ГеикинД.М. Правй собственности вСССР. С- 197. 1 страница
Д Дигесты Юстиниана/В пер. И.С. Псретсрского. XX. 1.16. М„ 1984. С. 331.(Далее:Дигесты. В дальнейшемссылки на "Дигесты" даютсяпо этомуизданию).
) Гаи. Институции /Пер- Ф- Дадынского; Под рея- ЛЛ. Кофанова,ВА Савель-епа. М-, 1997- С- 255- Далее ссылки на "Институции" даются по этому изданию.
Данное Гаем объяснение опирается на следуемое из самой природы прав различие; если вещь уже нам принадлежит, мы не можем требовать снова ее передачи в собственность (dare). Значит, защита должна носить иной характер.
Такое объяснение, конечно, не может считаться исчерпывающим, и мы должны пойти дальше, особенно отметив, что происхождение, возникновение дихотомии пока не затронуты, и, возможно, именно там будут видны более глубокие ее причины.
Известной истиной социального а значит, и правового развития является первоначальная нерасчлененность, гомогенность впоследствии разделившихся форм'.
Г.Ф. Шершеневич отмечал, что "в начальную пору обязательственные правоотношения еще мало отличаются от вещных. Отличие права на действие от права на вещь тем менее сознается, что не существует ясного представления о свободе личности и у большинства нет имущественной обеспеченности. Для верителя, за отсутствием у должника имущества, единственной гарантией исполнения является лицо обязавшегося".
Кунце полагал, что первым этапом в становлении обязательства было "господство над должником, подобное праву собственности", и только впоследствии оно возвысилось "на степень идеальной власти"3.
Если есть основания считать, что архаичное право трактует юридическую связь как личную, то тем самым возникает необходимость обсудить, хотя бы как умозрительную, конструкцию, согласно котброй вещные права — это отклонение от первоначальной парадигмы.
Но ближайшее рассмотрение заставляет прийти к выводам иного свойства. В раннем римском обществе "все обязательства покоились на fides, т.е. клятве, приносимой богам, согласно которой поклявшийся обязан был что-либо дать или сделать... Невыполнение обязательства вело к посвящению должника и его имущества богам, либо требовало немалых искупительных жертвоприношений", ведь невыполнение клятвенного обещания (vota nuncupata), в том числе и обещания дать "названные деньги" (nuncupata pecunia), влекло угрозу божественного гнева. "Договорные обязательства между частными лицами также имели в архаический период чисто сакральную форму"3.
' Идее синкретизма противостоитконцепция архаичного параллелизма, многократных уподоблений. Не обсуждаявсех сторон этойконцепции, отметим, чтоона никак не противоречит идеедихотомии, а только усиливает ее.
Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. С. 271.
3 Кофанов Л.Л. Обязательственное правов архаическом Риме. М.,1994. С. 63-65.
К. Хюбнер также отмечает: "Боги принимали участие в качестве свидетелей во всех правовых ситуациях, будь то на суде или в экономических отношениях товаров, денег и земельного владения. Любая ссуда, любой договор о купле-продаже, который не предполагает немедленного введения в действие, требовал клятвы"'.
Очевидно, что налицо сплетение, синкретизм архаичных правовых отношений: на первом плане — религиозный, имеющий общее (публичное) значение элемент, которому полностью подчинены и личные, и вещные связи, если их удается заметить2. Соответственно трудно обнаружить саму возможность их конкуренции. Индивид слит с социальной общностью — семьей, родом, племенем, причем в эту общность включены и вещи3, приобретающие тем самым личные качества, передаваемые вместе с их движением.
Посмотрим, как эти черты проявлялись при заключении цивильных сделок per aeset ИЬгат (посредством меди ивесов),воплощавшихнаиболее характерные чертыархаичного права. Имеются в виду манципация (продажа) и пехшп (заем),хотя относительно их соотношения полной ясности нет. Л. Кофановпоказывает, например,что nexumможно понимать и как куплю-продажу, покоторой приобретаются важные для покупателя (должника) вещи (земля и др.) —resmancipi, но оплата им сразуне осуществляется, а устанавливаетсяобязательство. Автор полагает, чтоmancipium — "обязательственный договор междугражданской общинойв целом и отдельными ее группами, будь то род,племя, коллегия или соседская община"4, а nexum — отношениетолько между частными лицами в форме купли-продажи(условного отчуждения) основных средств производства (resmancipi)5.
