Понятие метафизики и изменение ее статуса историческом в развитии философии

Метафизика(от греч. meta – сверх, над) – философское учение о сверхчувственной реальности, находящейся за пределами чувственного опыта, эксперимента, наблюдения. Чувственному опыту доступна только малая часть реальности. О том, что находится вне такого опыта, человек задумывался еще с глубокой древности. Прежде всего, множество людей размышляет о вечности, бессмертии, бесконечности, Боге, свободе, мировоззрении и т. д. Совокупность подобных размышлений характеризуется как метафизика, или сверхчувственная реальность.

Термин «метафизика» ввел Андроник Родосский, один из систематизаторов трудов Аристотеля в I в. до н. э., таким образом обозначив группу трактатов философа «о бытии самом по себе». Все, что сверх физической реальности, относится к метафизической реальности.

Сам Аристотель называл этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения «первой философией», которая изучает «первые начала и причины», исследует высшие недоступные для органов чувств, только лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего сущего, знания о которых обязательны для всех наук. В этом значении термин «метафизика» употреблялся на последующих исторических этапах развития философии.

Метафизика как способ философского мышления возникла еще до Аристотеля. Некоторые исследователи утверждают, что метафизика, под которой понимается специально обоснованный метод, называемый диалектикой, обнаруживается в творчестве Платона. Платон очертил круг специфических проблем метафизики, Аристотель же построил классификацию наук, в которой первое место по значению и ценности занимает наука о бытии как таковом, о первых началах и причинах всего сущего, «первая философия». В отличие от «второй философии», т. е. «физики», «первая философия» рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы, от движения оформленной материи.

На протяжении истории западноевропейской философии происходило существенное изменение положения метафизики в системе философских наук, оценки метафизического знания. В средневековой философии метафизика признавалась высшей формой рационального познания бытия, но служила теологии как ее философское обоснование, была подчинена сверхразумному знанию, содержащемуся в Божественном Откровении. Главный вопрос средневековой философии «Что есть Бог?». В эпоху Возрождения метафизика начинает выходить за пределы теологии, принимая форму пантеистической натурфилософии, а в Новое время метафизическое знание попадает под власть науки. Метафизика сливается с естественными науками. Метафизики Нового времени являются, как правило, и великими естествоиспытателями. Основная отличительная черта метафизики Нового времени - сосредоточенность на вопросах теории познания. Метафизика же - это система представлений об общих принципах существования, не занимающаяся конкретными формами реальности.

В немецкой классической философии происходил процесс реставрации метафизики как умозрительной картины мира. Решающую роль в этом процессе сыграла критическая философия И. Канта, который разрушал метафизику как онтологию. Он предложил программу построения истинной метафизики как системного знания, выведенного из чистого разума. Кант разделил метафизику на метафизику природы и метафизику нравов, а также размежевал метафизику и естествознание на основе несходства их предметов. Под метафизикой он понимал любые суждения, не основывающиеся на чувственных данных, и как сверчувственную реальность оценивал ее в качестве первичной, определяющий мир чувственных явлений, называемых феноменами. Явления метафизической реальности он называл ноуменами. Двумя различными ступенями сверхчувственной реальности, по И. Канту, выступают трансцендентальное и трансцентдентное. Та реальность, которая, согласно Канту, выходит за пределы эмпирического опыта и характеризуется априорными (доопытными) формами познания (пространство, время, причинность), называется трансцендентальной. Выше трансцендентальной реальности стоит полностью сверхопытная реальность, недоступная и теоретическому познанию, которую Кант именовал трансцендентной, или ноуменальной. Религиозные философы считают такой реальностью Бога. И. Кант превратил философию и метафизику преимущественно в гносеологию.

Г. Гегель увидел в метафизике ограниченность рассудочного мышления. Он связывал разум с диалектикой, а метафизику с рассудком, тем самым противопоставив диалектику метафизическому методу. Иными словами, Г. Гегель рассматривал метафизику как метод противоположный диалектическому методу. Последний же он понимал в качестве способа познания противоречий и развития понятий. Согласно Г. Гегелю, истинная метафизика есть такое мышление, и которое постигает единство определений в их противоположности.

Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс) поддержал идущее от Г. Гегеля противопоставление метафизики и диалектики, понимая под метафизикой односторонний, несоответствующий объективной реальности способ мышления и познания.

В неклассической философии (А. Шопенгауэр, С. Къеркегор, Ф.Ницше, позитивисты и др.) складывается отрицательное отношение к метафизике и к ее гегелевскому пониманию, поскольку она (метафизика) считалась бесплодной конструкцией разума, не связанной с реальными свойствами природного и индивидуального человеческого существования.

В философии начала ХХ в. (эволюция неопозитивизма, фрейдизм) частично реабилитируется классическая метафизика и осуществляется поиск новых неклассических форм и моделей. В неопозитивизме проблема демаркации между метафизикой и наукой была главной с точки зрения обеспечения «чистоты» науки. Философия религии прибегает к метафизике для обоснования религиозного миропонимания.

В философии культуры ХХ в. (О. Шпенглер, А. Тойнби, Э. Кассирер, П. Флоренский, А. Лосев и др.) просматривается стремление трактовать «первые начала» в виде сверхопытных прототипов исторически развивающегося культурного творчества.

Религиозные направления – экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, П. Тиллих, Н. Бердяев, Л. Шестов), философия диалога и интерсубъективности (М. Бубер, М. Бахтин, Э. Левинас, А. Аппель), герменевтика (Г.Гадамер, П. Рикер, М. Хайдеггер) – в середине ХХ в. осуществляли поиски первоначал метафизики в интерсубъективном измерении межличностных коммуникаций.

В первой половине ХХ в. в русской философии были развиты онтологические аспекты религиозно-этической метафизики.

Метафизический характер носят феноменология Э. Гуссерля, антропология М. Шелера, фундаментальная онтология М. Хайдеггера, «новая онтология» Н. Гартмана, экзистенциалистская версия феноменологической философии Ж. П. Сартра и другие направления западной философии.

В рамках философии, исследующей логику языка (аналитическая традиция), рассматривались вопросы метафизических характеристик языковых выражений, способность предельного обоснования теоретического знания (П. Стронсон, У. Куайн).

Многозначное отношение к метафизике складывалось в творчестве структуралистов (К. Леви-Строс) и постструктуралистов (М. Фуко, Ж.Деррида, Ж. Делез, Ж. Лиотар и др.).

В целом в философии ХХ в. существовали тенденции как признания полезности, так и разрыва с традицией метафизического истолкования изучаемой реальности. Однако задача метафизического обоснования опыта при этом сохранялась.

Наши рекомендации