Некоторые виды научной деятельности являются по преимуществу аналитическими (аналитическая химия) или синтетическими (синергетика)
2. Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих).
В результате этого процесса получаются различного рода «абстрактные предметы», которыми являются как отдельно взятые понятия и категории («белизна», «развитие», «мышление», «противоречие» и др.), так и их системы. Наиболее развитыми из них являются математика, логика, диалектика, философия.
Главный вопрос абстрагирования – выяснение того, какие из рассматриваемых свойств являются существенными, а какие – второстепенными.
В ходе своего исторического развития наука восходит от одного уровня абстрактности, к другому, более высокому.
Но абстракция дает только некую базисную структуру, своего рода скелет, который мог обрести черты реальности, если только к нему присоединить много иных (а не только существенных деталей).
Виды абстракций:
а) отождествления; б) изолирующая; в) актуальной бесконечности, г) потенциальной осуществимости.
Уровни (порядки) абстракций:
а) абстракции первого порядка – абстракции от реальных предметов;
б) абстракции второго порядка – абстракции от абстракций второго порядка и так далее.
Самым высоким уровнем абстракции характеризуются философские категории.
3. Обобщение – процесс установление общих свойств и признаков предметов.
Тесно связано с абстрагированием.
Гноселогическая основа обобщения – категории общего и единичного:
а) всеобщее (общее) – философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат нескольким единичным явлениям или всем предметам данного класса.
Два вида общего:
1) абстрактно-общее, как простая одинаковость, внешнее сходство, поверхностное пособие ряда единичных предметов; данный вид всеобщего, выделенного путем сравнения, играет в познании важную, но ограниченную роль;
2) конкретно-общее как закон существования и развития ряда единичных явлений в их взаимодействии в составе целого, как единство в многообразии; данный вид общего выражает внутреннюю, глубинную, повторяющуюся у группы сходных явлений основу – сущность в ее развитой форме, т.е. закон.
б) единичное (индивидуальное, отдельное) – философская категория, выражающая специфику, своеобразие именно данного явления (или группы явлений одного и того же качества),его отличия от других.
Научные обобщения:
1) по двум видам обобщений:
а) выделение любых признаков (абстрактно-общее);
б) выделение существенных признаков (конкретно-общее, закон).
2) по другому основанию:
а) от отдельных фактов, событий к их выражению в мыслях – индуктивное обобщение;
б) от одной мысли к другой, более общей мысли – логическое обобщение.
Ограничение понятия – операция противоположная обобщению, переход от рода к виду, от более общего к менее общему.
Пределом обобщения являются философские категории, которые не имеют родового понятия и поэтому обобщить их нельзя.
4. Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных объектов),принципиально не осуществимых в действительности.
(«точка», «»идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.)
данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой предельные случаи последних. служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них.
Идеализированный объект, в конечном счете, выступает как отражение реальных предметов и процессов.
В результате идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, не реализуемых в действительности. В результате образуется «идеализированный объект», которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реальных объектов.
Теоретическая модель – характеристики и стороны познаваемого объекта
а) отвлечены от фактического эмпирического материала,
б) путем мысленного конструирования выступают в более резко и полно выраженном виде, чем в самой действительности.
Идеализированные объекты – результат различных мыслительных экспериментов, которые направлены на реализацию некоторого нереализуемого в действительного в действительности случая. В развитых научных теориях обычно рассматриваются не отдельные идеализированные объекты и их свойства, а целостные системы идеализированных объектов и их структуры.
5. Индукция – движение от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах)
Дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному.
а) Индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер, т.к. опыт всегда неполон;
индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (эмпирические законы).
Виды индуктивных обобщений: индукция популярная, неполная, полная, научная, математическая.
б) Дедукция от истинных посылок всегда ведет к истинному, достоверному заключению, а не к вероятностному (проблематичному).
Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т.п.