' Хюбнер К. Истина мифа. С- 117.
Конечно, обращаетна себя внимание подтверждение приведенного далее взгляда Л. Кофанована nexumкак сделку с обязательственным эффектом,суть которого в перенесении действия на будущее.
2 Д. Дождев отмечаеткак общее явление "синкретизм вещноправовьгх и обязательственных субъективных юридических ситуаций в древности" (Дож-деаД.В.Римское частное право. М.,1996. С. 464.).
Более подробно об"изначальном представлении о некоем нерасчлепен-"ом единствелиц и вещей" наматериале familiaсм.: СмиринВ.М.Патриара-хальные представленияи их роль в общественном сознании римлян //Культу-рл Древнего Рима: В 2 т. Т. 2 /Отв. ред. Е.С. Голубцова. М.,1985. С. 72 и ел.
4 Такой подход согласуется сутверждением Е.М. Штаерман о том,чтопроцедура манципаииипоказывает, что переход имущества "от.одного гражданина к другомубыл поставлен под контроль" общины.(Штаермач Е.М. Римская собственность на землю//Древние цивилизации.Древний Рим. Вестник древнейистории. М., 1997. С. 339.)
5 Кофанов Л. Обязательственное право в архаическом Риме. С. 100, 186,
Не обсуждая тонкостей вопроса, принадлежащего романистике, отметим, что "коллективные" черты манципации, конечно, мало способствуют формированию в ее рамках абсолютного права индивида.
Обшим для манципации, а также виндикации и производной от нее формы in iure cessio — а эта общность весьма важна, раз мы говорим об общих чертах возникающего из этих актов права на вещь — было наложение руки на вещь (тпапи сареге). В этом жесте демонстрировалось "отсутствие границ между собой и вещью", а его результатом становилось "единство persona контрагентов". "Акт гпапи сареге устанавливает непосредственный контакт виндиканта с вещью так, что предшественник остается связанным с нею в общественном восприятии"'.
Но наложение руки являлось следствием либральной сделки, по которой, как известно, с соблюдением строгого ритуала передается "чужая медь" (aes alienum), которая становится средством установления той или иной формы личной зависимости. Об этом пишет Д. Дождев: "Долг (в том числе и присужденный на основе damnatio) служит лишь контекстом <либ-ральной> сделки, а ее предметом, которому в символическом плане соответствует aes, является личность должника.
С этой точки зрения получает объяснение и такая гипотеза manus iniectio (и последующей личной расправы), как неисполненное судебное определение — iudicatio. Sacramentum, которым связывают себя тяжущиеся, — это не pecunia, a aes... Предоставление praedem sacramenti в процессе legis actio sacra-mento in rem2, очевидно, тоже связано с утратой субъектом собственного социально релевантного лица в том объеме, который символизирует aes".
Передача aes была связана с утратой собственной субъект-ности, а акт nexum соответственно не Приводил к переносу частной собственности, а означал утрату "новым (со)хозяином"
' Дождев Д.Основание зашиты владенияв римском праве. С. 93, 94. 95-96.
1 Л. Кофанов приводиттолкование вытекающего из manus iniectio(наложения руки) умерщвления посвященного в жертву богам (sacratum)как проявление "права собственности <mancipium)богов" (Кофанов Л.Указ.соч.С- 72). Тогдаприменение sacramenlum,смысл которого состоял в искупительном жертвоприношении, позволяло избежать принесения нарушителя клятвы вжертву богам,в чем выразилась общая тенденция смягчения раннернмского права (там же. С. 76).Отмечу, что этаидея о праве собственности богов оказывается ключевой и для обоснованиясобственности в классический и особенно постклассический период, когдабоги уже не нуждаютсяв вещах и неучаствуютв их присвоении и потреблении.
личности, так как ассоциировался социумом с тем лицом, которое прежде выступало в обороте в связи с этой вещью.
Эти юридические формы автор вводит в более широкий контекст и заключает, что установление на почве либральной сделки связи usus auctoritas — "особого отношения... сразу двум господам" означает возникновение "не вещного права, но права личного и относительного"', что не мешает его защите.
