Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

Цель занятия: выяснение предмета и объекта философии, ее места в системе наук, выявление функций, которые она несет в обществе. На их основе, базовое усвоение такой общекультурной компетенции, как способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности.

Семинарское занятие- 2 часа

План

1. Смысл понятия «философия»: предмет, объект и определение философии.

2. Истоки философии.

3. «Основной вопрос философии»: вопрос об отношении мышления к бытию как мировоззренческая проблема.

4. Структура и функции философии, ее место в духовной жизни общества.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса следует обратить внимание на освещение следующих дидактических единиц: наиболее общие свойства действительности как предмет философии; мировоззрение, его общественно-исторический характер. Истоки философии. Основное отличие между мифологией и религией с одной стороны, и философией с другой.

При подготовке второго вопроса необходимо обратить внимание на освещение следующих дидактических единиц: выделение основного вопроса философии; монистическое понимание вопроса – проблема первичности мышления и бытия по отношению друг к другу; материализм и идеализм о постановке основного вопроса; проблема познаваемости мира с позиции гностицизма и агностицизма; проявление дуализма в решении основного вопроса; мировоззренческая сущность основного вопроса.

При подготовке третьего вопроса обратить внимание на освещение следующих дидактических единиц: основные темы философских размышлений: мир и человек, бытие и сознание, познание и истина; практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру. Онтология, гносеология, методология и аксиология как основные элементы философии. Функции философии в обществе. Место философии в системе культуры.

Основные понятия по теме

Гносеология, онтология, аксиология, методология, монизм, дуализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, диалектический материализм, метафизический материализм, миропонимание, мироощущение, мифология, религия.

Используемая литература[1-5; 6; 8; 12; 15-17; 24; 25; 28; 29; 34; 36; 39; 44; 46; 47; 54; 62].

Тема 2. Философия Древнего мира

Цель занятия: показать пути развития древней философии, отличия и сходства в мышлении восточной и западной философских систем; выяснить, какие проблемы и почему волновали античных мыслителей, когда произошел переход в познании от природы к человеку, раскрыть особенности двух основных направлений: «Линии Платона» и «Линии Демокрита». На основе осмысления темы, происходит базовое освоение такой общекультурной компетенции как способность к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения.

Семинарское занятие – 6 часа

Семинар 2.1.Философия Древнего Востока.

Досократовская философия Древней Греции

План

1. Основной вопрос древнеиндийской философии (понятие брахмы, сансары, кармы, дхармы, атман, нирваны). Ортодоксальные (миманса, ньяя, вайшешика, йога, санкхья, веданта) и неортодоксальные (джайна, чарвака-локаятика, вайбхашика, йогочара) философские школы

2. Философские искания мыслителей Древнего Китая (Лао-Цзы, Кун-фу-Цзы). И-цзыи – «Книга перемен» и осмысление принципа «инь-ян».

3. Раннегреческая натурфилософия. Первые философские школы (Милетская, Эфесская, Пифагорейская).

4. Проблема бытия в древнегреческой философии (Зенон из Элеи, Демокрит из Абдер.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса следует обратить внимание на освещение следующих дидактических единиц: Зарождение философской мысли Востока (Упанишады и их космологический характер). Ортодоксальные философские школы: миманса, вайшешика, сантхья, ньяя, веданта. Неортодоксальные философские школы. Книги китайской мудрости. Учение об инь-ян: древнекитайская диалектика. Этическая философия Кун-фу-цзы. Учение даосизма и школа Лао-Цзы. Просветление путем опоры на собственные силы. Чан-буддизм – китайский вариант буддизма и его философская система.

При подготовке второго вопроса следует обратить внимание на освещение следующих дидактических единиц: поиски первоэлементов мира в ранней древнегреческой философии. Почему в истории философии их называют натурфилософами. Искания первых философских школ: Милетской, Эфесской, пифагорейской. Гераклит о всеобщности движения и изменения. Гераклитов закон «темпа реи».

При подготовке третьего вопроса следует обратить внимание на освещение следующих дидактических единиц: проблема бытия в учении школы Элеатов. Зенон из Элеи об иллюзорности чувственного познания. Проблема конечного и бесконечного. Апории Зенона и их рационализм. Атомистическое учение Демокрита. Атомистическая трактовка бытия: бытие как единое целое. Проблемы бытия и небытия, движения и статичности, материальности и идеальности мира.

Доклады и сообщения

· Основополагающие идеи индуизма: философский анализ

· Философия «Упанишад».

