Техническая и инженерная деятельность, их специфика и функции

Философские проблемы технической и инженерной деятельности пока недостаточно исследованы и освещены в литературе. Показательно, что сами понятия "техническая деятельность" и "инженерная деятельность" не имеют общепринятого значения.

Представляется, что техническая деятельность, взятая в широком смысле, охватывает все виды занятий, работ и действий, объектом которых является именно техника, а в известной мере и технология; связана она с её познанием, проектированием, производством, изготовлением и использованием.

Субъектами профессиональной технической деятельности являются специально подготовленные кадры. Однако можно говорить и о "совокупном работнике", ибо в процессе производства техники участвуют не только ученые и инженерно-технические специалисты, но и рабочие. Кроме того, в качестве субъекта использования техники ныне практически выступают все люди ("пользователи" технических устройств).

"Следовательно, техническую деятельность совокупного работника можно представить в общем виде как единство технического проектирования (целеполагания) и производства (целеисполнения). Производство, в свою очередь, состоит из живого труда и деятельности природных агентов, выполняющих энергетическую, транспортную, технологическую и другие функции производственного процесса".

Известно, что долгое время техническая деятельность не была профессиональным делом, осуществлялась на основе эмпирического опыта, благодаря личному мастерству работника.

Современная техническая деятельность, носящая творческий характер, является уже профессиональным делом, основана на научном знании. Словом, творчество - необходимое условие подлинной технической деятельности.

"Техническое творчество охватывает деятельность создания новой техники и деятельность познания, необходимого для разработки объективно нового в технике. Техническое творчество реализуется на эмпирическом и теоретическом уровнях деятельности. Именно с техническим творчеством соотносят, прежде всего, технические науки, хотя последние предполагают и техническую практику, и техническую деятельность в качестве предпосылок своего развития".

Предметом и продуктом технического творчества являются новые конструкции, идеи, технические устройства, технологические процессы, материалы, новые способы и методы изготовления техники и пр. Конечно, ведущее место в техническом творчестве принадлежит изобретению.

Надо заметить, что процесс создания нового технического объекта идет не от научной идеи к технике, а от технической идеи к техническому решению, а от него - к новомутехническому объекту.

В техническом творчестве часто выделяют пять этапов.

Первый этап создания нового технического объекта - формирование проблемной ситуации с одновременным аналитическим осмыслением её структуры субъектом творчества (отражение технической потребности, осознание необходимости нового и недостатков старого, раскрытие конкретных технических противоречий и формулировка технических задач с определенной структурой).

Второй этап - рождение и вынашивание новой технической идеи ( нового принципа, новой трансформации и др.).

Третий этап - разработка "идеальной модели", функциональной и структурной схемы будущего технического объекта ("идея-образ").

Четвертый этап - конструирование. Переход от мысленного построения к реальным разработкам - качественный скачок. Поиск реальных форм воплощения нового качества - это создание нового в специфике конкретных условий. С этого этапа идет разрешение противоречий между идеальным и материальным, между теорией и практикой.

Пятый этап - предметное и относительно завершенное воплощение изобретения, усовершенствование или приспособление в новом техническом объекте. Он складывается из трех основных стадий: создание экспериментального образца - испытание в экспериментальных условиях - доработка и изменение на основе данных эксперимента; создание промышленного образца - ограничение производственных условий - доработка на основе полученных данных; серийное или массовое производство - применение в многообразных промышленных условиях - доработка путем устранения недостатков функционирования новых технических средств в разнообразных условиях.

Другими словами, техническое творчество выступает как единство экспериментального и теоретического поиска решения задач разработки нового в технике.

Исключительно важным результатом технической деятельности является изобретение. "Изобретение - продукт творческой деятельности, в котором на основе научных знаний и технических достижений создаются новые принципы, действия или контролирование технических систем, их отдельных компонентов. Если научное открытие выступает приращением нового знания к существующему, то изобретение является приложением этого знания с целью его практического использования".

В литературе часто употребляется понятие "научно-техническая деятельность". В упомянутом словаре читаем: "Научно-техническая деятельность - вид деятельности, направленной на решение комплексных научно-технических проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы. Научно-техническая деятельность представляет собой своеобразный сплав научной, инженерной и организаторской деятельности, субъектом которой выступают коллективы инженеров-исследователей".

