Глава iv. мастер‑каменщик

Мастер‑каменщик стоит на высших ступенях духовного развития и в духовном плане представляет собой выпускника школы эзотерического знания. В древних символах он изображался старцем, опирающимся на посох; на грудь его ниспадает длинная белая борода, а глубокий, проницательный взгляд прячется под нависшими бровями философа. Он поистине стар, но не годами, а мудростью и пониманием, которые являются единственной настоящей мерой возраста. Проведя годы и многие жизни в труде, он обрел посох жизни и истины, на который опирается. Он более не зависит от чужих слов, но прислушивается лишь к голосу безмолвия, говорящему из самого сердца его собственного существа. Нет более славной должности, которую может занимать человек, чем должность мастера‑каменщика, взошедшего благодаря труду по ступеням человеческого сознания. Время – это дифференциация вечности, изобретенная человеком для измерения хода человеческих дел. На духовных планах природы – это пространство, или расстояние, между стадиями духовного роста, а следовательно, оно не может измеряться материальными мерами. Нередко бывает, что ребенок рождается на свет уже великим мастером масонской школы, в то время как многие почтенные и уважаемые братья тихо уходят из жизни, так и не допущенные к ее вратам. Мастер‑каменщик – тот, чья жизнь до краев наполнена опытом, который он приобрел за время своего медленного восхождения по бесконечной лестнице.

глава iv. мастер‑каменщик - student2.ru

Мастер‑каменщик

В этом изображении заключена аллегория потерянного мира. Завершив свои труды, мастер‑каменщик становится работником на более высоком плане, чем тот, на котором дозволено трудиться простому строителю. Мастер‑каменщик превращается в замковый камень Всемирного Храма .

Мастер‑каменщик воплощает силу человеческого разума – то связующее звено, что соединяет небо и землю в единой цепи. Его духовный свет сияет ярче, так как теперь он может выражать его более совершенно. Высоко, даже выше, чем созидательные действия и эмоции, взмывает сила мысли, которая стремительно несется к источнику Света. Разум – высшая форма его человеческого проявления, и он переходит в великую тьму внутренней комнаты, освещенной лишь плодами его разума. Славные привилегии мастера‑каменщика находятся в согласии с его большей мудростью и знанием. От ученика он вырос до учителя; покинув царство тех, кто следует за вожаком, он присоединился к тем немногим, кто всегда должен вести за собой других. Небеса открылись ему, и Великий Свет омыл его своими лучами. Блудный сын, так долго скитавшийся во тьме, вновь вернулся в Дом своего Отца. С небес раздается Глас, чья мощь наполняет мастера трепетом, пока он не почувствует, что все его существо наполнено его божественностью. Этот Глас произносит: «Се есть сын Мой возлюбленный, коим Я весьма доволен». Древние учили, что Солнце – не источник света, жизни и силы, но лишь проводник, который проводит жизнь и свет в физическую материю. Мастер‑каменщик – это поистине солнце, великий отражатель света, который излучает сквозь свое тело, очищенное долгими годами подготовки, чудесную силу – свет ложи. Он поистине получил право говорить от имени Высочайшего. Он стоит между пылающим огненным светом и миром. Сквозь него прокладывает путь гидра, великая змея, и из его уст изливается на человека свет Господень. Его символ – восходящее солнце, ибо для него дневное светило действительно поднялось во всем своем великолепии из ночной тьмы, освещая бессмертный Восток первым обещанием наступающего дня.

Со вздохом откладывает мастер в сторону свои инструменты. Для него строительство храма близко к завершению, положены последние камни, и он гасит свою известь со смутным сожалением, видя, что силой его труда воздвиглись собор и минарет. Истинный мастер не стремится к отдыху, и когда он видит, что дни его трудов подходят к концу, сердце его отягощается печалью. Постепенно братья по Ремеслу оставляют его, отправляясь каждый своим путем, и вот, взбираясь по ступеням, мастер оказывается в одиночестве на самой вершине храма. Нужно положить еще один камень, но он не может его найти. Этот камень где‑то спрятан. Мастер с молитвой опускается на колени, прося у небесных сил помощи в своих поисках. Солнечный свет озаряет его и омывает небесной славой. Внезапно с небес слышится Глас: «Строительство храма завершено, и недостающий камень находится в моем верном мастере».

Теперь обе стрелки компаса подняты из‑под угольника. Божественное освобождено из материи; как сердце, так и разум свободны от символа смертности и объединяются в виде чувства и мысли для прославления величайшего и высшего. Затем соединяются Солнце и Луна, и на этом герметическая степень достигает совершенства.

Мастер‑каменщик наделен возможностями, намного превышающими возможности обычного человека, но он ни на миг не должен забывать о том, что каждая возможность неотделима от космической ответственности. Гораздо хуже знать и не делать, чем никогда не узнать. Он понимает, что больше не волен уклоняться от ответственности и должен решать все проблемы, встречая их лицом к лицу. Единственная радость в сердце мастера – радость от созерцания плодов своего труда. Воистину можно сказать, что через страдания мастер научился быть счастливым, что, плача, он научился улыбаться, а умирая – жить. Очищение и испытания, пройденные им на предыдущих ступенях, так одухотворили его существо, что он поистине является славным примером Плана, созданного Богом для своих детей. Величайшая проповедь, которую он может произнести, величайший урок, который он может преподать, – то, что сам он является живым доказательством Вечного Плана. Мастер‑каменщик никем не посвящается в свою степень: он – естественный продукт причины и следствия, и лишь те, кто переживает причину, могут произвести следствие. Мастер‑каменщик, если он поистине мастер, поддерживает контакт с незримыми силами, которые управляют жизнью. В качестве старшего брата ложи он выступает от имени духовных иерархий своего Ремесла. Он более не следует указаниям других, но чертит на собственной доске планы, которым должны следовать его братья. Осознавая это, он живет так, что каждая линия и план, прочерченные им, осенены вдохновением божественного начала, присутствующего в нем самом. Важнее всего на свете становится для него возможность содействовать развитию других. Он стоит коленопреклоненный у трона милосердия – верный служитель Высшего в себе самом, достойный властвовать над другими жизнями, ибо сначала обрел власть над самим собой.

Много говорится об утрате Слова Мастера и о том, как люди выходят на его поиски, но приносят с собою лишь его заменители. Настоящий мастер знает: тем, кто ищет снаружи, никогда не найти тайной истины. Лишь тот может обрести ее, кто уходит внутрь. Настоящий мастер‑каменщик никогда не терял Слова, но бережно хранил его в духовном медальоне своего существа. Ничто не скрыто от тех, кто имеет глаза, чтобы видеть; для тех, кто имеет право знать, всякая вещь подобна открытой книге. Настоящее Слово трех Великих Мастеров никогда не было скрыто от тех, кто имеет право знать его, но никогда не раскрывалось тем, кто не подготовил для его хранения достойного святилища. Мастер знает, ибо он – Строитель Храма. В оправе его собственных тел находится философский камень, ибо на самом деле это сердце Феникса – той удивительной птицы, что, вернув себе юность, восстает из пепла своего сожженного тела. Когда сердце мастера станет столь же чистым и белым, как бриллиант, который он носит, тогда он превратится в живой камень – главную драгоценность в диадеме[82]своего Ремесла.

Слово отыщется тогда, когда сам мастер посвящается живой рукой Бога, очищается живой водой, проходит крещение живым огнем и становится Царственным Священником по обряду ордена Мельхиседека[83], который выше всякого закона.

Великий труд мастера‑каменщика можно назвать искусством равновесия. Ему надлежит удерживать в равновесии треугольник, чтобы он и дальше мог светиться славой Божественной Степени. Тройная энергия мысли, желания и действия должна быть объединена в гармоничном сочетании. Мастер‑каменщик держит в руках тройной ключ и носит тройную корону древних магов, ибо он – поистине царь неба, земли и преисподней. Стихии его труда – соль, сера и ртуть, и с помощью философской ртути он стремится смешать все силы друг с другом ради прославления одной цели.

За степенью мастера‑каменщика есть другая, неизвестная на земле. Высоко над ним протянулись другие ступени, скрытые под голубым покрывалом, которое отделяет видимое от невидимого. Истинный брат знает это и потому трудится ради цели гораздо более возвышенной, чем все представления смертного ума. Он стремится стать достойным того, чтобы войти за это покрывало и присоединиться к тем немногим, кто, не будучи прославленным и воспетым, несет на себе ответственность за развитие человечества. Его глаза вечно устремлены на семь звезд, сверкающих где‑то в вышине, над верхней ступенью лестницы. С надеждой, верой и милосердием восходит он по ступеням и, прошептав Слово Мастера стражу ворот, проходит за покрывало. Именно тогда, и только тогда, рождается настоящий масон. Только за этим покрывалом изучающий тайное обретает самого себя. Вещи, которые мы видим вокруг, – всего лишь формы; это обещания неназванного, символы неведомой истины. Именно в духовном храме, воздвигнутом без голосов строителей и стука молотка, происходит истинное посвящение, и там, облаченный в простую овечью шкуру очищенного тела, совершенствующийся в масонстве становится мастером‑каменщиком, который избран и взят из мира, чтобы быть усердным работником во имя Великого Архитектора. Лишь там, незримые для смертных глаз, даются высшие степени, и именно там душа, излучающая свет Духа, превращается в живую звезду на голубом куполе масонской ложи.

Наши рекомендации