Категория стыда по Жан-Полю Сартру
Но рассмотрим более подробно концепцию стыда Жан-Поля Сартра. Сартр в своей книге «Бытие и ничто» дает определение стыда как способ «сознания, структура которого идентична», бытию. Т.е. стыд «есть неполагающее сознание себя (о себе)». Сартр говорит, что «структура (стыда) интенциональна,... является стыдящимся восприятием чего-то,и это что-то есть я.» Дальше следует, что каждый человек стыдиться того, чем сам является. Следовательно стыд реализует интимное отношение самим собой. И все же, хотя некоторые сложные и производные формы стыда могут появляться в различных плоскостях, следовательно стыд в своей первичной структуре есть стыд перед кем-то. «Итак, другой является неизбежным посредником, соединяющим меня со мной самим; я стыжусь, каким я являюсь другому.». Каждый человек, испытывая, стыд мог чуствовать бы возмущение, гнев, но он не смог быть поражен до глубины души. Отсюда следует, что стыд является признанием. Дальше Сартр говорит, что «Я» является таким, каким его видит Другой. А следовательно стыд- это способ бытия «Для-себя, эквивалент того чем я являюсь для другого»
Сартр первоначально определяет стыд как «первоначальное чувство иметь своё бытие вне как включённое в другое бытие и в качестве такового без всякой защиты, освещённое абсолютным светом, исходящим из чистого субъекта…. Чистый стыд не является чувством быть таким-то или таким-то заслуживающим порицания объектом, но вообще быть каким-то объектом, то есть признать себя в этом деградированном бытии зависящим и застывшим, каким я есть для Другого. Стыд является чувством первородного греха не оттого, что я совершил такой-то и такой-то поступок, но просто потому, что я «опущен» в мир, в среду вещей и что мне нужно опосредование Другого, чтобы быть тем, чем я являюсь. Я стыжусь не только несоответствия между тем, что вам известно обо мне как о своем объекте, и что я знаю о себе как о субъекте, но мне также стыдно за то, что я стыжусь таких чувств»
Таким образом стыд появляется только тогда, когда есть рядом другой человек, который «открыл то, чем я был» и «конституировал меня по новому типу бытия». «Другой» помагает открыть новое бытие которое находиться в спокойном состояние внутри самого человека, но не смотря на помощь «Другого» «Я» ответственен за то бытие, которое находиться во мне», следовательно «стыд есть мой стыд перед другим; эти две структуры неразделимы.» И чтобы познать то, что находиться в «Я» необходимо пресутствие другого человека.
Когда человек испытывает стыд, стыд остается с человеком на более долгое время, хотя на первые взгляд действие, которое вызвало чувство стыда уже давно прошло.
Ярким примером является, когда человек идет с растегнутой ширинкой на штанах по улице, где вместе с ним находяться другие люди. И пока человек у которого растегнута ширинка не замечает этого, он не испытывает ни гнева, ни злобы на самого себя. Но как только он сам заметил это его одалевает чувство стыда. Даже если окружающие люди не сделали ему не одного замечания.
Отсюда можно вывести определение стыда и примерно оно будет звучать так стыд- это «прошлое, которое является сразу для-себя и в-себе, похоже на ценность» В этом определение Сартр определяет стыд через ценность которая существовала в прошлом.
Сушествует еще одно определение стыда.Стыд - это «страх быть застигнутым в состоянии обнаженности… тело символизирует нашу объективную действительность без защиты… это переживание быть «чем-то».. чем то униженным, зависимым…раздавленным чувством того, что ничего не стоишь».
Подведем итоги всего того, что было сказано выше в следующей части реферата.
Заключение.
Жан.-Поль Сартр относит стыд (франц. «honte») ко всей человеческой сущности, однако он использует анализ данного феномена в качестве метода, чтобы показать, что человек не знает чувства стыда, которое возникает лишь с появлением «Другого». «Другой» как бы объективирует Эго, превращая его из субъекта познания в объект. Благодаря появлению Другого «Я» в состоянии судить о себе. Таким образом, стыд представляет собой некое осознание себя самого в зеркале «Другого», регулирует отношения с собой через посредство «Другого». В его глазах, взгляде Эго видит свою сущность, свое несовершенство и неполноценность. В доказательство этого вывода приведу слова самого Сартра «В чувстве стыда я признаю, что я есть я, каким другие видят меня.», «Нет Я и нет ТЫ. Есть Ты на месте Я,» список этих изречений Сартра можно продолжать до бесконечности.
В своей книге Жан-Поль Сартра «Бытие и ничто» показывает структуру стыда и говорит что ее элементы неделимы. «мой стыд перед другим; эти две структуры неразделимы.(Бытие во мне. И то как мое бытие представляется в бытие«Другого»).
Сартр выеляет три условия появления стыда:1) чувство падения, вины,но «это чувство падения, вины, но не по поводу чего-то конкретного, а изначальной вины, падения в вещный мир, откуда нет возврата. ; 2) должно быть стыдно за себя. «мне стыдно за себя перед лицом других людей...», 3) Должен быть другой человек т.к «появление другого делает меня объектом, «вещью-в-себе».
