О пользе труда, промысла и о запрещены нищенства
Мухамед, заботясь об улучшении нравственности людей, старался дать ей опору и в специальных и в бытовых улучшениях жизни своего народа.
С этою целью, прежде всего он заявил о громадном значении труда для человечества и указал на необходимость для человека как промысла, так и науки, стараясь в то же время отвращать своих последователей от праздности и нищенства, строго запретив последнее.
По преданиям Ибну-Масъуда1, Мухамед говорил: искание промысла (кясбъ) обязательно для мусульманина, точно так же, как обязательно и искание знания и учения.
По хадису Мякхуля, Мухамед учил: остерегайтесь и воздерживайтесь от сплетен между собою, не будьте льстецами и мертвецами2.
По хадису Абу-Хряйра, Мухамед говорил: кто ищет достатка путем честным, дозволенным шариатом, чтобы не нуждаться в милости других для содержания своего семейства, чтобы быть милостивым к своим соседям, — такой честный труженик воскреснет в будущем мире, подобно полнолунии, льющему свет на лицо его.
По хадису Джаббар: не успеет человек открыть себе двери попрошайничества, как Бог уже откроет ему двери нужды.
По преданиям Абу-Хряйра, Омар говаривал: «0, толпа бедных, поднимите ваши головы, приступайте к занятиям, беритесь за торговлю, так как путь для этого установлен и дорога открыта, не отдавайте самих себя в зависимость от других, не глядите в руки другим». Он же говорил: «ни один из вас не должен сидеть сложа руки и молить Бога о ниспослании богатства. Ведь вы хорошо знаете, что небо не дарит нас серебряными или золотыми дождями»3.
Мухамед4 рекомендовал хлебопашество. Это, говорил он, было любимым занятием отца вашего Авраама.
А также поощрял Мухамед аравитян к садоводству. Если кто насадит, говорил он, плодовых деревьев или посеет зерно, и поест от них животное, или скушает человек, или поклюет птица, или пожрет хотя бы зверь — все это будет зачтено и признано перед Богом за милостыню.
Поощрение к трудолюбию, в особенности желание привлечь народ к земледелию, в Исламе стояло на первом плане; об этом весьма красноречиво может свидетельствовать установленный в Исламе закон (Шариатъ), в статье о владение поземельной собственностью, так например: пустая, необработанная земля, называемая у арабов имват, превращается в собственность того лица, которое взяло труд обрабатывать ее, получив на это дозволение властей, и продолжавшее обработку не менее трех лет, делается собственником обработанной им земли. В заботах своих о сокращении нищенства, Мухамед не ограничился одним только теоретическим учением о запрещении его. Забота его пошла далее: он не ограничивался лишь изгнанием попрошаек с угла на угол, нет, он указал пример и способ, что должен делать обнищавший человек и как следует поступать с таким несчастным, отрывая его от оскорбительного для человечества ремесла нищенства.
Укажем хоть на одно из предания его дневника, относящееся к данному предмету.
По преданиям Аннасъ-бену Малика, однажды Мухамед, разговаривая со своими собеседниками, заметил как один здоровый аравитянин просит милостыню. Мухамед тотчас же спросил его: «нет ли у тебя чего либо в доме?» «Да, есть», отвечал нищий: один ковер, на котором спим и сидим, да чашка, из которой моемся, едим и пьем. Иди, принеси их мне, сказал Мухамед. Араб ушел к себе и скоро вернулся со своими вещами и вручил их Мухамеду. Взяв вещи в руки, Мухамед сказал: кто купит их? Я куплю за один дирхям, сказал один из среды собеседников. Не найдется ли кто-либо из вас, который прибавил бы к этому, спросил Мухамед. Я готов дать два дирхяма, сказал другой из собеседников. Взяв два дирхяма и отдавая их аравитянину, Мухамедъ сказал: «иди на базар, купи на один дирхям пищи и накорми семейство, на другой купи топор и принеси его ко мне».
Выслушав все это, нищий исполнил в точности данное ему приказание и пришел к Мухамеду с топором в руках. Взяв от него топор, Мухамед сказал ему: иди, руби дрова и носи их на базар, займись этим промыслом, да чтобы не видел я тебя в течение пятнадцати дней. Следуя благим советам пророка, нищий принялся за рубку дров; в течение пятнадцати дней он заработал десять дирхямов и накупил на них пищи и одежды для своего семейства. Тогда Мухамед сказал ему: не лучше ли это для тебя, чем придти тебе в дни страшного суда с черным пятном на лице, свидетельствующим о прошении тобою подаяния, смыть которое никто не будет в состоянии кроме огня.
Из вышеизложенного ясно видно, как заботился Мухамед о прекращение нищенства и в тоже время указывал путь для отверженных от общества людей.
О сиротах.
В оказании покровительства сиротам Мухамед в своем учении пошел еще дальше и на несколько веков опередил свое время.
О сиротах в Коране говорится: «отдавайте сиротам выросшим их имения; не заменяйте дурным (из вашего имения) хорошее (им принадлежащее). Не тратьте их наследство, мешая с вашим; это великое преступление» (гл. IV ст. 2).
