Разбор возражений сектантов. Сектанты говорят: Исх: 20, 4-5: Кумиры запрещены - значит, и иконы запрещены.

Сектанты говорят: Исх: 20, 4-5: Кумиры запрещены - значит, и иконы запрещены.

Православный ответ: Здесь запрещены идолы, которыми люди заменяют истинного Бога. А истинные изображения напоминают и прославляют истинного Бога. Они не запрещены: Исх. 25, 8-10, 17-21; 26, 1. 31 и др.

Сектанты говорят: Ис. 17, 7-8.

Православный ответ: Здесъ об идолах Астарты и Ваала и о жертвенниках их, а не об истинных изображениях.

Сектанты говорят: Ис. 31, 7.

Православный ответ: Здесь об идолах.

Сектанты говорят: Ис. 42, 8; 48, 11.

Православный ответ: Здесь говорится, что истинный Бог не даст славы Своей иному, ложному богу, т.е., идолу.

Сектанты говорят: Ис. 44, 8-28.

Православный ответ: Здесь о делании идолов и ненужности, пустоты их, а об истинных изображениях здесь не говорится. Что вещественная святыня допустима - это ясно из того, что Господь обещает построение Иерусалимского храма (ст. 28).

Сектанты говорят: Иер. 2, 26-28.

Православный ответ: Мы и не думали забывать Бога, но стараемся напоминать себе о Нем изображениями Его.

Сектанты говорят: Иер. 3, 16: «... говорит Господь: не будут говорить более: "ковчег завета Господня"; он и на; ум не придет, и не будут приходить к нему, и его уже не будет».

Православный ответ: Мы и не тоскуем, что нет у нас ковчега, потому что у нас Христос Бог есть, а только говорим, что заповеди, данные евреям, с запрещением иметь идолов, не нарушались изображениями священными - ковчегом, херувимами и под.

Сектанты говорят: Втор. 4, 15-17: Все изображения запрещены безусловно.

Православный ответ: Здесь о подобиях и кумирах других богов. Истинный же Бог есть Бог ревнитель и не помилует, когда человек начнет служить другим богам. Мы же, православные, если изображаем, то только единого истинного Бога, а не лживых идолов, а также изображаем добрых служителей единаго Бога: свв. Ангелов и угодников. Изображение же Божие не отменяет Бога, но напоминает научает об истинном Боге, как портрет царя не отменяет, но напоминает о земном царе.

Сектанты говорят: Иер. 10, 3-15.

Православный ответ: Здесь об идолах, а не об истинных изображениях, которые позволены: Исх. 25, 8-10, 17-21.

Сектанты говорят: Послание Иеремии.

Православный ответ: Здесь об идолах, а не об истинных изображениях, которые позволены.

Сектанты говорят: Деян. 17, 24. 31: Бога нельзя уподобить золотым и вещественным изображениям.

Православный ответ: Мы и не думаем, что Божество подобно золоту, серебру, камню, получившим образ от искусства и вымысла человеческого. Но мы спросим: подобно-ли Божество бумае, исписанной буквами? Однако, мы изображаем так Бога, имя Божие. Похоже-ли Божество на ангела, или странника? Однако: Бог являлся в образе трех странников (Быт. 18 гл.) и в образе Ангела (Суд. 6 гл.).

Вот, мы и изображаем Бога так, в каких образах Он являлся людям; Христа - в том виде, как Он жил на земле; Духа Божия, как Он являлся в телесном виде, в виде голубя (Лук. 3, 22); Бога-Отца - в виде «ветхого днями», т.е. старца, как было видение пророку Даниилу (7, 9); также - Ангелов, Божию Матерь и угодников Божиих.

Сектанты приводят: Рим. 1, 21-23 и говорят, что апостол запретил священные изображения.

Православный ответ: Церковь никогда не изменяла славы нетленного Бога, а если имеет свяшенные изображения, то они не стоят у нас «вместо Творца», как идолы у язычников. Как портрет царский не отменяет царя, так и священное изображение не отменяет Христа Бога, Которого напоминает св. икона.