Установление личной связи, ведущей к утрате приобретателем собственной субъектности, результат не активности или даже присутствия другой стороны сделки, а именно получения имущества, подпадания под его силу. Это видно, например, из того,- что владелец чужого наследства (pro herede), "овладевая чужой familia и действуя в качестве ее главы, утрачивает в отношении внешнего мира свое собственное лицо (во всяком случае насколько это касается захваченной familia), приобретая роль покойного домовладыки"2.
Основой установления такого рода связи можно, по-видимому, признать содержащуюся в вещах силу, переносимую вместе с вещью на приобретателя. Эти представления, а точнее, основанные на них формы социальных отношений имели, конечно, повсеместное распространение, что позволяет конкретный тип связи, возникающей в силу архаичной манципации — usus auctoritas, — считать одним изих проявлений и следствий (потому существующие оттенки в оценках auctoritas не должны влечь пересмотра тех общих выводов об установлении личной связи из древней продажи, которые сделаны Д. Дождевым, считающим auctoritas "нематериальным аспектом принадлежности")3.
Например, К. Хюбнер пишет о данном Зевсом Телемаху даре — kydos, причем "кидос Телемаха находится не только в нем, а также в его имении, в его подданных, в его роде". Родственна кидосу и тиме, она также "действует в имуществе, родственниках и подданных". Тиме не просто сила, а сама суть человека (царя)4.
' Дождев Д.В. Основание зашиты владения в римском праве. С. 125, 126— 127, 134.
2 Там же. С, 90.
Там же. С. ]30.
Auctoritas образуется от auctor —. лицо, производящее отчуждение, в нашем праве мы можем так обозначить то лицо, от которого приобретается получателем (successor) право в правопреемстве {Хвостов В.М. Система римского права. М., 1996. С. 140); может быть, эта модернизация позволит увереннее оперировать этим понятием, хотя общая направленность наших рассуждений нисколько не изменится, если даже окажется, что приведенное эдссь понимание auctoritas далеко от общепринятого в романистике.
" ХюбнерК.Истина мифа. С. 106—107.
Тиме находитсяи в царском скипетре,который не подлежит обмену.
3-319165
Таким образом получает объяснение тот известный из мифа факт, что важно не только взять жизнь у врага, но и захватить его имущество, а "похищение оружия героя является похищением его сущности"'. По мнению Гомера, "не тот теряет достоинство, кто грабит, а тот, кто ограбил"; "субстанция тиме находится и в подарке". Можно лишить достоинства, взяв подарок (вместе с тиме), но "можно дать кому-нибудь тиме через подарок и этим даже привязать его к себе"2.
Еще более отчетливо проявляется вещественно-личная связь в понятии "семья" (хорошо известном и по римской familia). "Семейство — это постоянная мифическая субстанция, которая однажды перелилась от божественного существа в человека и теперь передается из поколения в поколение. К поколению, по мнению греков, принадлежат не только родственники и их владения3, но нередко и все то, что стоит в тесной связи с ними, особенно через обмен подарками ...Владение семьи защищается как жизнь, потому что члены семьи идентифицируются с ним. Так неразрывно были связаны друг с другом имущество и человек, так сильно жила в обоих одна и та же мифическая субстанция, что их даже хоронили вместе... Тесная, почти родственная связь возникает через обмен подарками и собственностью"4.
А-Я. Гуревич отмечает, что "термин eigen (в современных германских языках — корень слова "собственность". — К.С.) первоначально обозначал не собственность на предметы, но принадлежность человека к коллективу". Касаясь семейного владения, он отмечает: 'Щодобно тому как человек владеет усадьбой, так и она им "владеет""3.
"Не иметь рода... значит вообще не иметь собственного лица... а род живет в доме и собственности, как и в принад-
' ХюбнерК.Истина мифа. С. 239.
2 Цит. по: Хюбнер К. Указ. соч. С. 107.
Можнопривести пример, знакомый самому широкому современному читателю.Вспомним, как мудрые героитолкиновской трилогии (а "Властелин колец" вдохновлен,как известно,представлениями, свойственнымикругу северных саг) опасались пользоватьсякольцом Врага, полагая, чтотем самым попадутв зависимость и утратят свою личность.
3 Применительно к Египту Э.Матье пишет, что"оба египетских термина,которыми обозначалась семья, имеют обшиекорни со словами, так или иначе относящимися к скотуили владению им" (Матье М.Э. Из истории семьи и рода в Древнем Египте // Древниецивилизации- От Египта доКитая. Вестник древней истории/Сост. А.И. Павловская и др.М., 1997. С. 75).Ср. со стихом Гесиода: "Дом прежде всего и супруга,и бык-землепашец". Аристотель приводит его для обозначения понятия "семья" (Аристотель.Политика// Соч.:
В 4т. Т. 4. М., 1983. С. 377).
