Что такое система законов и категорий диалектики? Каковы основные законы диалектики?
Диалектика также представляет собой систему законов и категорий. В учебной литературе, как правило, в этой системе выделяют три основных закона (закон противоречия, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания) и несколько пар соотносительных категорий (содержание
и форма, сущность и явление, единичное и общее, часть и целое, функция и структура, простое и сложное, необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность). Следует отметить, что данное деление условно, ибо парные категории, как и основные законы, отражают всеобщие, внутренние, необходимые, относительно устойчивые связи. Поэтому правильнее их тоже считать законами диалектики (может быть неосновными).
Так как объем настоящего учебного пособия не позволяет детально рассмотреть все законы и категории диалектики, ограничимся разъяснением лишь некоторых наиболее важных положений (остальное см.: Введение в философию. Ч. II. Гл. VII).
Прежде всего, отметим, что закон противоречия есть суть, «ядро» диалектики (см.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 203, 315). Такое значение данного закона обусловлено тем, что он, вскрывая внутренний источник развития, определяет все другие законы диалектики, самодвижение всего сущего. Но если противоречия в самой сущности предметов – главное, что изучает диалектика, то тем самым учение о противоречиях оказывается самой глубокой ее сущностью.
Конечно, и другие законы диалектики раскрывают ее сущность. Но сущность раскрывает себя как сущность различного порядка,
и именно учение о противоречиях пронизывает все остальные элементы и принципы диалектики.
Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений представляет собой разрешение противоречия между количеством и качеством и отвечает на вопрос, как происходит развитие.
Закон отрицания тоже действует на основе противоречий между новым и старым, исходным и конечным результатом движения, между различными уровнями развития и определяет всеобщую направленность развития: неодолимость нового, поступательность, цикличность, повторяемость и т.д.
Основные понятия, раскрывающие эти законы – различие, тождество, противоположность, противоречие, количество, качество, мера, скачок, эволюция, революция, отрицание, преемственность, «снятие» и др. (см.: Введение в философию. Ч. II. Гл. VII).
Действие закона противоречия осуществляется как раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности, т.е. как движение, развертывание, развитие самого противоречия. Это развитие проходит определенные стадии.
1. Несущественные различия перерастают в существенные, происходит возникновение, становление противоречия, на данном этапе преобладает единство тенденций над их противоборством.
2. Существенные различия перерастают в противоположности, идет процесс накопления, нарастания, все большего обострения противоречий. На данном этапе все больше преобладает борьба тенденций над их единством. Данный этап может характеризоваться также равновесием, сочетанием противоположностей, что является наиболее удобным моментом для их разрешения. Упущение этого момента, особенно в общественной жизни, в управленческой деятельности, ведет к обострениям, к снижению эффективности этой деятельности.
3. Противоречие перерастает в стадию обострения, а затем конфликта, завершающуюся разрешением противоречия, т.е. переходом явления из одного качественного состояния в другое, отрицанием старого новым, переходом противоположностей друг в друга, когда они становятся диалектически тождественными. Если же по какой-либо причине не происходит на данной стадии разрешения противоречия, это ведет к деструктивным моментам в развитии системы, к кризису, стагнации и т.д.
Содержание закона взаимоперехода количественных и качественных изменений состоит в следующем: качественные изменения могут происходить лишь путем количественного прибавления или количественного убавления материи или движения и наоборот (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 365). Переход от одного качества к другому есть скачок. Коренной скачок в развитии общества – революция.
Основные особенности скачка как момента развития состоят
в следующем:
1. Скачок есть перерыв непрерывности, постепенности в развитии.
2. Это более интенсивное изменение по сравнению с развитием в предшествующий период, в рамках старого качества.
3. Скачок – это разрешение противоречия между количеством и качеством, между новым и старым.
4. Это единство бытия и небытия, ухода старого одновременно с рождением нового.
5. Это смена формы, переставшей соответствовать обновленному содержанию.
Теперь сделаем несколько замечаний о механизме действия закона отрицания отрицания.
