Организационно-методический раздел
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Минске
Н.Л.Судьева
ЭТИКА
Учебно-методические материалы
Минск 2008
ББК
87.7 я 73
Э90
Рекомендовано к изданию
Учебно-методическим советом филиала РГСУ в г. Минске
Протокол №
Рецензенты:
Марецкий А.И. – кандидат философских наук, доцент.
Тенянко М.Ю. – кандидат философских наук, доцент.
Автор-составитель:
Судьева Н.Л. – кандидат филологических наук, доцент.
Этика: учебно-методические материалы / авт.-сост. Н.Л.Судьева.-
Мн.: Филиал Рос. гос. социал. ун-та в г. Минске, 2008. – 35 с.
Учебно-методические материалы подготовлены в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования (2000 г.) и направлены на ознакомление студентов с основными положениями этического знания, умение применить его в разных сферах человеческого общения. При составлении учебной программы по курсу были использованы учебно-методические материалы РГСУ: Шмакова Л.Е., Кузьменко Г.Н. Этика (учебно-методические материалы, для всех специальностей). М., 2007; Шмакова Л.Е., Кузьменко Г.Н. Этика (контрольно-измерительные материалы, для всех специальностей). М., 2007.
Учебно-методические материалы предназначены для студентов всех форм обучения по специальностям «юриспруденция», «социальная работа», «психология».
ББК
87.7 я 73
Э90
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Курс «Этика» как раздел философского знания в первую очередь предполагает формирование нравственной культуры личности, ибо лишь человеческим измерением может быть определена ценность всего происходящего в мире. Решение любых задач современной действительности определено так называемым «человеческим фактором», то есть проблемами нравственной позиции личности, характером межличностных отношений. В силу этого этическое знание выступает в качестве ориентира для современного человека и направлено на формирование осознанного выбора тех или иных норм поведения в различных жизненных ситуациях, в деловом общении.
Цель курса – формирование и развитие у студентов
· устойчивых представлений об истории развития мировой этической мысли;
· знаний об основных моральных нормах, принципах, категориях;
· навыков применения этических знаний в своей жизнедеятельности.
Задачи курса:
· дать необходимые знания об истории этики, основных этапах ее развития;
· ознакомить с содержанием основных этических концепций и направлений;
· сформировать устойчивые представления об основных теоретических проблемах этики;
· дать необходимые навыки по методологии анализа собственного нравственного поведения.
Место курса в профессиональной подготовке будущего специалиста.
Будучи гуманитарной дисциплиной, этика – в широком смысле – расширяет кругозор человека, приобщая его к истории формирования нравов как элементу мировой культуры. В более узком она выступает как «практическая философия», обучающая стратегии и тактике «правильной жизни».
Для будущего специалиста, характер профессиональной деятельности которого связан с межличностным общением, этическое знание выступает как залог его профессиональной успешности, как показатель его духовной культуры, что означает умение чувствовать и понимать своего собеседника, имея собственные принципы и четкую гражданскую позицию. Прочно усвоенные этические знания выступают в качестве методологии анализа морального аспекта различных жизненных ситуаций, в том числе и конфликтных, возникновение которых неизбежно как в профессиональной среде, так и в любых иных сферах межличностного общения.
Специалист должен знать:
* предмет этики;
* историю этики и основные этапы ее развития;
* содержание, сущность основных этических концепций и направлений;
* законы развития этики.
Уметь:
* разбираться в этических вопросах общества, коллектива, человека, избранной профессии;
* выявлять ключевые универсалии, описывающие этическое бытие, тенденции и перспективы его развития;
* анализировать состояние и уровень этической воспитанности в обществе, коллективе, семье.