Словом научно-техническая деятельность носит сложный и синтетический характер. Инженерная деятельность обычно характеризуется как разновидность технической.

Вопрос о специфике инженерной профессии, содержании и характере деятельности, труда инженера имеет исключительно важное не только теоретико-методологическое, но и практическое, педагогическое значение, ибо от его решения в значительной, если не сказать в решающей, мере зависит адекватная, соответствующая современным требованиям, подготовка и переподготовка инженерных кадров.

Кто такой инженер? В чем состоит специфика его деятельности? Какие он призван выполнять функции? Что значит быть инженером сегодня? На первый взгляд, эти вопросы кажутся не столь уж трудными, но на самом деле, дать адекватные ответы на них не так просто. Напомним, что слово "инженер" латинского происхождения, его корень «ingeniare» в переводе означает "творить", "создавать", "изобретать", "внедрять". Оно впервые стало использоваться в античном мире, по-видимому, не ранее III века до н.э., для названия лиц, управляющих военными машинами, а также изобретателей этих машин. Понятие "гражданский инженер" появилось в ХVI веке в Германии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и других странах.

Слово "инженер" в русских источниках встречается в середине XVII века в "Актах Московского Государства". Первые учебные заведения для подготовки инженеров были созданы в XVII веке в Дании, в XVIII веке - Великобритании, Франции, Германии, Австрии и др. В России первая инженерная школа основана Петром I в 1712 г. в Москве.

Существуют различные точки зрения относительно инженерной профессии. Одни исследователи говорят уже об инженерах древнего мира и называют в качестве первого из них Архимеда, другие же считают, что правомерно говорить об инженерной профессии лишь с эпохи Возрождения или даже с XVII века.

Замечено, что современный человек часто склонен модернизировать явления далекого прошлого, оценивать их мерками сегодняшнего дня.

Говорить о возникновении какой-либо профессии можно лишь в том случае, когда некоторый специализированный вид деятельности становится исключительной функцией для определенной группы лиц. Данное положение относится и к инженерной профессии. Кроме того, инженерная деятельность как профессия связана с регулярным использованием научных знаний в технической практике. В этой связи В.Г.Горохов резонно замечает: "Инженерная деятельность возникает тогда, когда изготовление орудий уже не может основываться только на традиции, ловкости рук, смекалке, а требует ориентации на науку, целенаправленное использование для этого научных знаний и методов".

По-видимому, инженерная профессия начала формироваться все же в эпоху Возрождения. Первые инженеры формируются из среды ученых, обратившихся к технике, или ремесленников - самоучек, приобщившихся к науке. Первые инженеры - это одновременно художники - архитекторы, консультанты - инженеры по фортификационным сооружениям, артиллерии и гражданскому строительству, алхимики и врачи, математики и изобретатели.

В эпоху Возрождения появляется и первая техническая литература нового типа: «Энциклопедии" технического знания и инженерно-художественные размышления - трактаты.

Завершающий этап становления инженерной профессии связан с эпохой машинного производства и постоянного использования в нем научного знания. Следовательно, профессия инженера окончательно сформировалась в XVIII-XIX веках.

Во многих словарях и справочниках инженер определяется как специалист с высшим техническим образованием. Словом, право называться инженером дает диплом об окончании высшего технического учебного заведения. Здесь фактически характеризуется не сама его профессия, а лишь подготовленность и квалификация специалиста. В этой связи В.Г.Горохов справедливо замечает: «Но на самом деле образование только тогда дает ему право достойно носить звание инженера, когда он действительно включен в инженерную деятельность, творчески применяет знания, приобретенные им в высшей школе и приобретенные после её окончания, когда он становится творцом новой техники, конструктором или технологом, нестандартно мыслящим проектировщиком, исполнителем, эксплуатационщиком, наконец, умелым организатором производства".

Как видим, здесь уже говорится не столько об образовании, сколько о конкретной деятельности инженера, его особом виде высококвалифицированного умственного труда.

Заметим, что в литературе встречаются весьма расширенные трактовки профессии инженера, усматривающие специфику его деятельности в приложении знаний. Вообще во всех сферах материального и духовного производства, в области услуг. Это привело к тому, что стали говорить о генных инженерах, зооинженерах, инженерах-социологах, инженерах по кадрам, даже об инженерах по пляжу и пр.

