Ii. задания на рассуждение
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА
По предметному полю семинара
«Философия в первом приближении»
Ф.И.О. _____________________
Группа: ______________
Дата выполнения работы: «___»____________ 20__
I. ТЕСТОВАЯ ЧАСТЬ
Выберите правильные варианты ответа:
1. Философия как познание характеризуется:
а) движением к негарантированно познаваемому;
б) решением ключевых практических проблем, стоящих перед человеком;
в) стремлением к точному, определённому знанию о первоосновах Универсума;
г) критическим рассмотрением убеждений, предрассудков и мнений;
д) величием и грандиозностью созерцаемых предметов;
е) ценностью даваемых ею ответов.
2. Смена научной парадигмы происходит в силу:
а) кризиса сознания среднего человека;
б) кризиса научных принципов;
в) кризиса общественных отношений;
г) кризиса социально-экономической системы в целом.
3. «Империализм физики» и «терроризм лабораторий» в _____ веке были обусловлены:
а) позитивизмом и прагматизмом современного знания;
б) упадком естественнонаучного знания;
в) усилением роли философов в определении направлений научных исследований;
г) количественным приростом естественнонаучного знания;
д) появлением принципиально новых взглядов на физическую реальность;
е) буржуазным духом эпохи.
4. Его реальность – зависимая, обусловленная человеком и связанная с ним. Речь идёт о:
а) философе;
б) физике;
в) Боге.
5. Отметьте все синонимы термина спекулятивный:
а) умозрительный;
б) мошеннический;
в) философский;
г) теоретический;
д) практический;
е) созерцательный;
ж) ложный.
Вставьте недостающее по смыслу:
6. _______________ форму познания Б. Рассел определяет так:
а) мир для неё «ограничен, определёнен, понятен»;
б) «обычные предметы не возбуждают вопросов»;
в) «на вопросы можно дать полные ответы»;
г) эталоном истины служит практическая польза.
7. Слово о бытии: определите это понятие словом греческого происхождения, получившим статус одного из центральных философских терминов: _______________.
8. Метод философского раскрытия, про-явления, обнаружения сущности вещей может быть определён греческим понятием _____________, инструмент такой философской работы – понятием ___________.
9. Буржуа – это человек ____________ (какой? приведите 2–3 синонима, ориентируясь на тексты указанных работ Х. Ортеги-и-Гассета и Б. Рассела).
10. «Меняются не истины, а человек, и он, меняясь, просматривает ряд истин и отбирает… наиболее ему близкие». Определите это качество истины терминологически: она __________________.
11. Одна из концепций истины, популярная в Средневековье, определяет её как _____________. Именно такое понимание истины может лежать в основе утверждения Б. Рассела: «Благодаря бесконечности Вселенной, разум, созерцающий её, становится участником бесконечности».
12. Изобретение в XVI в. «двойного критерия достоверности» ___________ (кем) привело к формированию ___________________ метода естественнонаучного познания.
13. Соображения практической пользы определяют ценность ________ в глазах ___________.
14. Конечные, предельные, фундаментальные, последние – это характеристики ____________________________.
15. Философ превращает вещи в _______________.
____________ в _________ превратил ___________.
16. «Теория начинается – как это ни парадоксально – с отрицания реальности, с виртуального разрушения мира, с его уничтожения: это идеальное возвращение мира назад к ничему, ко времени до его _______________» (Х. Ортега-и-Гассет). Основной эмоциональный настрой философствования – это _________________ миру, именно с него начинается работа философа.
Выберите из перечисленных признаков те, которые относятся к философскому познанию, согласно Х. Ортеге-и-Гассету (ориентируйтесь на контекстуальные определения):
17. а) недостоверность (неверифицируемость) знания
б) рискованность познания
в) доказательная определённость
г) статистическая точность
д) независимость предмета познания от познающего
е) принципиальная познаваемость предмета познания
ж) данность предмета познания
з) постановка теоретических вопросов
и) ограниченность вопросов
к) экспериментальная доказуемость
л) дедуктивность
м) индуктивность
н) неопределённость предмета познания
о) положительность (позитивность) ответов
п) полуистинность
р) полнота знания
с) искомость предмета познания
т) постановка практических вопросов
II. ЗАДАНИЯ НА РАССУЖДЕНИЕ
18. Приведите базовую метафору для описания философского познания/движения: ___________.
19. Doxa (род знания) определяется как тривиальность, общественное / обыденное мнение, «естественное» мнение. Определите понятие paradoxa: ____________________________________
__________________
20. Вторую половину XIX века философы считают временем «антифилософским». Почему? ____
21. «Философию нельзя читать – нужно проделать нечто противоположное чтению» (Х. Ортега-и-Гассет). Что противоположно чтению? ________________
Что именно тогда нужно делать с текстом? _______________________
22. Суммируйте атрибутивы Универсума (не менее пяти), упоминающиеся в текстах Ортеги и Рассела:
· __________________
· __________________
· __________________
· __________________
· __________________
23. Философ восполняет, восстанавливает мир до мира в целом: «…Философствовать – значит искать целостность мира, превращать его в Универсум, придавая ему завершённость…» (Ортега). Что логически предрасполагает к этой работе по «восполнению» мира? ___________________________________
24. Укажите качества философской истины, приводимые в текстах Ортеги и Рассела (не менее пяти):
· __________________
· __________________
· __________________
· __________________
· __________________
25. Мартин Хайдеггер так определил ситуацию философа: «Мы, философствующие, повсюду не дома» (1930). Приведите аналогичную мысль в формулировке Х. Ортеги-и-Гассета: _____.
26. «Есть ряд вопросов, и среди них значительнейшие для нашей духовной жизни, которые должны оставаться неразрешимыми для человеческого разума, если силы его не изменятся коренным образом…» (Х. Ортега-и-Гассет). Приведите 3–4 примера таких вопросов:
· __________________
· __________________
· __________________
· __________________
· __________________