«Не поручайте неспособным имения, которые Бог поручил вам, как недвижимость; но, управляя сами, доставляйте им из этой недвижимости пищу и одежду и обращайтесь всегда кротко и честно» (гл. IV ст. 4).
«Упражняйте умственные способности сирот до возраста, когда они могут жениться, и если вы найдете в них здравый смысл, то отдавайте им их состояние. Берегитесь тратить их через мотовство и не спешите вверять им их имущество» (гл. IV ст. 5).
«Когда они вырастут, богатый опекун должен удерживаться от прикосновения к имуществу своих питомцев. Тот, кто беден, должен употреблять его с расчетливостью» (гл. IV ст. 6).
«Во время, когда отдаете их имущество, призовите свидетелей. Бог потребует отчета в ваших делах; довольно вам и этого» (гл. IV ст. 7).
Те, которые несправедливо похищают наследство сирот, вводят огонь в свои утробы и будут некогда истреблены горящим пламенем» (гл. IV ст. 11).
В преданиях же Мухаммеда проповедуется под великим страхом строго остерегаться от нанесения обид чьим-либо сиротам, и великие блага, вознаграждения обещаются в будущей жизни тем, которые окажут благое свое покровительство и человеколюбие им. Сахаба Абдуллах ибн Аббас передает, что Мухаммед говорил: кто станет гладить сироту по голове с милосердием и жалостью, того Бог наградит десятерицею сравнительно с числом волос на голове сироты и столько же простится ему грехов.
Ибн Аббас передает со слов Мухаммеда: кто примет к своему столу сироту, того Бог непременно возвысить до райского достоинства.
По словам Ибн Анаса пророк утверждал: покровитель сирот и я, в раю как эти два пальца.
А по словам Омара ибн Алъ-Хаттаба, он учил: если кто дотронется до сироты, то задрожит трон Божий от слезы сироты, Бог спросит у ангелов своих, кто прикоснулся к беззащитному? Не знаем, ответят ангелы. Будьте свидетелями: кто успокоит и удовлетворить беззащитного, тому воздадим блаженством и мы в день страшного суда.
Отношение Ислама к женщинам и к семейному быту.
Благодаря заботам и попечениям Мухаммеда, положение женщин и детей, вообще семейное благосостояние в Аравии изменилось во многом к лучшему. Так, царствовавшим до него у аравитян бесправию женщин и обычаю жениться на неограниченном числе жен, были поставлены границы, хотя правда и теперь приходится слышать порицания отношению Ислама к женщинам и допущение Исламом многоженства. При поверхностном взгляде оно пожалуй и так, но после глубокого и обстоятельного обсуждения и ознакомления с этим установлением оно окажется вовсе не столь грубым, каковым представляется с первого и одностороннего взгляда.
Многоженство не есть создание Ислама, оно существовало и у язычников глубокой древности, и у евреев1, застал его и Мухамед; но нельзя сказать, чтобы он похвалил и абсолютно рекомендовал многоженство, напротив, как видно, он в принципе не одобрял этого, а лишь допускал его и терпел в силу необходимости, впрочем с ограничением числа жен, и к тому же он предложил такие трудно исполнимые условия, что не скоро можно решиться на второй брак. К сожалению, мусульмане не обращают такого серьезного внимания на эти условия, как не очень приятные для сластолюбцев. Вот что говорит Коран: «если вы боитесь, что не соблюдете равноправности между женами, то вам довольно и одной жены» (гл. IV ст. 3).
Итак, если по уважительным причинам2 допускается второй брак, то не иначе, как с ручательством мужа за безукоризненное содержание всех жен в справедливом равенстве во всех отношениях, но все-таки рекомендуется оставаться с одной женой.
Книга Шариатулъ-ислами3 передает слова имама Абу Ляйса, что при всей самоуверенности человека на справедливость и равноправность между своими женами, предпочитается оставаться с одной женой, что такой человек получит от Бога вознаграждение за то, что он не причинил её сердцу беспокойства. Мухаммед также установил закон в защиту прав женщин, которых они одинаково не имели в Аравии до него; права эти довольно человечны, даже либеральны. Установленный им закон и права, касающиеся отношения жен к мужьям, ограждают женщин от обид мужей. Ссылаясь на это, они имеют право принести в суд жалобу на притеснения и несправедливость мужа или даже в иных случаях просить расторжения самого брака.
Относительно вступления в брак и выбора себе жениха, Мухамед предоставил полную свободу невесте; ни отец, ни мать не в праве выдавать свою дочь без её на это согласия, также и относительно развода законы им установленные гораздо проще и более практичны, чем в юрисдикциях других исповеданий. Так например, при неизлечимых болезнях мужа и в случае не состояния мужа содержать жену соответственно её достоинству, ей предоставляется право требовать развода, а мужьям при разводе запрещается поступать бесчеловечно и нечестно с женами. Относительно этого Коран говорит:
«Развод может быть два раза. Берегите свою жену, обходитесь с нею честно; отсылая ее, отсылайте с благородством. Вам не позволено присваивать то, что вы им дали, если вы только не боитесь, что нарушили границы Божьи (живя с нею)». (Гл. II ст. 229).
