Актуальные проблемы современной МПИ

Методика (греч. )- способ познания. Метод- способ достижения какой-нибудь цели, решения конкретной задачи. Методика обучения истории - педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Методика рассматривает и изучает вопросы о том, как надо изучать историю. Предметом методики является педагогический процесс обучения - преподавание учителем и изучение учениками истории. Методика предмета отвечает на вопросы: Зачем учить? Чему учить? Как учить?

Основные факторы обучения связаны с ответами на эти вопросы:

1.Цели обучения истории менялись на всех этапах развития государства. (овладение знаниями, развитие способностей, формирование ценностных ориентиров. Развитие интереса, воспитание человека, знакомство с жизнью общества, формирование человека, интеграция личности, применение исторических знаний.)

2.Содержание обучения истории в школе менялось с развитием науки. Содержание истории в школе оформляется в госстандарте, программах, учебниках. Усваивается в процессе классных, внеклассных и внешкольных занятий.

3.Методы (способы деятельности) словесные, печатно – рукописные, наглядные, практические. Отвечают на вопрос Как учить? С методами связаны формы обучения:

(общеклассная, групповая, индивидуальная), Типы уроков(повторительно-обобщающий, семинар, урок-экскурсия), Средства учебной работы (учебники, карты, картины, диапозитивы, рабочие тетради).

4.Познавательные возможности уч-сясвязаны с возрастом ученика и уровнем исторических знаний и умений. В процессе обучения развиваются способности понимать , усваивать и применять знания.

5.Результаты обучения связаны с реализацией поставленных целей, отражают достигнутый уровень знаний и умений, в умении доказывать и обосновывать, выделять существенное, отслеживать связи, решать проблемы. Качество обучения отслеживают с помощью тестов, а так же в умении приготовить доклад, реферат.

Процесс модернизации школьного исторического и обществоведческого образования в рамках школьной реформы протекает сложно и противоречиво. Среди причин, объясняющих такой характер преобразований исторического образования, первой называют методическую неподготовленность учителей к работе в изменившихся условиях. Большинству учителей сложно отказаться от устоявшихся стереотипов мышления и поведения, сложившихся в условиях унифицированного образования, авторитарного преподавания, монополии государственно-партийной идеологии и директивного, тоталитарного контроля. Процесс разрушения стереотипов остается сложным и ответственным в сфере подготовки учителей истории. Проблемы дидактического и информационного характера дополняются проблемой отсутствия концепции стабильного исторического и обществоведческого образования. Все вместе приводит к тому, что школы самостоятельно вынуждены участвовать в поиске и формировании новой структуры и содержания школьного образования, целей и приоритетов образовательной политики. Приходится констатировать, что отсутствие сформулированной государственной идеологии (или идеологических основ Российского государства) на основе консенсуса между различными политическими силами затрудняет формулирование приоритетов государственной политики в области образования в целом и особенно в отношении историко-обществоведческого образования. Этот факт отрицательно сказывается на национальной безопасности России. Положение в этой области к настоящему времени пока еще не изменилось в лучшую сторону. В связи с этим поднимается вопрос не только о праве преподавательских коллективов и педагогов на творчество, но и о зоне и степени профессиональной свободы учителя и его гражданской ответственности. Однако наряду с подвижками в деле перестройки общероссийской системы подготовки и переподготовки учителей истории наблюдаются опасные, негативные тенденции разрушения старой системы, препятствующие формированию современной, целостной системы профессиональной подготовки и переподготовки учителей истории. Характерной чертой и потребностью нашего времени становятся создание региональных общественных организаций российских учителей и их взаимодействие друг с другом. В рамках самостоятельных, независимых, мобильных и ориентированных на собственные профессиональные интересы учительских союзов возможны постановка и поиски ответов на актуальные вопросы школьного исторического образования, среди которых в последнее время можно услышать вопросы об основных чертах личности и профессиональных качествах учителя, требующихся в условиях изменения содержания и характера преподавания истории. Актуальными остаются вопросы о целях, задачах, содержании деятельности и обязанностях учителей истории в изменившихся условиях; о современных подходах в решении проблем соотношения личных и гражданских интересов в преподавании истории, баланс регионального, российского, европейского и мирового аспектов, соотношение и взаимосвязь теории, методологии истории и дидактики. В современной литературе по методике преподавания истории в общеобразовательной школе сложно найти ответы на подобные вопросы. Отчасти потому, что лет десять назад они просто не могли прозвучать при советской действительности. Смена идеологических и политических ориентиров привела к отрицанию политизированной методической литературы 1980-х гг. Несмотря на широкое издание разнообразных учебных пособий, книг, рабочих тетрадей, справочников по истории для учащихся, все полнее ощущается недостаток специальной литературы по истории для учителей. Учитель истории ощущает недостаток информации о тенденциях и перспективах развития системы исторического образования в школе. Практически отсутствует учебная литература по современной методике изучения истории в школе, современной учебно-методической литературе для системы повышения квалификации учителей. Исключением являются работы Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю., Ионова И.Н. "Историческое образование в современной России"; Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю. "Методика преподавания в школе". Отличительной чертой "нового времени" в школьном историческом образовании является многообразие и многочисленность учебных пособий, которые нельзя считать едиными по своей методической основе. При отсутствии единой концепции исторического образования, в сложной социокультурной и политической ситуации российского общества, в противоборстве политических партий и идеологий невозможно однозначно оценить качество подготовленных учебников. В таком положении учитель истории нуждается в инструментарии для собственной экспертизы, отбора и апробации вариативных учебных пособий. Одним из существенных направлений модернизации образования является создание региональных курсов истории, на которые отводятся до 50 % учебного времени. Есть мнение, что школьники должны иметь сбалансированное представление об исторической действительности на всех уровнях: местная, региональная, национальная, всемирная история. В предложенном варианте "Концепции очередного этапа реформирования системы образования" для общественно-научного обсуждения присутствует требование разработать и принять пакет программ, который соответствовал бы всему многообразию культур народов, населяющих страну, различающихся по мировоззренческим, гуманитарно-культурным, социально-гражданским, этнокультурным и религиозным образовательным традициям. Таким образом, обосновывается необходимость разработки и внедрения истории отдельного региона как неотъемлемой части истории страны.

Роль и место методики в школьном курсе истории: Методика обучения тесно связана с историей, цель методики отобрать основные данные исторической науки и обработав дидактически, включить в школьный курс. Познавательные возможности уч-ся оцениваются психологией. Методика является отраслью педагогики, которая определяет методы обучения, цели воспитания, методы научного исследования. В методологии познания исторической действительности важную роль играет философия.В изучении личности учителя и его роли в обществе - социология.

Наши рекомендации