Одной из сторон действия закона отрицания отрицания является диалектическое отрицание. Оно имеет следующие особенности:
1. Диалектическое отрицание имеет всеобщий характер, т.е. имеет место во всех сферах действительности.
2. Отрицание есть самоотрицание, т.е. оно внутренне присуще всякому развивающемуся процессу или явлению, осуществляется в силу действия внутренних причин и противоречий.
3. Отрицание не только устраняет старое, но и утверждает новое.
4. В процессе отрицания обеспечивается непрерывность, преемственность, как характерная черта процесса развития, в ходе которого новое удерживает («снимает») некоторые черты, свойства
и т.п. из старого (не совсем верно утверждать, что удерживается только положительное, ибо в реальной жизни удерживается и нечто отрицательное: «мертвый хватает живого»).
Но следует учитывать, что отрицание лишь одна из сторон действия закона отрицания отрицания. Другая его сторона – вопрос о характере и общей тенденции, направленности развития.
Общая направленность развития определяется единством двух противоположных тенденций – поступательности и повторимости. Это выражается в следующем:
1. Развитие представляет собой как бы повторение исходного момента, но на ином, новом качественном уровне.
2. Развитие идет по спирали, поступательно.
3. Оно имеет триадичный характер (начало – отрицание первое – отрицание второе, или отрицание отрицания; по Г. Гегелю: тезис – антитезис – синтез).
4. В результате завершения цикла отрицания отрицания происходит коренное изменение направленности развития, воспроизводство нового начинает осуществляться на иной основе.
Надо также учитывать, что характер действия законов диалектики зависит от конкретных условий. В связи с этим необходимо обратить внимание на многообразие противоречий (внутренние, внешние, основные, неосновные, главные, существенные, несущественные, антагонистические, неантагонистические), различный характер скачков (постепенные, взрывные) и отрицаний. Следует иметь в виду, что действие законов диалектики специфично не только в разных сферах действительности – природе, обществе, познании, – но и на разных этапах развития общества, в различных социально-экономических условиях (см.: Материалистическая диалектика. В 5 т. М., 1982–1985. Т. 2–4).
В чем смысл диалектики как метода познания
и преобразования действительности,
каковы основные требования диалектической логики?
Диалектика является всеобщим методом познания и преобразования действительности. В чем это выражается?
Любая наука, любое знание есть не только результат предшествующего познания, но и средство открытия новых истин, выполняет методологическую роль в познании и практической деятельности. Иначе говоря, является методом получения новых знаний.
В этом смысле любая общая или частная теория есть в то же время общий или частный методы познания и деятельности. Но верно
и обратное: любой метод имеет теоретическое значение, теоретический аспект. А.И. Герцен в свое время образно заметил, что методология является «эмбриологией истины».
Это же в еще большей степени относится и к диалектике. Она является теорией, теоретическим обобщением развития и изменений, происходящих в объективном мире и во всем человеческом познании. Но поскольку диалектика – теоретическая модель того общего, что имеется во всех процессах развития мира, постольку она является и наиболее общим методом мышления и практической деятельности. Но это не означает, что надо понимать и применять диалектику как «всеобщую отмычку», сводить ее к сумме примеров, т.е. не следует брать ее как науку, теорию, как систему законов и категорий, связанных воедино общими принципами отражения
в мышлении диалектики объективного мира.
Подходить к диалектике как к теории означает брать принципы диалектики как законы, имеющие всеобщее значение и ставящие поэтому определенные требования подхода к действительности. Это значит признавать противоречивые, взаимоисключающие, противоположные тенденции во всех явлениях природы, общества
и мышления. (См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 317.) Здесь следует обратить внимание и на методологическую сторону такого понимания диалектики. Из того, что противоположные тенденции
в развитии выступают как закон, вытекает определенное требование для познания: познавать все явления в их самодвижении, в развитии, во всеобщих связях, взаимодействии (и особенно сочетании, консенсусе) противоположностей.
Как метод познания диалектика имеет большое значение для успешного развития науки. В своей деятельности науки лишь тогда будут иметь подлинно эффективные результаты и делать правильные выводы из своих открытий и обобщений, когда сознательно овладеют диалектическим методом мышления.