< ХюбнерК. Указ. соч. С. 108.
5 ГуревичА.Я. Категории средневековой культуры.М., 1984. С. 60, 62.
Бб
лежащих к нему людях'". Не только первобытный австралийский абориген, оторванный от "своей земли", "перестает быть личностью"2, но и человек европейского средневековья находится со своим вешным окружением, прежде всего — землей, двором, домом, в "еще не расчлененном единстве понятий, характеризующих наследственные признаки лица и его происхождение, принадлежность к роду и поземельные отношения"3.
Именно эти причины предопределяют подчеркнутую Д. До->кдевым "принципиальную неотчуждаемость familia", которая является главной идейной основой ^го подробно изложенного выше вывода об установлении одной лишь личной связи в результате либральной сделки. Ведь отчуждение самого себя, передача части себя другому может привести только к усвоению, присвоению другого, и ни к чему иному.
Понятно, что и присужденное в силу сделки имущество, т.е. долг, лишь следует за изменениями положения должника, тогда как именно его личная зависимость ~ непосредственный продукт сделки, а передаваемая "медь" — aes — не эквивалент имущества, а способ установления этой зависимости, в основе которой лежат сакральные отношения и представления, в частности установление взаимной связи, родства путем преломления или передачи металлического прута, жезда\ Важно также то, что, как отмечает автор, sacramentum, совершение ко-
' Хюбнер К, Указ. соч. С. 109-110.
2 Артемьева О.Ю. Личность и социальные нормыв раннепервобытнойобщине. М., 1987. С. 38.
Гуревич A.SL Категории средневековой культуры. С- 60, Историческая длительностьявления — свидетельство егоколоссальнойустойчивости, аэто заставляетзаново оценить мошь римскогоправа, нашедшего силы противостоять этой инерции; впрочем,с позиций консервативной критики катоновскоготолка этамощь оказалась фатальной.
4 Д. Дождев ссылается на соответствующие выводы О. Фрейденберг, Леви-Брюля и др. (Основание зашиты владения в римском праве. С. 123). Ср. также с сообщением И.М. Дьяконова о том, что в Вавилонии жезл был символом власти на землю и передавался при передаче земли в другие руки. На это сообщение опирается М. Матьс, понимая поя жезлом в египетских надписях "право, силу" (А/атье М.Э, Указ. соч. С. 76).
В другой работе Д. Дождев пишет: "Sacramentum" означает "священная клятва"; в древности она сопровождалась выдачей символической сущности лица — медного бруска (sacramentum aes).— что означало утрату свободы личности и определяло полную психологическую зависимость от авторитета храма. Сходную функцию aes играл в актах per aes et Ubram" (см.: Дождев Д. В, Омское частное право. С. 173).
Л. Кофанов отмечает особую роль царского жезла в совершении правосудия (см.: Кофанов Л.Л. Роль коллегии авгуров в разработке римского архаического права//Древнее право. 1997. № 1 (2). С. 19—20).
торого требуется в первом известном процессе о веши (винди-кационном) — legis actio sacramento mrem (l.a.s-i-г.), — также выступает как aes, а следовательно,основа присуждения в этом архетипе вещного процесса та же, что и в процессе о долге- На этом этапе мы можем, следовательно, заметить единство оснований вещного и личного (обязательственного) исков, хотя само различие исков говорит о начавшейся дифференциации. Еще более важный вывод состоит в,том, что главные цивильные юридические средства — либральные сделки — создают различные формы личной зависимости и не дают оснований для возникновения прав исключительного, абсолютного значения. В этом плане следует указать также на проводимые Е.М. Штаерман с большой настойчивостью взгляды о меньшей, чем это было принято считать, "связи собственности с правом отчуждения", в том числе и путем манципаций'.
Нет смысла обсуждать предположение, что процесс l.a.s.i.r. использовал форму sacramentum искусственно и она, следовательно, не отражала его сути. Ведь это означает, что спор о вещи не имел собственных юридических форм (такое суждение, в частности, может вытекать из замечания Гая, что сакраментальная форма применялась для тех дел, относительно которых закон не определял специальной исковой формулы)2, что само по себе уже достаточно содержательное суждение в нашем контексте, означающее, что вещные права и иски не могли предшествовать архаичным сакральным формам права.