· Локаятики – древнейшие материалисты Востока.

· Древнеиндийский атомизм.

· Конфуций как философ, человек и учитель.

· Философия дзен-буддизма.

· Космоцентризм раннегреческой философии.

· Семь мудрецов Древней Греции

· Логос Гераклита.

· Пифагор и пифагорейцы.

· Проблема бесконечного и конечного в философии элеатов.

· Зенон из Элеи: философский анализ.

· Эмпедокл.

· Демокрит о душе.

Используемая литература: [1-5; 6; 8; 12; 15-17; 24; 25; 28; 29; 34; 36; 39; 44; 64-84].

Семинар 2.2. Классический период древнегреческой философии

План

1. Софисты и софистика. Протагор: «Человек есть мера всех вещей».

2. Диалектический метод Сократа.

3. Сократические школы (киники, киренаики, мегарики).

4. Платон: учение об идеях. Явление и сущность как основа платоновского идеализма

5. Аристотель - систематизатор древнегреческой философии.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса следует обратить внимание на освещение следующих дидактических единиц: софисты и софистика. Поворот к проблемам человека. Сократ и сократические школы. Диалектика Сократа. Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели. Индивидуальное и надиндивидуальное в сознании.

При подготовке второго вопроса следует обратить внимание на освещение следующих дидактических единиц: учение Платона об эйдосах. Идеалистическая трактовка бытия: бытие как бестелесная идея. Проблема души и тела у Платона. Этическая ответственность искусства. «Линия Платона» в философии и ее основные отличия от «Линии Демокрита»

При подготовке третьего вопроса следует обратить внимание на освещение следующих дидактических единиц: Аристотель как систематизатор античной философии. Аристотелево понятие сущности (субстанции). «Платон мне друг, но истина дороже»: эйдос и форма – в чем принципиальные отличия. Учение Аристотеля о душе. Разум и воля.

Доклады и сообщения

· Истина относительна? (анализ учения софистов).

· Протагор: «человек есть мера всех вещей».

· Киренаики в древнегреческой философии.

· Кинизм – философская сократическая школа.

· Диоген из Синопа.

· Платон о душе.

· Платон о государстве.

· Книга Платона «Апологии Сократа»: философский анализ.

· Аристотель о государстве.

· Онтология Аристотеля как вершина древнегреческой философии.

Используемая литература: [1-5; 6; 8; 12; 15-17; 24; 25; 28; 29; 34; 36; 39; 44; 64-84].

Семинар 2.3.Позднеантичный идеал мудреца

План

1. Праздник жизни или поиск истины: философия эпикурейцев

2. Стоицизм на страже нравственности.

3. Скептицизм – последние большое направление в эллинистической философии.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса следует обратить внимание на освещение следующих дидактических единиц: направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. Пиррон и его учение. Поздний скептицизм. Книга Секста Эмпирика «Три книги пирроновых положений».Десять принципов (тропов) скептицизма.

При подготовке второго вопроса следует обратить внимание на освещение следующих дидактических единиц: Эпикурейская эллинистическая философская система как выражение крайне трезвого и позитивного способа мышления. В этике школой провозглашался гедонизм, в физике - материализм, в логике - сенсуализм. Теоретическая философия подчинялась практическим целям жизни, приоритет отдавался этике, иные разделы философии трактовались как вспомогательные. Эта система была создана Эпикуром в то же время, что и система стоиков.

При подготовке третьего вопроса следует обратить внимание на освещение следующих дидактических единиц:практически ориентированная философия, целью которой является обоснование мудрости «мудрости» как этического идеала, но неординарная логико-онтологическая проблематика играет в ней принципиально важную роль. Жить в гармонии с природой, значит жить разумно.

Доклады и сообщения

· Пиррон из Элиды.

· Сект Эмпирик: скептицизм как образ жизни.

· Эпикур о религии.

· Сущность понятия «умеренность» в эпикурейском учении.

· Материализм Эпикура и его последователей.

· Лукреций Кар о «Природе вещей»

· Зенон из Кития на Кипре.

· Люций Аней Сенека – основатель позднего стоицизма.

Основные понятия по теме

Апатия, апория, апейрон, антиномия, атман, атомизм, дихотомия, катарсис, логос, майевтика, мимесис, нирвана, релятивизм, софистика, эвдемония.

Используемая литература: [1-5; 6; 8; 12; 15-17; 24; 25; 28; 29; 34; 36; 39; 44; 64-84].

Наши рекомендации