Основные формы и способы существования бытия.

План

1. Работа с понятиями.

2. Проблема бытия: плюрализм мнений.

3. Основные формы и способы существования бытия.

4. Учение о материи.

5. Движение как всеобщий способ бытия.

6. Пространство и время. Их важнейшие свойства и взаимосвязь.

2 часа.

I. Вводная часть занятия.

1. Организация занятия.

2. Определение темы, мотивации, задач занятия.

5 минут.

II. Основная часть занятия.

3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.

28 минут.

Работа с понятиями.

Бытие -философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, т.е. вне и независимо от сознания человека.

Материя- философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях и фиксируемой приборами независимо от сознания человека.

Движение - способ существования материи, её всеобщий атрибут, «...изменение вообще, всякое взаимодействие материальных систем...» (Ф. Энгельс).

Пространство- форма бытия материи, характеризующая её протяжённость, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Время - форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.

Система- комплекс взаимодействующих элементов.

Элемент- есть далее неразложимый компонент системы при данном способе её рассмотрения.

Структурность- совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Системность— метод рассмотрения объектов познания с точки зрения внутренней организованности, упорядоченности.

Редукционизм- принцип сведения сложного к простому, составного к элементарного.

2) Проблема бытия: плюрализм мнений.

Итак, бытие – это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, т. е. вне и независимо от сознания человека.

Эта категория фиксирует наиболее общие и существенные свойства окружающего мира и мира самого человека:

– вечность существования мира;

– бесконечность мира;

– единство мира, которое проявляется в многообразии его форм;

– равенство существования природного, социального и духовного;

– изменчивость мира;

– объективность мира.

Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире.

Различают «бытие» и «небытие». «Бытие» – это одна из существенных черт всех вещей, предметов и процессов: «быть» означает «существовать».

С категорией бытия тесно связано понятие «метафизики». Предмет метафизики – рассуждения об абсолютном мировом целом, недоступном никакому чувству, а также о свободе воли, о Боге, бессмертии, вечности и бесконечности. Грубо говоря, всё, что недоступно опытному познанию, наблюдению (причём как прямому, так и косвенному) относится к метафизике.

Не следует отождествлять метафизику (как синоним онтологии) с методом, противоположным диалектике (такое определение можно встретить в некоторых словарях). В рамках настоящего курса лекций последнее определение будем считать ошибочным.

В истории философии существует плюрализм мнений и подходов к проблеме бытия. Вот лишь некоторые из них.

Для философов эпохи античности мышление и бытие существовали слитно. Парменид (ок. 540 – 480 до н. э.) из Элеи сделал открытие: среди мыслей о чём-то, он нашёл мысль-существование, выводящую за пределы субъективного. Это были такие понятия, как, например, добро, благо, справедливость. Конечно, все эти понятия абстрактны, однако античные философы (например, Платон) решили, что найдено подлинное бытие, верховное единство, царящее над многоразличием и доступное лишь разуму (вещи можно потрогать, а платоновские «эйдосы» – только помыслить). Аристотель, напротив, пытался отождествить бытие и субстанцию.

В средние века подлинным бытием обладал Бог, сотворивший мир.

Для классической европейской философии эпохи Нового времени характерно противостояние двух концепций бытия. В первой – бытие можно сравнить с окном, позволяющим взглянуть на мир явлений, на действительность. Примером здесь может быть учение Спинозы, который разработал учение о единой субстанции. Эту субстанцию философ отождествлял с Богом, понимая Бога как первопричину всего сущего, в том числе самого себя. Бог-субстанция Спинозы – это есть порождающая себя тотальная Природа. Во второй – бытие предстает как пустое понятие, результат лингвистических недоразумений, которое позволяет увидеть лишь отражение структуры разума. Для Дж. Беркли, например, основой всего существующего является духовная субстанция, «дух», от которого всё и вся зависимо, в котором всё живое живёт, а всё, что может двигаться – движется. Для него вполне очевидно, что бытия духа, который бесконечно мудр и всемогущ, с избытком достаточно для того, чтобы объяснить все явления природы. Что касается материи, то ни она по своей природе не обладает чувственностью, ни человек, со своими органами чувств её не воспринимает. Материя вообще просто-напросто нигде не существует.

Г. Гегель начинает построение своей философской системы с чистого бытия. Игра с абстракциями привела философа к парадоксальному выводу о возможности сосуществования бытия и небытия в некоем едином целом (единстве противоположностей).

На рубеже XIX – ХX вв. бытие стали понимать как человеческое существование: бытие есть наша жизнь [В. Дильтей (1833 – 1911), экзистенциалисты].

В попытке снять противопоставление объективного и субъективного, английский философ Б. Рассел (1872 – 1970) пришёл к выводу, что существует только один «реальный» мир, а наши мысли о нём – лишь часть этого мира.

Основные формы и способы существования бытия.

Выделяют следующие формы и способы существования бытия:

1. Бытие вещей (тел), процессов делится на

а) бытие вещей (тел), процессов первой природы

и б) бытие вещей (тел), процессов второй природы.

2. Бытие человека, которое разделяется на

а) бытие человека в мире вещей

и б) специфически человеческое бытие.

3. Бытие духовного (идеального) делится на

а) индивидуализированное духовное

и б) объективированное (т. е. внеиндивидуальное) духовное.

4. Бытие социальное. Оно делится на

а) индивидуальное бытие отдельного человека в обществе и в истории

и б) бытие общества (в целом).

Учение о материи.

Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях и фиксируемой приборами независимо от сознания человека.

Материя – причина, основа, содержание и носитель (субстанция) всего многообразия мира. Она проявляется в бесчисленных свойствах: материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она находится в постоянном движении, она есть причина самой себя (causa sui). Все перечисленные свойства материи являются её атрибутами. Однако различают ещё и модусы – такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность, электропроводность, наследственность и т. п.).

Необходимо подчеркнуть, что понятие «материя» – абстракция. Вещи не состоят из материи, они состоят из вещества.

Материя существует в трёх основных формах: вещество, поле и физический вакуум.

В науке выделяют три уровня строения материи:

1) макромир – мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта;

2) микромир – мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов;

3) мегамир – мир огромных космических масштабов и скоростей.

Человеку в его повседневном опыте даны лишь элементы мегасистем. Сами мегасистемы недоступны для непосредственного восприятия (в самом деле, как может быть доступной для восприятия биосфера, если человек является одним из её элементов?).

Сегодня выделяют три типа материальных систем: неживая материя, живая и социально-организованная материя.

Живая материя – вся совокупность организмов, способных к самовоспроизводству с передачей и накоплением в процессе эволюции генетической информации. Социально-организованная материя – высшая форма развития жизни, совокупность мыслящих и сознательно преобразующих действительность индивидуумов и сообществ различных уровней.

Уровни структурной организации материи выглядят следующим образом:

Неорганическая природа: элементарные частицы и поля, атомный, молекулярный, макроуровень, мегауровень (планеты, планетные системы и проч.);

Органическая природа: молекулярный (доклеточный), клеточный, тканевой, органный, системы органов, организменный, популяционный, биоценоз, биосфера;

Социум: индивид, семья, коллектив, социальная группа (например, класс), этно-территориальная общность, человечество.

Наши рекомендации