' ШтаерманЕ.М.Римская собственностьна землю. С. 343. Автор противопоставляет праву,возникающему из сделки, право собственности, основанное на обработкеземли, как более сильное.Такой подход, продиктованный, конечно,самим предметом статьи, неможет быть универсальным уже из-за ограничения темы только землей,вовлеченной в оборот, как известно, в последнююочередь и потому не всегдаудобной при обсуждении проблем раннего генезиса.Однако те идеи Е-М-Штаерман, которые связаны с критикой представлений о происхождении правасобственности исключительноиз обмена, конечно, заслуживают внимания и поддержки. При этомнужно иметь ввиду, что в строгом проведении в трудовой теории заложен сокрушительный потенциал,который в состоянии не только поколебать взглядына веду-•щую роль обмена в становлении собственности, но и практически разрушить весь оборот: ведьесли единственным оправданием правана вещь становится труд, топродажа и приобретение по сделкеутрачивают основания и становятся вне права,восходящего к труду. На самом деле такие ригористические взгляды, объявлявшие полученное путем торговли, откупов и другими подобными путями имущество бесчестным, позорным, не доходили, однако,дотого, чтобы считать его полученным не по праву. Историки любят отмечать, чтосамый знаменитый пропагандистотеческой простоты и преимуществ аграрного трудаКатон былизвестным скрягой, накопителем денежного богатства и сутягой.
2 Гай. Институции- С. 259.
Однако процесс l.a.s.i.r. уже имеет свое лицо, ему присущ собственный ритуал, символика которого позволяет обнаружить своеобразие спорного права, его несомненные отличия от обязательственных прав, возникших из манципаций (или nexum). Хотя сохранение l.a.s.i.r. как. относительно сильного (что характерно для личных прав) элемента и позволило М- Казеру выделить "относительную собственность" *. Не обсуждая обоснованности этой широко известной среди романистов теорий, отметим этот пункт как период начавшегося разделения прав при сохранении ими еще черт единства.
Если это так, то дальнейшее разделение прав на вещные и обязательственные должно было разворачиваться на следующем этапе, для которого характерно ослабление архаичных форм общности и отказ от идеи обращения силы права на само лицо.
Перед нами стоят Проблемы обнаружения источника таких понятий, как вещное право, с его характерными качествами, а также владение, выделение которого в отдельный институт не могло не повлиять на институт вещных прав.
Но сначала придется вновь вернуться к процессу La.s.i.r.2 Согласно описанию, стороны, делая торжественные заявления о принадлежности им вещи, возлагали на нее древко (прут, фестуку), которое "употребляли вместо копья, как символ законного доминия, так как полагали, что самая бесспорная
' Как это обычно подчеркивается (см., напр.: Diosdi С. Ownership in ancient and preclassical Roman law. Budapest, 1970), сам процесс о вещи в условиях небольшой соседскойобщины проходил в условиях тесных личных связей и непосредственной публичности, а это не позволяет считать, что уже вэто время он мог приобрестите вещныечерты, сутькоторых в исключении личного момента из сути этого права.
Аналогичные выводы могут быть сделаны н из известного "Русской Правде" правила о закличи как предварительном условии свода. Придание отысканию веши посредством публичного акта закличи (после которого незаконный владелец веши, отказавшись выдать вешь, становился уже нарушителем'ц частного права, и публичного порядка, как и ори нарушении клятвы) в известной мере личного характера также не позволяет говорить применительно к этой процедуре о чисто вещном, бездичном характере права.
2 Такая его черта, как спор через пари, была известна и русскому праву (заклад) {Влвдимирский^Буданов М.Ф. Указ. соч. С. 587 и др.), имеются и некоторые другие обшие признаки, что позволяет допустить достаточно широкий контекст проблемы.
В.М- Хвостов отмечает такое свойство процессов с применением жребия (в классическом праве жребием устанавливался истец в иске о разделе), как одинаковость положения сторон (judicium duplex). (Хвостов В. M. Система римского права. С. 72.)
И. Хейзинга связывает жребий с идеей состязания равных соперников, в котороеможет вмешаться ивысшая сила (см.Хейзинга И. Нолю Ludens-Статьипо истории культуры/Пер. исост.Д.В.Сильвестров. M., 1997. С-90 н ел.).
