Структура и актуальные проблемы этики
Рассматривая вопрос о структуре этического знания, необходимо отметить, что единой типологии не существует. В зависимости от принадлежности к той или иной этической школе, от задач, стоящих перед исследователем, эта наука структурируется по-разному. Тем не менее в ее структуре в обязательном порядке выделяются следующие блоки:
История этики. Описывает процесс становления и развития этики как самостоятельной науки.
Генеалогия морали. Генеалогия – происхождение, историческое развитие. Описывает исторические типы морали.
Теоретико-методологический раздел. Изучаются наиболее абстрактные проблемы этики. Например, сущность, специфика, функции морали. Анализ функций морали позволяет перейти к анализу нравственности. Некоторые авторы трактуют мораль и нравственность как универсалии социального и индивидуального бытия. Значит, мораль и нравственность обладают структурой. В этом разделе рассматриваются категории этики: традиционные (аксиологические) и нетрадиционные (онтологический и гносеологический аспекты морали и нравственности).
Социология морали. Исследуется реальная, практическая роль морали и нравственности в жизни человека и общества. Применение этической теории к анализу соотношений: мораль и экономика, мораль и политика, мораль и искусство, мораль и религия и др.
Психология морали и нравственности. Раздел, изучающий сложный внутренний морально-нравственный мир человека как микрокосма, как малой Вселенной. Установление связи этики с психологией позволяет не только уточнить исходные понятия, но и более отчетливо показать укорененность нравственной регуляции в человеческой природе. Нередко нарушения морали выступают в качестве симптомов психических заболеваний.
Теория морально-нравственного воспитания. Иногда этот раздел называют педагогической этикой. Но это не совсем верно, так как существует ещё и андрогогика. «Андрогогика» – воспитание взрослого человека.
Этическая праксеология (прикладная этика). В рамках этической праксеологии выделяются три основных направления:
•Этическая экспертиза, этическое консультирование во всех сферах индивидуальной и общественной жизни.
•Теория и практика профессиональной этики.
•Этика успеха.
Отдельная теоретическая проблема – это обоснование самостоятельного статуса этики в системе философского знания. Философский статус этики нередко ставился под сомнение. Этику интерпретировали или как частную гуманитарную науку (С. Ангелов), либо подчеркивали ее исключительно прикладной характер. Этика – это философская теория (история становления и методология этических исследований нас в этом убеждают). Со второй половины ХХ века в центре внимания философских исследований находится проблема человека. Философия – это не просто всеобщая теория мира и человека. Природа философского знания содержит в себе ценностный потенциал. Что есть человек, и каким он должен быть. Философия – форма самосознания теоретической и практической деятельности человека. Этика представляет собой внутреннюю цель философского мышления, так как философия дает жизненную ориентацию, указывает на смысл жизни и способы его достижения. Этика, как и эстетика, помогает ответить на вопросы: каковы высшие ценности человеческого бытия? Как они достижимы? Таким образом, специфика этики – в ее аксиологическом характере. Это философская теория, так как изучение этики выводит на проблемы ценностей и универсалий в бытии человека.
Актуальные проблемы этики.
Почему сегодня нельзя не изучать этику? Потому что, этика не умозрительная, а практическая философия. Этико-прикладные исследования предполагают применение особых методов, во многом отличающихся от практикуемых в мета-этике. Среди них – гуманитарная экспертиза, консультирование, игровое моделирование (результат взаимодействия научного знания и здравого смысла). Хотя все мы в той или иной степени способны выносить моральную оценку, вопросы профессиональной и общественной морали предполагают профессиональную деятельность специалиста, способного разобраться в ситуации. Специалисты по этике особенно востребованы в следующих сферах:
•Профессиональная этика.
•Этика деловых отношений.
•Этика арт – бизнеса.
•Этика и культура управления.
Что является квинтэссенцией этического знания? Понимание этики не просто как философии морали и нравственности. Цель изучения этики – эвристическое прозрение, вызывающее потребность в освоении теоретического, ценностного и культурного многообразия, гуманистического потенциала этики. Таким образом, цель изучения этики – необходимость принятия ее как сердцевины личностно–индивидуального и общественного жизнеустройства.