«Я падаю под взглядом другого — в этом суть конфликта». Люди торопятся подчинить, чтобы не оказаться в подчинении. Человек не только «бытие-для-себя», но и «бытие-для-других». Другой обнаруживает себя как другой, когда он внедряется в мою субъективность, и меня-субъекта делает объектом своего мира. Другой, таким образом, не тот, что увиден мной, а скорее тот, кто смотрит на меня, давая мне понять несомненность его присутствия. Сартр анализирует репрессивный опыт, образующийся под взглядом других, — стыд, смущение, робость. Мой опыт модифицируется, когда в нем появляется другой, я вдруг нахожу себя элементом (не центром) проекта, который уже не принадлежит мне. Чужой взгляд парализует меня, в отсутствии другого я свободен. Появление другого инициирует конфликт, изначальный смысл которого — «бытие-для-другого», с него начинается падение
Все философы изучающие стыд дают разное определение стыду например Эриксон описывает стыд следующими словами:Стыд это сигнальное переживание возникающее, когда индивид, столкнувшийся с болезненным самосознанием (сходным с понятием «идентичности» по Лихтенштейну) и с сохранившейся способностью осмысленно взаимодействовать с другим, пытается их избежать и изменить сознание, которое само по себе является злом, особым образом, отрицая все, что свойственно: потребности, зависимость, конфликты, смысл, несовершенство.
Карл Маркс понимает стыд – «как гнев только обращенный вовнутрь»
Стыд не может существовать сам по себе он находиться внутри человеческого организма, дремлит пока «Другой» не разбудит его в человеке. И пока этого не произойдет человек не будет ощущать чувство стыда.
Исходным пунктом онтологических размышлений Ж.-П. Сартра (1905-1980) является убеждение в существовании отличного от человека и несводимого к его мысли мира вещей, с которым, однако, человек настолько неразрывно связан, что его следует определить как бытие-в-мире.
Стыдясь своих природных влечений и функций собственного организма, человек тем самым показывает, что он — не только природное существо, а нечто высшее. Чувством стыда определяется этическое отношение к материальной природе. Человек стыдится её в себе или, точнее, стыдится своего подчинения ей и тем самым признаёт относительно её свою внутреннюю самостоятельность и высшее достоинство, в силу чего он должен обладать, а не быть обладаемым ею.
На мой взгляд стыд является сильной эмоцией, функциональное значение которой состоит в том, чтобы регулировать поведение человека в соответствии с нормами, зафиксированными в нормативно-правовых актах. Эмоция стыда способствует насильственной социализации человека, который под ударами стыда влечется к правильному поведению человека в обществе. Стыд поддерживается окружением из соображений его собственной безопасности и удобства. Стыд охватывает все признаки, которые свойственны человеку и которые он приписывает себе.
Стыд скорее всегопредставляет собой не обнаружение рассогласования между тем, каков я здесь и теперь, а скорее общую негативную реакцию на ситуацию оценивания меня другими.
Подведя итоги всего реферата я понял,что стыд является больше итогом воспитания человека, своего рода привычкой, нежели врожденным качеством человека. Хотя с другой стороны нельзя воспитать в человеке того, что в нем нет от природы. Нельзя человека заставить стыдиться какого-либо поступка,до тех пор пока он сам не поймет, что этого нельзя делать. Например перевоспитание вора в тюрьме путем постоянных рассказов о том, что воровать не хорошо, его унижение (стыда) перед сокамерниками скорее всего не пойдут ему напользу, пока он при помощи отбывания срока и определенных работ сам не поймет этого.
Что касается чувства стыда относящегося к сотрудникам правоохранительных органов, это чувство должно не мешать сотрудникам исполнять свои обязанности, а помогать ему в их выполнение.
Например когда сотрудник ОВД применяет физическую силу и спецсредства согласно всем требованиям закона о полиции.
Сержант милиции Гусев А. П. видя как гражданин Козлов избивает гражданина Петрова ногами, после придупреждение о намерение применить физическую силу и спецсредства для предотвращения избиения применяет их. И это позволяет прекратить преступление. И уже когда все закончилось мимо проходящая бабушка начинает кричать на сотрудника «Что же ты делаешь сынок, это же беспредел!!!» В этой ситуации у сотрудника не должно возникать чувство стыда, так как возникновение того кого чувства и отпускание гражданина Козлова на свободу может повлечь неблагоприяные последствия и для самой бабушки.
И наоборот видя избиение гражданина Петрова гражданином Козлова сержант милиции Гусев не предпринял никаких действий прошел мимо, но это все видела гражданка Смирнова и сделала замечание сотруднику, а Гусев кивнул головой и пошел дальше.
В этом случаи сержанту милиции Гусеву не помешало бы ппочувствовать хоть капельку стыда по отношению к недобросовестному выполнению своих служебных обязанностей.
Список литературы:
1. «Этика сотрудников правоохранительных органов»
2. С.В. Егорышев, А.Н. Ротовский, Т.Ф. Сулейманов «Профессиональная этика» курс лекций / Москва 2005.
3. Жан-Поль Сарт «Бытие и ничто»
4. Евгений Новиков. «Теория воссоединяющего стыда и этика гуманизма: пути взаимодействия»
Ядерное чувство неполноценности порождается потерей базового доверия и отсутствия любви на первоначальных этапах развития человека.
Освободиться от стыда – значит принять возможность разочаровывать другого и СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ,