Формы государственного устройства
Виды государства по форме правления:
1. Монархия
-абсолютная (неограниченная) Бруней, Саудовская Аравия.
-конституционная (ограниченная, парламентская) Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия.
2. Республика
- президентская. США, Бразилия, Аргентина, Боливия, Сирия.
- парламентская. Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль.
- смешанная. Франция, Россия, Финляндия, Болгария, Австрия, Польша.
Тип республики определяется в зависимости от того, кто в государстве формирует правительство.
Демокра́тия или народовластие - форма правления государством или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия ) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия).
Виды государства по форме устройства . Унитарное государство. Наиболее распространенная ибо вся власть в центре, единое гражданство, единая система законов. Существует единое гражданство, свод законов, одинаковый статус за внешнюю политику отвечает центр. ( Португалия, Греция, Албания, Венгрия) Федерация. (20 государств) США, РФ, Австрия, Аргентина, Индия, Канада. Это равенство центра и регионов, равенство субъектов между собой, территория в виде синтезов субъектов. Есть 2 уровня власти: федеральный, республиканский двух палатный парламент. Субъекты не могут выйти из состава. Федерация строится по территориальному признаку, по национальному (Индия), по смешанному (РФ)
Конфедерация. Очень редка. Швейцарский союз, Ганзейская лига, США, Канада; Современные: союз России-Белоруссии, СНГ. Вся власть находится на местах, это не государства, а союз государств для решения вопросов; отсутствие гражданства и законодательства. Большинство таких государств стали федерациями.
47. Политический режим: понятие и его виды (тоталитарный, авторитарный, демократический). Понятие гражданского общества и правового государства.
Под политическим режимом понимается совокупность способов, приемов, методов осуществления политической власти. В основном выделяют:
1) Авторитарный - это режим, при котором монополия на власть принадлежит одному лицу, комитету, партии, либо одному органу, не допускающему политическую оппозицию, но сохраняющему автономию личности и общества во внеполитических сферах. Это режим жесткой власти, который сформировался начиная в Восточных деспотий. Это отсутствие прав человека, в основе единоличное властвование.
2) Тоталитаризм – это политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль со стороны власти над обществом и личностью и опирающийся на систематическое применение насилие или его угрозу. Это жесткая власть, которая тотальным образом охватывает все сферы общества. Это феномен 20 века. Это порождение фашистских и коммунистических режимов.
3) Демократия – это режим, основанный на признании народа источником власти, сувереном в государстве, на равноправии граждан, подчинение меньшинства большинству, на выборности основных органов государства. Это соблюдение прав и свобод человека. Это государство социального и правового типа. Это разделение властей.
Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Гражданское общество — общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами. Гражданское общество реализуется в виде самоорганизующихся посреднических групп.
Правовое государство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются:
- права и свободы человека;
- равенство всех перед законом;
- принцип разделения властей;
- разрешение конфликтов через справедливый суд.
48.Духовная жизнь общества: происхождение, сущность и функции морали.
Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, которая в совокупности с вышеуказанными сферами, определяет специфику общества во всей его деятельности, в традициях и привычках не общего у разных народов, стоящих на одной цивилизационной ступени, а того, что специфично для их этносоциальной индивидуальности, их исторической судьбы, индивидуальных и неповторимых обстоятельств их прошлого и сегодняшнего бытия, их языка, религии, их географического местоположения, их контактов с другими народами и т.д.
Происхождение. Общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и является основой морали. Под маралью обычно понимают некую систему норм ,правил ,оценок регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов.
Сущность морали не может быть выражена путем четкого выделения особой сферы деятельности человека.
Функции морали. Основными можно выделить (регулятивную ,оценочно-императивную ,познавательную). Главная-регулятивная. Мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулировании поведения индивида. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.
Оценочно-императивная. Нравственное освоение человеком действительности предполагает разделения всех социальных явлений на добро и зло. С помощью этих основополагающих категорий морали и дается собственно оценка любому проявлению общественной жизни.
Познавательная. В принципе историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как всего общества, так и каждого человека. А конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или иных социальных образований..
49.Основные этические категории:добро,зло,дог,справедливость.Классические и современные проблемы этики.
Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.
Добро и зло- наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
Добро-категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящему злу.
Зло-категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованием морали, заслуживающим осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств.
Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость –категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства м\у всеми людьми и необходимости соответствия м\у деянием и воздействием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.
Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.
Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
50.Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции религии. Место и роль религии а современном обществе.
Духовная жизнь общества как совокупность определенного рода процессов есть именно его духовная деятельность - существенная сторона социальной формы движения материи. Поэтому понятия “духовная жизнь” и “духовная деятельность” будут употребляться как равнозначные, хотя последнее предпочтительнее: оно более определенно и однозначно. Слово “жизнь” слишком многозначно. Лучше применять понятие “духовная деятельность”, обладающее определенным содержанием. В духовной деятельности различают две стороны, две группы процессов:
1.духовно-продуктивная деятельность, т.е. деятельность по производству духовных ценностей. Ее признаком является творческий, конструктивный характер, а одним из главных элементов - теоретическая деятельность, познание закономерностей, процессов, явлений. Включает в себя рациональное теоретическое постижение объективной реальности, производство других духовных ценностей (нравственных, эстетических) при помощи не только интеллекта, но и силы художественного воображения.Духовно-продуктивная деятельность производит сознание в целом, и в этом смысле она выступает синонимом духовного производства.
2.духовно-практическая деятельность - деятельность по освоению социального опыта, накопленных человечеством духовных ценностей в ходе индивидуального и коллективного развития людей. Духовно-практическая деятельность общества включает в себя воспитание, обучение, образование, просвещение.
Можно сказать, люди рождаются дважды: сначала физически - в акте рождения, а затем духовно - в процессе обучения, формирования духовных качеств личности.
Духовная деятельность - это социальная деятельность, направленная на создание духовных ценностей и усвоение их людьми.
Религия - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, культовые и обрядовые действия. Сущностью религиозного сознание является иллюзорное удвоение мира, т.е. признание наряду с реальным бытием второго потустороннего мира. Центральный объект религиозной веры - идея бога, из которой выводится все остальное содержание религии. Идея бога для основной массы верующих всегда была идеей, которая связывалась с нравственной сферой, с проблемой смысла человеческой жизни. Верующий будет жить “по-божески”, а неверующий - в растерянности.
Идеально-теоретический уровень нравственного сознания называется моралью. Чаще всего мораль отражала в превращенной форме скрытые интересы господствующего клана. Мораль отражает конечные условия и фактические нормы поведения.
Свобода воли - это специфическая категория морали, отображающая возможность сознательного выбора человеком линии своего поведения, а также ответственность за него.
51. Виды религиозного отношения к действительности: политеизм, монотеизм, пантеизм, деизм. Сущность атеистического мировоззрения.
Существуют различные типы человеческих представлений о богах:
1.Политеизм,представление о множестве богов,персонофицирующих какую-либо из сторон человеческой жизни.
2.Пантеизм-вера в Бога, тождественного природе и мира в целом
3.Деизм-идея Бога-Творца универсума, не вмешивающегося в человеческую историю.
4.Монотеизм или теизм(эти понятия часто используют как синонимы)-вера в единство Бога-высшее Битие,личное и моральное,Твоца,ответсвенного за свое творение.
Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям. Религиозное сознание соответствовало объективным потребностям человеческого духа. Эти духовные потребности должны быть удовлетворены. Стремление отвергнуть религию должно было сопровождаться созданием такой системы общечеловеческих ценностей, которая могла бы заменить человеку соответствующие духовные, религиозные потребности.
52.Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции науки. Соотношение науки , религии и философии.
Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная,надиндивидуальная реальности,присутсвующей в нас самих, являющейся неотйемлимой частью личности человека.
Наука - деятельность познания достижений мира на базе специальной техники. Исторически развитая система, имеет наиболее достоверные представления о мире, полученные в определенных сферах деятельности: труде и борьбе за жизнь.
Наука - сфера исследовательской деятельности, направленной на произведение новых знаний. Наука рассматривается как целостная система, включающая в себя исторически подвижное соотношение частей: природоведения и обществоведения, философии и естествознания. Предпосылки для возникновения науки появились в странах Древнего Востока.