В.П.Булатов и Е.А.Шаповалов верно указывают на то, что в таком широком понимании инженерная профессия оказывается размытой настолько, что теряет свои границы и своеобразие, это ведет к тому, что внешне похожий труд инженеров и квазиинженеров оцениваются одинаково, что вызывает инфляцию и падение престижа инженеров.

На мой взгляд, заслуживает особого внимания следующее определение: "Инженер - специалист с высшим техническим образованием, применяющий научные знания для решения технических задач, управления процессом создания технических систем, проектирования, организации производства, внедрения в него научно-технических нововведений".

В этом определении инженера довольно удачно схвачены особенности его деятельности, объединены такие его характеристики, как высокий образовательный уровень, знания и отдельные профессиональные черты.

Следует особо подчеркнуть, что в самых различных определениях инженерной профессии и инженерной деятельности практически отсутствуют указания на их социально-гуманитарные, антропологические аспекты, на их социально-гуманитарную составляющую. К сожалению, инженер часто понимается как чистый "технарь", ограниченный лишь знанием техники.

Ныне же очевиден тот факт, что гуманитарная подготовка инженеров становится просто необходимой, является важным показателем (критерием) уровня их профессионализма, компетентности интеллигентности.

Инженерная деятельность охватывает весь род занятий инженера и является родовым понятием по отношению к инженерному труду. Таким образом, трудом инженера является далеко не всякая его деятельность. Им является созидательно-преобразующая и продуктивная деятельность, требующая для своего осуществления определенных затрат интеллектуальных, психофизиологических и физических сил.

Сфера деятельности инженера шире сферы его труда. Инженерная деятельность - это не только труд, но и научно-технический поиск, общение, коммуникативная, информационная, организационно-управленческая деятельность и др. Короче говоря, деятельность инженера не ограничивается только технической деятельностью, хотя она для него и является главной.

Надо заметить, что в литературе встречаются крайне ограниченные трактовки инженерной деятельности. Например, в одном из словарей читаем: "Инженерная деятельность - деятельность, направленная на применение научных знаний для создания технических объектов - сооружений, механизмов, устройств, машин и т.д. - и управления процессом их изготовления". Однако в этом определении есть и положительный момент, в нем вкратце схвачена сущность технической деятельности инженера.

Инженерно-техническая деятельность включает в себя разработку, проектирование и конструирование новой техники и технологии, изобретательство, инженерные исследования и расчеты, инженерное обслуживание текущего производства, эксплуатации техники и технологии, контроль за качеством продукции, соблюдением стандартов, технологической дисциплины, норм и нормативов охраны природы, техники безопасности, противопожарной техники, разработку и осуществление перспективных планов по оценке и внедрению научно-технических достижений в практику и пр.

В.П.Булатов и Е.А.Шаповалов считают, что характерными чертами инженерной деятельности являются: 1) принадлежность к материальному производству, к технической практике; 2) техническая направленность (без и вне этого инженер лишается предмета своей деятельности); 3) научная обоснованность (сознательно использование науки для прогресса техники); 4) неотделимость её от технического и научно-технического творчества; 5) её опосредованное воздействие на технику (инженер, как правило, сам не производит технику, не реализует свой проект, а делает это через рабочих.

Несмотря на некоторую близость, сходство научно-исследовательской и инженерной деятельности, между ними имеются существенные различия. Они отличаются объектами, характером и содержанием, средствами, целями, функциями и результатами деятельности.

Инженер - это практическая профессия, нацеленная главным образом на создание техники и технологии, на материализацию, "овеществление" научных знаний на производстве, ученый же преследует познавательные цели, в равной степени это относится к техническим наукам, которые составляют теоретическую и методологическую основу инженерной деятельности. Научная деятельность носит прежде всего познавательный характер, направлена на познание законов и закономерностей мира, в частности, и техники, а её главный результат - новое научное знание.