собственность та, которую захватили у врага"'. Л. Кофанов, комментируя это место у Гая и ссылаясь на Цицерона, отмечает, что "военная Сила всегда признавалась римлянами основным источником приобретения собственности"2.
Это объяснение, на наш взгляд, имеет ключевое значение для всей проблемы вещных прав. Устранение личного, относительного элемента из права на приобретенную вещь, явленного в непременном участии предшественника (например, через форму usus auctoritas) в процессе о вещи, полученной посредством манципаций, оказалось возможным только указанием на получение вещи военной силой (таким образом обозначена и снята оппозиция "получение у своего, не приводящее к "бес-спорному" праву, — получение у чужого"). Приобретенная у врага собственность действительно "самая бесспорная" уже хотя бы потому, что юридический спор с врагом невозможен. Возникает абсолютная сила права, его независимость от всех других прав и лиц.
Об. Институции. С. 261. Значение тахого началаспора возрастает, если учесть присущую римскому праву(не утраченную вполнеи современнымправом)симметрию правовых формул. Согласно такой логике (демонстрируемойв установлений власти (макцн нации) и освобождении от власти (эман-ципации). вустановлении обязательства (стнпуляция)и освобождении от обязательства (акцептиляция) и-др.), качества спорного права, продемонстрированныев начале процесса,должны оказаться теми же и в его результате. То же вытекает и из соображений тождественности предмета спора.
См. также замечание Дцождева о "свойственном римскому праву принципе зеркальности акта установления и акта прекращения" (Основание защиты владения в римском праве; С. 102.)-
1 Кофанов Л. Обязательственное право в архаическом Риме. С. 88.
Л. Кофанов уточняет, что возложение Юпья означало "ритуальное убиение жертвы", что позволяло установить манпипий (там же. С. 106 и др.).
Д. Дождев замечает, что "схватывание веши связано с древними сакральными обрядами, выражающими установление личной связи, непосредственного контакта с объектом. Захват (или господство) — это... частное и производное значение жеста". (Основание зашиты владения в римском праве. С. 98). Можно заметить, >по такое объяснение противоречит предыдущему истолкованию.
Обращаясь к работе О.М. Фрейденберг, мы видим, что "орудием разрезания служит копье, и священник "пронзает" ии "тело" хлеба*', имитируя "разрывание, расчленение, разкятис по частям с целью вкушения тотемного бога-животного" (см.: Фрейдеяберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. С. 59). Убиение тем самым предстает не только в естественном (впрочем, остается вопрос, когда установилась эта "естественность") значении борьбы "на смерть" и отчуждения, но н & значении усвоения, присвоения, особенно если учесть, что вкушение жертвы понималось как установление личной связи с тотемом, а "рука служила главным производственным орудием", что выражено в обряде "совокупного разрывания" тела жертвы (там же. С. 60).
Хорошо заметная здесь двойственность значений, даже если они возникли не одновременно, исключает, очевидно, абсолютизацию любой из версий генезиса.
Выпадение из права новейшего времени такого способа приобретения' несколько затрудняет восприятие этого обстоятельства, но среди идейных оснований архаичного права, в том числе и римского, оно занимало одно из ведущих мест.
Чужие (hostes)2 воспринимались за пределами права (вне закона)3 и, следовательно, не могли считаться ни стороной в договоре, ни вообще субъектом, лицом (или иным аналогом этого понятия), а были равны предмету природы, т.е. подлежали захвату, как и охватываемоеими их вещное окружение4.
И еще "в средние века, — отмечает Г. Шершеневич, — положение иностранцев в Западной Европе было почти бесправное. Иностранец, как дикий, мог быть обращен в рабство"5.
Захват врагов в качестве добычи можно считать известным прогрессом по сравнению с предшествовавшей эпохой, когда допускалось только их уничтожение. Вспомним библейское предание о том, как израильтяне, победив мидианитян, перебили воинов, но оставили себе женщин и детей. Узнав об этом, Моисей велел убить также мальчиков и женщин, оставив только деаушек. Объяснение этого распоряжения видится в том, что "превращать врага из объекта мести в ценность, в товар казалось безнравственным"6. При сомнительной исторической достоверности события здесь, по-видимому, передана рефлексия на переход от уничтожения врагов к их пленению.