Актуальные этические проблемы. Прежде всего, важные изменения произошли в ценностных ориентирах людей. В ХХ веке происходит качественный перелом в мироощущении людей.
Другим важнейшим источником специфических для сегодняшнего дня этических проблем является бурное развитие науки, техники и технологий.Это развитие породило множество средств, разрушительных для человеческой жизни. Никогда еще зло не было таким всеохватывающим и масштабным. Кроме того, развитие техники увеличило ответственность человека за свободно совершаемые им деяния. Морально-нравственной проблемой выступает также посягательство на свободу человека. Порой СМИ, подавляют всякую самостоятельность мышления, умело манипулируя массовым и индивидуальным сознанием.
Третья группа моральных проблем, характерных для конца ХХ века – это проблемы, которые называют «биоэтическими». Они возникают из-за факта вмешательства современной науки в глубинные биологические процессы. Морально-нравственные вопросы возникли сразу, как только начали практиковать пересадку органов. Появилась проблема: когда и при каких обстоятельствах орган может быть изъят для пересадки больному? Не станут ли умерщвлять людей для того, чтобы изъять нужный орган? Еще один пласт проблем породило клонирование – выращивание из клетки организма его полного дубликата. С серьезными нравственными проблемами связано «суррогатное материнство», смена пола и т.д. В философской и медицинской литературе уже много лет широко обсуждается проблема эвтаназии – права человека самому выбирать спасительную смерть вместо мучительных и невыносимых страданий. Религия возражает против этого как против самоубийства, а в нравственном кодексе врачей издревле содержится тезис: «Не навреди» и обязанность бороться за жизнь больного до последнего вздоха.
Многие из названных проблем сходятся в одной серьезной теме – это тема гуманизма. Современное общество провозгласило гуманизм своим важнейшим ориентиром.
Выводы:
•Этика - это практическая философия морали и нравственности, изучающая их происхождение, сущность, специфику и закономерности исторического развития.
•Объект изучения – мораль и нравственность. Предмет изучения: сущность и специфика морали и нравственности.
•Структура этики включает в себя: историю этики, генеалогию морали, теоретико-методологический раздел, социологию морали, психологию морали и нравственности, теорию морально-нравственного воспитания, этическую праксеологию.
Вопросы для самопроверки:
1.Почему этика считается практической философией?
2.В чем состоят «трудности» и «опасности» изучения этики?
3.Дайте определения понятий: «этика», «мораль», «нравственность».
4.Что является объектом и предметом изучения этики?
5.Кто является основателем этики как учения о добродетелях, ведущих к счастью?
6. Как изменялось понимание предмета этики в истории ее развития?
7.Какие разделы входят в структуру этического знания?
8.Какие актуальные проблемы этики Вы бы добавили к уже перечисленным?
Литература:
1. Бакштановский, В. И.. Прикладная этика: лаборатория ноу-хау / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов ; ТюмГНГУ, Научно-исслед. ин-т прикладной этики. — Тюмень : ТюмГНГУ, 2009.Т. 2: Кодексы, которые нас выбирают: этическое проектирование как ноу-хау инновационной парадигмы прикладной этики. — 2010. — 262 с.
2. Гусейнов, А. А. Этика : Учеб. для студентов вузов / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2002. — 472 с.
3. Дробницкий, О.Г. Моральная философия : Избранные труды / О. Г. Дробницкий ; Сост. Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2002. — 523 с.
4. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Золотухина-Аболина. — М.; Ростов н/Д : МарТ, 2005. — 413 с.
5. Коновалова, Л. В. Прикладная этика (по материалам западной литературы) / РАН. Ин-т философии. — М. : Б. и., 1998. Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. — 1998. — 216 с.
6. Этика : Учеб. для студентов филос. фак. вузов / А. А. Гусейнов, Е. Л. Дубко, С. Ф. Анисимов и др. ; Под общ. ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. — М. : Гардарики, 2000. — 493 с.
7. Этика : энцикл. слов. / [С. С. Аверинцев, И. Ю. Алексеева, Р. Г. Апресян и др.] ; под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова ; Ин-т философии Рос. акад. наук. — М. : Гардарики, 2001. — 669 с.