Владеть:
* методологией анализа этической ситуации в обществе, коллективе, семье;
* методологией анализа собственного этического поведения;
* навыками этического исследования конфликтных ситуаций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Учебно-тематический план
(специальность «Социальная работа», «Юриспруденция», дневная форма обучения)
Номер темы | Название темы | Форма контроля | ||||
Всего | лекции | Семинарские (практические) занятия | Самостоятельная работа студентов | Форма контроля | ||
Предмет этики | ||||||
Этические учения Древнего Востока | ||||||
Античная этика | ||||||
Этика Средневековья | ||||||
Этика Нового времени | ||||||
Этика Х1Х-ХХ веков | ||||||
Этика российских мыслителей | ||||||
Мораль: структура и функции | ||||||
Историческое развитие нравственности | к.т. . | |||||
Категории морали | ||||||
Этика делового и профессионального общения | ||||||
ВСЕГО: | зачет |
Учебно-тематический план
(специальность «Психология», дневная форма обучения)
Номер темы | Название темы | Форма контроля | ||||
Всего | лекции | Семинарские (практические) занятия | Самостоятельная работа студентов | Форма контроля | ||
Предмет этики | ||||||
Этические учения Древнего Востока | ||||||
Античная этика | ||||||
Этика Средневековья | ||||||
Этика Нового времени | ||||||
Этика Х1Х-ХХ веков | ||||||
Этика российских мыслителей | ||||||
Мораль: структура и функции | ||||||
Историческое развитие нравственности | к.т. | |||||
Категории морали | ||||||
Этика делового и профессионального общения | ||||||
ВСЕГО: | зачет |
Учебно-тематический план
(специальность «Социальная работа», заочная форма обучения)
Номер темы | Название темы | Форма контроля | ||||
Всего | лекции | Семинарские (практические) занятия | Самостоятельная работа студентов | Форма контроля | ||
Предмет этики | ||||||
Этические учения Древнего Востока | ||||||
Античная этика | ||||||
Этика Средневековья | ||||||
Этика Нового времени | ||||||
Этика Х1Х-ХХ веков | ||||||
Этика российских мыслителей | ||||||
Мораль: структура и функции | ||||||
Историческое развитие нравственности | ||||||
Категории морали | ||||||
Этика делового и профессионального общения | ||||||
ВСЕГО: | зачет |
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА*
Темы и краткое содержание
Тема 1. Предмет этики.
Ключевые понятия: этика; мораль; нравственность; гуманистическая, авторитарная этика; антропоцентризм; теория морали; нормативная, прикладная этика.
Специфика этического знания. Место этики в структуре философского и гуманитарного знания. Виды этики: гуманистическая и авторитарная, их различие и взаимосвязь. Структура этики: история морали и этических учений; теория морали; нормативная этика, прикладная этика, их общая характеристика.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что является предметом изучения этики?
2. Чем различаются и как могут быть взаимосвязаны авторитарная и гуманистическая этики?
3. Охарактеризуйте структуру этики.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Соотнесите понятия «этика», «мораль», «нравственность».
2. Как связана мораль с другими сферами общественной жизни?
3. Есть ли взаимосвязь между этикой и этикетом?
4. Что является предметом изучения нормативной и прикладной этики?
Основная литература (для всех тем курса):
1. Гусейнов, А.А. Этика: учебник для вузов / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. – М.: Гардарики, 2003. – 470 с.
2. Зеленкова, И.Л. Этика: учебное пособие / И.Л.Зеленкова. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 352 с.
3. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика: учебное пособие для студентов вузов / Е.В.Золотухина-Аболина. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2003. – 416 с.
4. Мишаткина, Т.В. Этика: учебное пособие / Т.В.Мишаткина, З.В.Бражникова и др. – Мн.: Новое знание, 2006. – 584 с.
* При изложении содержания курса вначале дается основная литература, необходимая для изучения всех тем, а после каждой из них – дополнительная, предназначенная для исследования именно этой темы.
Дополнительная литература:
1. Иванов, В.Г. Этика: краткий курс / В.Г.Иванов. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
2. Разин, А.В. Этика: учебник для вузов / А.В.Разин. – М.: Академический Проект, 2004. – 624 с.