Prinyala pravoslavnoe kreshenie tolko posle tyajelih ispitanii v jizni. Daje pobivav,na tom svete, v sostoyanii klinicheskoy smerti,pravoslavnoy hristiankoy stala ot bolshogo ispuga — ispitala na sebe vlyanie koldovstva, okkultizma i magii. A do etogo — gordinya i samolubovanie! Zato yeper znay na 200 %-nasha jizn VECHNAYA i tolko ot nas zavisit — KAKAYA ona budet!A Nikolay Ugodnik pmogal baschetnoe kollichestvo raz!Slava,TEBE, GOSPODI!

2009–06–10 00:29 Ирина :

Большое спасибо Татьяне Шишовой за статью! Всегда с большим нетерпением жду ее публикаций! Пишите, помоги Вам в этом Господь! Мы, как никогда, нуждаемся в таком поучительном чтении, ведь противостояние, действительно, возрастает весьма стремительно!

2009–06–09 20:18 Евгений :

С некоторых пор с большим вниманием слежу за публикациями Т.Шишовой, а записанный ею рассказ Светланы Сафиуллиной взволновал особенно. Вслед за Викторией повторяю: «Потрясающе. Верю».

Меня к Богу и в конечном итоге к Православию привёл «Идиот» Достоевского — книга, от которой я едва не сошёл с ума (а впрочем и сошёл — в хорошем смысле). Тоже были и яркие пророческие сны… Да, Бог приводит нас к себе разными и Ему одному ведомыми путями.

2009–06–09 14:25 Валентина:

Счастливы те люди, могущие принять изливающуюся на них Благодать через цепь неслучайных событий.

Каждый из нас, пришедших в Храм, мог бы написать небольшую книгу. Хочу всем пожелать только устоять под крышей Храма, удержать Благодать, так обильно нам данную, не возмечтать, не почувствовать себя особым.

Продолжать просто мыть полы, просто варить борщ, продолжать выполнять свои служебные обязанности, но при этом держать равнение на Христа, на Всех Его Святых. Это как в бою.

«Ни для торжества и играния пришли мы на эту землю, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай.» св. Игнатий

2009–06–08 15:17 Виктория :

Потрясающе. Верю. Только так это и могло случиться. В моей жизни, как тогда мне казалось, была сильная трагедия и еще несколько минут и я бы выпрыгнула в окно, но именно в этот момент я закричала: «ВЕРУЮ!» и все остановилось, а перед этим была страшная авария, когда я не очень-то религиозный человек, опять-таки закричала; «Господи, помоги!», а потом во сне или на яву я увидела Николая — чудотворца. Но еще прошло несколько лет прежде, чем я стала ходить в Храм.

2009–06–08 14:51 Сергей :

Я тоже так пришел к вере.

2009–06–08 14:17 Марина Петровна :

Замечательная статья. Спасибо. Я первый раз пытаюсь высказать своё мнение, хотя этот сайт стал моей путеводной звездой. Один раз пыталась обратиться за помощью к священику, но ответ не получила, это было примерно за месяц до Пасхи. Обиды нет, просто Сам Владыко неба и земли ответил на мои вопросы и указал на ошибки. За 4 дна до Пасхи в душе стало спокойно, а мне было указано на псалом Асафа 72 стихи 2–3 и 21–22, именно эти строчки сильно задели меня. Но хочется рассказать немного о другом событии в моей жизни. У меня проблемы с сердцем. Несколько раз теряла сознание на улице. В один из таких падений я увидела перед собой странный свет, похожий на солнечный, но глаза совсем не резало. Я понимала, что всё не реально, но сделала шаг… Было ощущение, что я растворилась в нём. Очень трудно выразить все чувства, которые я испытала — тепло, я поняла, что не одна, я ощущала заботу и любовь, ничего подобного я раньше (да и потом)не испытывала. Но пришлось вернуться в реальность. Еще долгое время я хранила в душе это чувство. Я перестала бояться смерти, приступы прекратились. Но к моему сожалению я много потом натворила ошибок. О том, что со мной произошло, я рассказала только одному человеку, не хотела, чтобы меня посчитали ненормальной. Но в прошлом году, во сне я увидела этот свет и свой образ, который растворился в нём. Я решила, что должна умереть, мои сны сбываются (но это длинная история). Я объяснила подруге, как пользоваться банковской карточкой, одним словом — устное завещание. Но прошло много времени, и только на прошлой неделе, на вашем сайте, в архивных статьях(после вечерней молитвы)я познакомилась с выдержками из книги Лествица «О стяжании Святого Духа». А на следующий день, скачала озвученный вариан этой книги (я не знала, что услышу уже знакомые слова). Совпадение? Увы. Я не святая, скорее наоборот, но каждый, кто отворит дверь своей души, получит помощь и может изменить свою жизнь.