Важно заметить ещё и то, что научно-исследовательская деятельность не является основной для инженера. Правда, если взять инженера-исследователя, инженера-разработчика, то его деятельность уже в значительной мере носит научный характер. Предметом деятельности здесь является содержание технического объекта. Средствами инженерного труда служат научные знания - результат научной деятельности, которыми инженер обычно пользуется в "снятом виде", в виде готовых формул, зависимостей различных величин и методов расчета, содержащихся в справочниках, технических и технологических инструкциях. К средствам инженерного труда относятся также социально-технические нормы и информация о состоянии материально-технического базиса общества, фиксируемая в виде каталогов, перечня номенклатуры изделий и т.п.

Результаты инженерной деятельности, как правило, представляются в знаковом виде (в виде чертежей, схем, программ, расчетов, описаний), а также в виде устных рекомендаций, объяснений, указаний и т.д.

В ХХ в. инженерия разделилась на множество отраслей и подоотраслей - физическая (электрическая, механическая, радио и т.п.), химическая, биологическая и т.д.

Выделяются три основные категории инженеров: производственник - выполняет функции технолога, организатора производства, инженера по эксплуатации; исследователь - разработчик - сочетает функции изобретателя, проектировщика и конструктора, участвует в процессе соединения науки с производством; "универсалист" (или системотехник) - инженер широкого профиля, задачи которого - организация и управление инженерной деятельностью и создание основных технических систем.

Таким образом, главное назначение инженерной деятельности - интеллектуальное, научно-техническое обслуживание сферы материального производства, развитие техники, технологии, научно-технического прогресса, решение на основе естественнонаучного, технического и социально-гуманитарного знания технико-технологических, инженерных противоречий, проблем и задач.

Очевидно, что деятельность инженера в принципе носит творческий характер, предполагает преимущественно новационные, нестандартные, неалгоритмированные операции, решения и действия, связанные с созданием нового в области техники, технологии и организации производства.

Инженерное творчество имеет свою специфику, выходит за рамки чисто технического мышления, которому пока чаще всего присущи узкий прагматизм, технократизм, ассоциальность, а порой и дегуманизированность.

В.Г.Горохов считает, что на протяжении веков сформировались три основные особенности инженерного мышления - художественная, практическая (или техническая) и научная.

Ряд авторов полагают, что в развитии инженерной деятельности и проектирования существуют три основные этапа: 1) классическая инженерная деятельность; 2) системотехническая деятельность; 3) социотехническое проектирование.

Классическая инженерная деятельность включает в себя изобретательство, конструирование и организацию изготовления (производства) технических систем, а также инженерные исследования и проектирование.

Системотехническая деятельность. Во второй половине ХХ века изменяется не только объект инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и т.п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система), но изменяется и сама инженерная деятельность, которая стала весьма сложной, требующей организации и управления. Другими словами, наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности по различным её отраслям и видам, нарастает процесс её интеграции. А для осуществления такой интеграции требуются особые специалисты - инженеры - системотехники.

Социотехническое проектирование. Его цель и задача - не просто создание технического устройства, механизмов, машин и т.п., а обеспечение их нормального функционирования в обществе. Здесь главное внимание должно уделяться не машинам, компьютерам, а человеку и его деятельности, её социальным и психологическим аспектам.

Отрицательный опыт разработки автоматизированных систем управления (АСУ), например, хорошо показывает недостаточность узкотехнического подхода к созданию сложных человеко-машинных систем.

Короче, социотехническое проектирование прежде всего характеризуется гуманитаризацией. Оно может быть экологическим, эргономическим, эстетическим, организационным и др. важно, чтобы социотехническое проектирование было прогностическим, предвидело бы социальные, особенно негативные последствия внедрения в производство новой техники и технологии.

"Современный инженер - это не просто технический специалист, решающий узкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой, основой жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентации современного инженера только на естествознание, технические науки и математику, которая изначально формируется ещё в вузе, не отвечает его подлинному месту в научно-технической революции современного общества. Решая свои, казалось бы, узко профессиональные задачи, инженер активно влияет не общество, человека, природу и не всегда наилучшим образом".

В настоящее время все чаще говорится о кризисе инженерии. Некоторые исследователи обозначают по меньшей мере четыре области такого кризиса: поглощение инженерии нетрадиционным проектированием, поглощение инженерии технологией осознание отрицательных последствий инженерной деятельности, кризис традиционной научно-инженерной картины мира.

Важный путь выхода из кризиса инженерии - это её гуманизация, целенаправленный учет его "человеческого измерения" и социокультурных оснований.