В области социальной жизни, управления антидиалектический подход ведет к односторонности, однобокости, к крайностям типа «философии маятника», к игнорированию опыта прошлого, к догматизму, бюрократизму, волюнтаризму, релятивизму, что чревато нежелательными результатами и издержками в деятельности.
Исходя из основных принципов и законов диалектики, философская наука сформулировала основные требования диалектического метода, которым необходимо следовать в познании и преобразовании действительности. Это объективностьрассмотрения изучаемых явлений или подхода к объекту управления; всесторонность отражения связей и отношений объекта с целью определения главных, существенных из них; рассмотрение предмета в развитии, самодвижении, т.е. с учетом внутренних импульсов, его противоречий, выявление того, каким предмет был ранее, каким является теперь и каковы его тенденции и перспективы на будущее; конкретно-исторический подход к объектам познания и управления, учет того, что истина есть известный итог конкретного анализа конкретных обстоятельств, учет потребностей всей человеческой практики, умение найти в процессе анализа действительности главное звено в ее развитии и функционировании.
Объективность подхода к явлениям означает, что любой предмет должен рассматриваться таким, каков он есть, без прибавлений. Следует исходить из самой природы предмета, а не только из своих желаний, не выдавать иллюзию, желаемое за действительное, учитывать объективные предпосылки, объективные законы, опираться на объективные факты. Это требование исключительно важно не только для науки, но и для практики. В преобразовании общества, в социальном управлении оно всегда напоминает
о недопустимости субъективизма и волевых решений.
Всесторонность рассмотрения как требование диалектики непосредственно вытекает из ее основного принципа – всеобщей связи и взаимозависимости явлений. Только на основе всестороннего анализа связей и отношений данной вещи с другими становится возможным выделить из всего многообразия бесконечных связей главные, основные и существенные связи, свойства, познать, таким образом, ее сущность и избежать односторонности и субъективизма.
Историзм, конкретно-исторический подход к предметам и процессам диктуется принципами всеобщей связи и развития, а также специфичностью форм проявления законов диалектики в различных областях мира. Связи предметов с окружающим миром подвижны, текучи, динамичны. В итоге качество предмета зависит и от характера существенных связей, в которых он находится, и от той стадии, ступени развития, которой он достиг, прежде всего, под воздействием внутренних противоречий. Наряду с этим всеобщие законы диалектики, которым подчинено это развитие, по-разному проявляют себя в природе, обществе и мышлении. Поэтому-то и нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. Требование конкретно-исторического подхода полагает историзм в познании, практике, управлении, понимание предмета в конкретных обстоятельствах, условиях места и времени.
Игнорирование конкретно-исторического подхода в общественной жизни нашего времени характерно для политиков, мыслящих абстрактно, к примеру, слепо подражающих Западу в использовании этого опыта в области экономики, социальной жизни и т.д. и недостаточно учитывающих российский опыт и условия нашей страны.
Требование исходить из практики как условия познания и деятельности означает необходимость подхода к действительности
с учетом потребностей предметно-преобразующей деятельности, подхода, базирующегося на сочетании объективности рассмотрения с рассмотрением в развитии. Без учета практики нельзя определить объективную логику социального развития, правильно познать его законы. Конкретный историзм дает возможность преодолеть прожектерство, иллюзорный подход и действовать на основе диалектики конкретного реализма.
Рассмотрение явлений в развитии означает учет предпосылок, причин явления, его становление, развертывание, особенности его функционирования в данное время и учет последствий его изменения и функционирования, возможность видеть и предвидеть его перспективы. Вторым важным аспектом требования рассмотрения в развитии является познание, учет и своевременное разрешение противоречий как внутреннего источника и причины развития явлений.
Следует особо отметить, что важнейшим условием диалектически-творческого отношения к действительности является не просто учет каждого в отдельности из перечисленных ее требований,
а в их органическом единстве, которое и обеспечивает диалектике успешную реализацию ее основной функции – методологии познания, практики, управления.