2009–06–08 13:19 Константин :

C Праздником вас!

Очень важную тему затронула Татьяна Шишова. И этот рассказ, как раз, очень полезен и поучителен. Создание и регулярное обновление раздела на эту тематику действительно очень важно. Да… Ни в коем случае не останавливайтесь в развитии сайта! Вы на правильном пути. И, что очень важно — своем. Спасибо.

Милости Божией во всем!

Ваш читатель.

МАТЬ НИКТО НЕ ЗАМЕНИТ

Казалось бы, это аксиома: мать никто не заменит. С детства мне врезался в память рассказ о маленьком М.Ю. Лермонтове, который в три года лишился матери и с тех пор тосковал. Невосполнимая ранняя утрата наложила отпечаток и на характер будущего поэта, и на всю его судьбу. Тоска эта сквозит во многих произведениях Лермонтова. Где-то он говорит о ней прямо («В младенческих летах я мать потерял. / Но мнилось, что в розовый вечера час / Та степь повторяла мне памятный глас. / За это люблю я вершины тех скал, / Люблю я Кавказ!»), где-то упоминает о матери вскользь, но чувствуется, что это непроходящая боль, неизбывная печаль («Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал. Ее певала мне покойная мать»). И образ Мцыри, который «никому не мог сказать священных слов „отец“ и „мать“», — это отголосок той же тоски.

Еще помню девочку, с которой мы учились вместе в музыкальной школе. Ей было лет 10–11, когда ее мама умерла от рака. Помню ощущение краха. Крушения мира. Ощущение очень острое, хотя мы с ней не дружили. Я даже забыла, как ее зовут. Но для того, чтобы почувствовать боль и ужас ее утраты, не нужно было быть близкой подругой. Все: и стар, и млад — понимали, что потеря матери для ребенка — трагедия. Причем, если «млад», то есть мы, росшие в мирные 1960–е годы, в основном видели смерть родителей в кино про войну (кроме этой девочки, никто из моих друзей и знакомых так рано матери не лишился), и для нас это было нечто из ряда вон, то поколение бабушек, которые поджидали нас после занятий, казалось бы, всего навидалось за свою многострадальную жизнь. Но за девочку они переживали ничуть не меньше нашего. Потому что мать у человека одна, и этим все сказано.

Помню и друга, безвременно ушедшего в 1990–е годы. Он был подкидышем, воспитанным пожилой родственницей, которую называл мамой (хотя она не скрывала от него правды). Рожденный в глухой деревне, не имея никакого, как тогда говорили, «блата», он стал известным театроведом, защитил диссертацию, жизнь его была яркой, насыщенной, интересной. Но даже в самые радостные минуты на дне его глаз обитала печаль. Он знал, что мать его жива и вполне благополучна. Повзрослев и поумнев, она вышла замуж, родила двух детей, а ту часть жизни, в которой был он, отрезала, как отрезают ненавистное изображение на фотографии. Да и он не самым ужасным образом прожил без нее почти 40 лет. Но в канун сорокалетия вдруг сорвался с места и поехал туда, где она жила. И до ночи простоял под окнами, так и не решившись зайти в дом. При этом он искренне любил свою приемную мать, а с родной, даже если бы она вдруг что-то почувствовала и вышла на крыльцо, у них вряд ли установились бы нормальные родственные отношения. Но место, которое она занимала в его сердце, не могло быть занято никогда и никем.

Еще недавно такие вещи понимались без объяснений. Теперь нередко приходится не просто объяснять, а разжевывать. И все равно многие не понимают.

Скверный анекдот

О том, что собой представляют эти изменения, я стала задумываться, пожалуй, с тех самых пор, как в нашей стране начали продвигать идеи ювенальной юстиции. Когда мы говорим об отличии западной ювенальной модели от существующей у нас системы защиты детей (а она, конечно же, существует, как бы нас ни уверяли в обратном ее противники!), мы обращаем внимание, прежде всего, на два обстоятельства. Во-первых, ювенальная юстиция создает детям широкие возможности судиться с родителями из-за ущемления своих прав, которые толкуются весьма расширительно и либерально: что юридически не запрещено, то разрешено. И, во-вторых, при этой системе значительно облегчается изъятие детей из семьи. Фактически любого ребенка можно под тем или иным предлогом забрать и передать в приют или приемную семью. Примерам, без преувеличения, несть числа. За последние пару лет они посыпались, как горох из мешка. Многие кажутся анекдотичными, хотя, конечно же,

Наши рекомендации