Различные степени могущества
Обладают ли различные самадхи одинаковой духовной энергией? Излучает ли самадхи, в котором нашло упокоение трансцендентное тело вайшнава, большей духовной энергией, чем его пушпа-самадхи или нама-самадхи? На этот вопрос поможет ответить правильное понимание трансцендентных форм Божества Шри Кришны.
Не существует никакой разницы между изначально установленным Божеством Кришны и прати-бху-мурти, которое устанавливают в случае, если изначальное Божество перевозят в другое место. Например, когда изначальное Божество Говиндаджи Рупы Госвами покинуло Вриндаван с тем, чтобы принимать поклонение в Джайпуре, на прежнем месте установили прати-бху-мурти Говинды, которое с тех пор принимало любовное поклонение жителей Враджи. Хотя изначальное Божество может оказать более сильное воздействие, особенно на сердце неофита, в действительности не следует проводить различий между этими двумя абсолютно духовными формами Верховной Личности Бога, Господа Шри Кришны.
Подобным образом все виды самадхи обладают одинаковой духовной энергией. Только преданные-неофиты, стараясь не допускать совершения оскорблений при посещении самадхи, в которых находится тело вайшнава, ведут себя иначе, посещая пушпа-самадхи, смрити-самадхи или нама-самадхи. В «Чайтанья-бхагавате» Шри Харидас Тхакур утверждает, что повторение имени возвышенного преданного дарует больше чистоты, чем повторение имени Шри Кришны. Поэтому очищение приходит не только благодаря посещению полного самадхи, но и при посещении нама-самадхи вайшнава. Воспевая его святое имя, можно обрести безграничную духовную чистоту. Вся слава Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанте Свами Шриле Прабхупаде!
Продвинутые преданные воспримут ту же самую духовную энергию во всех самадхи. И все без исключения самадхи помогут нам помнить пример и наставления чистых преданных. Вайшнавы вдохновляют нас и все последующие поколения вайшнавов следовать по их стопам и стать чистыми преданными Радхи и Кришны.
Хотя в различных видах самадхи проявлена единая энергия, многие авторитетные источники приводят следующую историю из шастр, как доказательство существования различий. Необычайное могущество, скрывающееся в останках брахмана, описано в Шестой Песни «Бхагаватам». Однажды брахман по имени Каусика защитил свое тело, воспользовавшись мистическим оружием Нараяна-кавачи. Эта защита состоит из мантр, описывающих различные воплощения Господа Кришны.
Находясь в пустыне и повторяя эти мантры, Каусика покинул тело. Однажды Читраратха, правитель Гандхарвалоки, со свитой небесной красоты наложниц пролетали над тем самым местом, где умер брахман. Неожиданно, без видимых на то причин летательный аппарат Читраратхи потерял управление и разбился. Мудрецы объяснили царю гандхарвов, что он оскорбил брахмана Каусику, когда он, не зная этого, пролетел над насыщенными духовной энергией останками брахмана! Останки обычного человека никогда не могут стать причиной подобной катастрофы.
Эта история демонстрирует необычайное могущество, заключенное в останках брахмана в так называемом полном самадхи, расположенном в пустыне. Этот брахман, как и все гаудия-вайшнавы, повторял святые имена Господа Кришны (содержащиеся в «Нараяна-каваче»), что позволило его телу обрести особое духовное могущество. Эта история также показывает, что тело, останки и прах продвинутого преданного излучают необычайную духовную энергию. Тело вайшнава полностью одухотворяется, поскольку в своем служении Кришне он использует все возможности своего тела, ума и речи.
Как железный прут намагничивается благодаря контакту с магнитом, так и тело чистого преданного наполняется духовной энергией в процессе любовного служения Радхе и Кришне. После того, как вайшнав уходит, эта духовная энергия продолжает излучаться телом (и останками). Поэтому многие опытные преданные утверждают, что духовная энергия, присутствующая в самадхи трансцендентного тела чистого преданного, превосходит по своему значению пушпа-самадхи, смрити-самадхи или нама-самадхи.
Ваш покорный слуга верит в то, что в любое время, в любом месте и бесконечным множеством способов нитья-сиддха махабхагавата вайшнавы, вошедшие в нитья-враджа-лилу, могут благословить, воодушевить и наставить искреннего и верного преданного. Всевышний Господь Кришна вкладывает Свою крипа-шакти (энергию милости) в Своего преданного. Без участия преданного никто не сможет обрести милость Бога. Как лучи света расходятся в разные стороны от Солнца, милость Господа распространяется в форме живой вибрации, исходящей из сердца чистого преданного, наполненного любовью к Богу. Милость вибрирует в их сердцах, мыслях, словах, действиях, телах и останках. Поэтому сознание может очиститься благодаря любому контакту с чистым вайшнавом.