3.5. Технические науки, их своеобразие и значение для развития техники и инженерии

Философское исследование технических наук, их специфики, места и роли в развитии техники и инженерии имеет важное теоретико-методологическое и практическое значение. Однако сразу следует подчеркнуть, что философские проблемы технических наук слабо изучены и представлены в литературе.

В анализе технических наук могут быть выделены следующие позиции:

1) технические науки отождествляются с прикладным естествознанием;

2) естественные и технические науки рассматриваются как равноправные научные дисциплины;

3) в технических науках выделяются как фундаментальные, так и прикладные исследования.

Сегодня большинство философов техники все же придерживаются, на мой взгляд, верной позиции, согласно которой технические науки рассматриваются в качестве относительно самостоятельной отрасли научного производства, равноправной области науки.

В самостоятельную область технические науки начали выделяться в XVIII и XIX веках. В настоящее время они занимают значительное место в научном производстве, имеют исключительно важное значение для функционирования и развития технической и инженерной деятельности. Хотя они и тесно связаны с естественными науками как в генетическом аспекте, так и в процессах своего функционирования. Именно из естественных наук в технические были распространены первые исходные теоретические положения, способы, методы исследования и проектирования, принципы, ценности и идеалы научности, установка на теоретическую организацию знания, на построение идеальных моделей, на использование формализации и математики. Но все это, конечно, в технических науках существенным образом трансформировано. И все же вполне резонно следующее замечание: "Не совсем корректно распространенное утверждение, что основой технических наук является лишь точное естествознание. Это утверждение может быть признано справедливым лишь по отношению к исторически первым техническим наукам. В настоящее время научно-технические дисциплины представляют собой широкий спектр различных дисциплин - от самых абстрактных до весьма специализированных, которые ориентируются на использование знаний не только естественных наук (физики, химии, биологи и т.д.), но и общественных (например, экономики, социологии, психологии и т.п.). Относительно некоторых научно-технических дисциплин вообще трудно сказать, принадлежат ли они к чисто техническим наукам или представляют какое-то новое, более сложное единство науки и техники".

Существуют такие, к примеру, дисциплины, как инженерная психология, техническая эстетика, в которых имеет место синтез технического, естественнонаучного и социально-гуманитарного знания.

Анализ литературы показывает, что пока отсутствуют общепринятые концепция и трактовка специфики технических наук, их объекта, структуры, методов и места в научном производстве.

Не вдаваясь в подробности, в изложение различных точек зрения относительно названных вопросов, все же хотя бы вкратце коснемся их.

По-видимому, объект технических наук - это техника, технология, техническая, инженерная деятельность и практика, определенные закономерности функционирования и развития техники в целом, а также отдельных её элементов, принципы, способы и методы проектно-технической деятельности, разработки идеальных моделей технических устройств, материализации и "овеществления" технического знания, прежде всего в материальном производстве, а затем и в других сферах общества.

Известно, что технические науки представлены целой системой специальных дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет исследования, то есть конкретный аспект, отдельные стороны названного выше объекта познания, которые специально выделяются и конструируются исследователем, исходя из своих целей и задач.

"Различные технические науки исследуют процессы функционирования структурных элементов техники как общественной материальной системы, построения, производства и эксплуатации новых технических объектов внутриотраслевого, отраслевого и межотраслевого назначения. Отсюда вытекает разная степень их общности и фундаментальности. Технические науки раскрывают закономерности, принципы и методы реализации всех отмеченных процессов". Технические науки, также как и многие другие, имеют свои фундаментальные и прикладные области.

Фундаментальные технические исследования направлены на получение новых научных знаний и выяснение фундаментальных закономерностей развития и функционирования техники и технологии, на построение технической теории, их результаты адресованы главным образом другим членам научного сообщества.

Прикладные технические исследования непосредственно направлены на их использование для решения различных практических, технико-технологических инженерных проблем и задач, их результаты адресованы производителям и заказчикам, клиентам. Словом, в этих исследованиях акцент сделан на "овеществление", "утилизацию" технического знания, на выборку проектно-методических рекомендаций по применению технического знания в технической и инженерной практике.

Методология технических наук до сих пор слабо разработана и освещена в литературе.