Сектанты говорят: Псал. 113 и 134.

Православный ответ: Здесь говорится об идолах.

Сектанты говорят: Иоан. 1, 18. Бога не видел никто никогда и изображать Его совершенно невозможно.

Православный ответ: Можно, потому что «Единородный Сын сущий в недре Отчем. Он явил» (Иоан. 1,18). «И Дух Святой низшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лук. 3, 22). Так мы и изображаем Сына Божия и Духа Святого, как Господь показал Себя.

Сектанты говорят: О ветхозаветных изображениях не нужно говорить теперь: Евр. 9, 5.

Православный ответ: Тогда не читай о них в Библии, а вычеркни эти места. Но этого делать нельзя, а должно прочитать Евр. 9 главу разумно, а не по сектантски и уразумеешь, что о ветхозаветной святыне, хорошо известной евреям, которым писалось послание, апостол Павел не хочет «говорить подробно», но отвергать ее нельзя, а лучше поучиться, как можно идолов избежать и святыню вещественную иметь, как было по приказу Божию у Израиля.

Сектанты говорят: Почему не все иконы чудеса творят?

Православный ответ: Почему не все одежды апостольские, а только «платки и опоясания» ап. Павла творили чудеса (Деян. 19. 12)?

Сектанты говорят: Если иконы - Боги, то они кричали бы, когда их рубят и поражали тех, кто глумится. Этого нет, значит, иконы не боги.

Православный ответ: Их никто богами не признает, а только священными изображениями. Если же не наказываются кощунники, это не удивительно: воины и слуги Каиафы били Христа, плевали и глумились, но не были тотчас наказаны, а лишь после подверглись каре Божией по смерти. Также подвергнутся каре и кощунники-сектанты.

Все места, в которых говорится об идолах к иконам не относятся, а к идолам, которых у нас не имеется в Церкви.

О святых мощах

Св. мощами называются тела угодников Божиих, не предавщиеся тлению, или даже оставшиеся от истлевших тел угодников Божиих кости их и другие останки. Святынею они являются потому, что остаются памяткой о дорогом для Христанства человеке, и потому, что Господь через св. мощи посылает Свои чудеса людям.

К останкам пророков и праведников всегда относились почтительно:

Благочестивый царь Иосия, уничтожая кости нечестивцев, не коснулся праха прор. Ахии: «Сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это - могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. И сказал он: оставьте его в покое; никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии» (4 Цар. 23, 17-18).

«Да будет память их во благословениях! Да процветут кости их от места своего, и имя их да перейдет к сынам их прославления» (Иис. Сир. 46, 13 15).

Матф. 23, 15. 29-36: Господь обличает украшение гробниц праведников.

Господь осуждал фарисеев не за то, что они украшали гробницы праведников, а за то, что они не чтили их, но убивали и гнали пророков, и мудрых, и книжников, как и отцы их. Точно также Он осуждал фарисеев не за то, что они обходят сушу и море, чтоб обратить хоть кого-либо, а за то, что, делая это доброе дело, затем не хотят поддерживать новообрашенного в праведной жизни, но делают его еще худшим.

Даже одежда и тень праведников была чудотворной:

Елисей «взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь Бог Илии, - Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (4 Цар. 2, 14).

«выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них» (Деян. 5, 15).

«На больных возлагали платки и опоясания с тела его (ап. Павла), и у них прекращались болезни» (Деян. 19, 12).

Мощи угодников творили чудеса:

«Умер Елисей, и похоронили его. И полчища моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13, 20-21).

О пророке Елисее читаем: «и по успении его пророчествовало тело его И при жизни совершал он чудеса и по смерти дивны были дела его». (Иис. Сир. 48, 14-15).

Никто из христиан не выкинет ни платков, ни опоясаний чудотворных. Все также почтительно и благоговейно относятся к чудотворным св. мощам.

Должно спрашивать сектантов: что вы за христиане, что вы отвергли св. мощи Апостолов Христовых и св. угодников Божиих, творящих доныне чудеса силою Божиею? Дайте ответ.

Наши рекомендации