«Когда вы отвергаете жену и время отсылать ее пришло, берегите ее, поступая честно, или отсылая ее благородно. Не удерживайте ее силой, чтоб совершить с ней какую нибудь несправедливость; тот, кто так действует, действует против самого себя. Не играйте повелениями Божьими и вспомните о благодеяниях Божьих, о Книге и о мудрости, которой Он повелел сойти к вам и через которую Он дает вам предостережение. Бойтесь Его и знайте, что Он ведает все». (гл. II ст. 231).
«Когда вы откажете вашим женам, когда они будут ждать назначенного времени (для вторичного брака), не мешайте им возобновлять связи брака с их мужьями, если оба супруга соглашаются на то, что, по их мнению, честно. Это мнение дано тем из вас, которые веруют в Бога и в последний день; это чисто и непорочно. Бог знает все, а вы не знаете» (гл. II ст. 232).
«Для отверженных жен должно быть честное содержание; это обязанность для исполнения тех, которые боятся Бога» (гл. II ст. 242).
Из всего вышеизложенного можно видеть, что главная цель гражданских законов Корана о правах наследства и брака состоит в установлении прав женщины и в ограничении произвола мужа.
Коран и изречения и все действия пророка убедительно доказывают постоянное стремление Магомета к улучшению положения женщин и невольников. 1) Таким образом, относительно женщин: а) по правам личным, они пользовались правом изъявления согласия, если они совершеннолетние, на вступление в брак; согласие это требуется и при помолвке, по получении коего приступают к окончательным переговорам о махри. Вступление в брак, со всеми последствиями его, в особенности подчинением себя власти мужа, зависит, следовательно, от воли женщины. Соглашаясь на брак, она заключает договор, основанный па обоюдных выгодах, и с сим вместе подчиняется всем условиям брачной и семейной жизни. 2) Женщины, в определенных законом случаях, допускаются в свидетели не только по гражданским, по и по уголовным делам; 3) они могут быть поверенными в делах о браке и разводе; 4) назначаются опекунами, если правила шариата им известны, и если нет в виду мужчин благочестивых для исполнения обязанности опекуна. 5) Ханафиты дозволяют даже женщине исправлять должность судьи по гражданским делам. 6) Над беременными женщинами не дозволяется совершать кровомщения, и их не подвергают никакому телесному и уголовному наказанию до разрешения от бремени. б) 7) По правам вещественным: со вступлением в брак им назначается махр, который считается собственностью жены. По мусульманскому праву, вопреки всем прочим законодательствам, не жена вносит приданое в пользу мужа, а напротив того, муж, приобретая жену, обязан обеспечить ее материально. Махр, как собственность жены, хотя бы и находился в руках и в распоряжении мужа, не входит ни в наследственную, на в конкурсную массу, и следовательно не засчитывается в ту указную часть наследства, которая ей следует в случае смерти мужа. 8) Право развода, которое предоставляется мужу в широких размерах, есть логическое последствие правил, установленных о браке, об отношениях к жене, — но в то же время, выплата при разводе махра или, в определенных случаях, (фидья — вознаграждения, охраняет в случай развода материальные интересы разведенной жены, а отчасти и удерживает мужей от произвольных разводов. 9) Во время супружеской жизни муж обязан давать жене содержание и особое от других жен помещение и даже особую прислугу, соразмерно его средствам, и жена не обязана собственным трудом зарабатывать что либо в пользу мужа. При недостаточности содержания или в случае отсутствия мужа при необеспечении её в содержании, жена имеет право требовать развода. 10) В случае смерти мужа, вдовы получают указную часть, и в этой части пользуются преимуществом перед всеми родственниками. 11) Дочери всегда участвуют в наследстве, хотя бы и выходили из отцовской власти, и распространяют право это, в случаи их смерти, не только на детей, но и на мужа. Равным образом мать или бабка получает всегда указные части из наследства. 12) Женщины могут приобретать собственное имущество и, располагая иным в назначенных законом пределах, могут вступать во всякие гражданские сделки. Между супругами общности имения не существует и ни жена, ни вдова не ответствует за долги мужа. Что же касается до деспотизма мужей над женами, он проявляется лишь в их физических отношениях, так как мужья, при своих весьма естественных требованиях, никогда не принимают во внимание отговоры жен, под предлогом нерасположения, расстройства, нервов и т. п.
Сопоставляя параллель цивилизованных европейских народов и мусульман, нас крайне удивляет то, что европейцы, почитающие себя как бы более гуманными и более уважающими права женщины, чем мусульмане, в деле брачного союза унизили женщину несравненно больше, нежели мусульмане, а именно: при выборе ceбе подруги жизни европейцы прежде всего заботливо справляется о её приданным, а затем уже в придачу и о самой невесте; в Исламе же дело поставлено как раз наоборот, т.е. каждый мусульманин, желающий вступить в брак, прежде всего должен позаботиться дать приданое (махр) для невесты. Другими словами, у христиан невеста покупает себе жениха, а у мусульман жених покупает невесту; после этого, не логичнее ли сказать, что у мусульман женщина стоить гораздо выше, чем у европейцев1.