Понятно, что в технических науках используются все общенаучные методы, о которых уже говорилось ранее. Принципиальное методологическое значение имеет проблема общего метода технических наук. В этой связи заслуживает особого внимания позиция В.И.Белозерцева и Я.В.Сазонова, согласно которой общим методом технических наук и технического творчества является комбинационно-синтезирующий метод. Он состоит в том, что в процессе создания новой техники, новых материалов, новых технологических процессов ученые, конструкторы, инженеры осуществляют многообразное комбинирование (частично на опытно-экспериментальном и в основном на теоретическом уровне) самых различных естественных законов, процессов, сил, конфигураций деталей, принципов работы различных подсистем, входящих в то или иное проектируемое техническое устройство до тех пор, пока не будет найдена такая оптимальная, строго определенная последовательность взаимовлияний в целостном единстве уже точно определенных сил, свойств, процессов, законов и подсистем, которая и приводит к появлению (производству) качественно новой техники.

Комбинационно-синтезирующий метод технических наук выражает творческую активность мышления инженера-ученого, создающего новые технические системы, новые материалы и технологические процессы на основе объединения, использования отдельных естественных, природных законов, сил, свойств, процессов и материалов.

Надо заметить, что комбинационно-синтезирующий метод тесно связан с системно-структурным.

В современных технических науках широко используются идеализация формализация, моделирование, математические и информационно-компьютерные методы.

Для выяснения своеобразия технических наук очень важно раскрыть специфику технической теории.

Техническая теория является разновидностью научной теории, она включает в себя те же компоненты, что и естественнонаучная теория. В технической теории также есть идеальные объекты, фундаментальные понятия, принципы, законы и пр. Допустим, в электротехнике в качестве идеальных объектов выступают такие логические конструкции, как "ёмкость", "индуктивность", "сопротивление", в теоретической радиотехнике - "генераторы", "фильтры", "усилители".

Важное место в технической теории принадлежит математическому аппарату и теоретическим схемам.

Математический аппарат в ней выполняет ряд функций, он предназначен, во-первых, для инженерных расчетов конструктивных и технологических параметров технических систем, во-вторых, для анализа и синтеза их теоретических схем (дедуктивных преобразований идеальных объектов технической теории) и в-третьих, для исследования процессов, происходящих в технической системе.

Теоретические схемы - это особые, идеализированные представления (совокупность идеальных объектов теории), ориентированные на применение соответствующего математического аппарата и на мысленный эксперимент, то есть на проектирование возможных экспериментальных ситуаций. Они фактически играют в технических науках роль моделей, часто выражаются графически. В электродинамике, например, роль таких схем играют электрические и магнитные линии силы.

В технической теории используются три типа схем: 1) функциональные, ориентированные на математическое описание; 2) поточные, фиксирующие естественные процессы, которые протекают в технической системе и их функционирование; 3) структурные, представляющие его конструктивные параметры и инженерные расчеты, а также структуру объекта.

Эмпирический уровень технических наук образуют конструктивно-технические и технологические знания. Первые - преимущественно ориентированы на описание строения (или конструкции) технических систем и параметров их функционирования, вторые - фиксируют методы создания технических систем и принципы их использования. Сейчас порой говорят о формировании неклассических технических наук. Называют такие их общие черты: комплексность теоретических исследований, существенное изменение области применения их знаний и пр.

Комплексные технические исследования помимо обычных технических устройств изучают и описывают ещё по меньшей мере три типа объектов: системы - человек - машина (ЭВМ, пульт управления, полуавтоматы и т.п., сложные техносистемы (инженерные сооружения в городе, самолеты и технические системы их обслуживания - аэропорты, дороги, обслуживающая техника и т.д.) и, наконец, такие объекты, как технология или техносфера.

Если знания технических наук классического типа используются в основном в таких видах инженерной деятельности, как изобретение и конструирование, а также в традиционном инженерном проектировании, то знания комплексных научно-технических дисциплин, как правило, не обходимы в нетрадиционных видах инженерной деятельности (например, в системотехнике) и в нетрадиционном проектировании.

Таким образом, технические науки имеют исключительно большое значение для научно-технического прогресса, обслуживают техническую и инженерную деятельность, формируют техносферу. В условиях кризиса современной техногенной цивилизации весьма актуальны проблемы их гуманизации и усиления связи с социально-гуманитарными науками.

Наши рекомендации