Деятели первого этапа русского освободительного движения
Деятелей первого этапа русского освободительного движения называют декабристами, которые в декабре 1825 года организовали вооружённое выступление против самодержавно-крепостнического строя в России. Восстание потерпело поражение: после разгрома организаторы восстания П.И.Пестель, К.Ф. Рылеев, П.Г. Каховский, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин были казнены, а остальные декабристы сосланы на Кавказ и в Сибирь.
Выступление декабристов имел значительный общественно- исторический резонанс, положив начало организованному революционному движению в России. Идеология декабристов выходила за рамки узкоклассовых целей и буржуазной программы развития общества.
Причиной поражения декабристов историки считают различное понимание участниками движения основной цели (национального возрождения) и путей её достижения.
Для философского мировоззрения декабристов характерно признание деизма в качестве приемлемой системы. Деизм – это философское течение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.
В период сибирской ссылки среди декабристов образовались две мировоззренчески конфронтирующие группы: конгрегация (организация) «представителей христианства» и «материалисты».
Центральное место в идеологии декабристов занимала философская проблематика с опорой на традиции французского Просвещения, теории естественного права и общественного договора. Это было заблуждением декабристов, потому что в обществе может быть только одно право, устанавливаемое государством.
Важнейшим для декабристов представлялось понятие «дух времени», с помощью которого обосновывался переход в эпоху «борьбы народов с царями». Деисты материалистической ориентации строили натуралистические концепции истории, рассматривая её законы как видоизменения фундаментальных законов природы.
В сибирской ссылке обострился интерес декабристов к русской истории. В современной действительности они старались найти истоки национального возрождения, среди них популярными стали идеи русского «общинного социализма», под которым они понимали «не что иное, как социальный коммунизм на практике».
Декабристы внесли существенный вклад в развитие отечественной эстетической мысли. В их трудах содержались попытки преодоления романтических эстетических программ и создания собственной эстетической теории. Это оказало существенное влияние на последующую эволюцию русской культуры, так как декабризм заключал в себе зародыши основных направлений русской общественной мысли XIX века.
Ленин Владимир Ильич(1870-1924)
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) – мыслитель, теоретик марксизма, организатор и вождь коммунистической партии, основатель Советского государства – родился в семье народного учителя в городе Симбирске (ныне Ульяновск) на Волге. Поступил на философский факультет Казанского университета, за участие в студенческих беспорядках был арестован и выслан под надзор полиции в Сибирь.
Через год ему было разрешено вернуться в Казань, но без права продолжения учёбы в университете. Ленин вступил в революционный кружок и начал изучать основные произведения К. Маркса, Ф. Энгельса и русских революционных демократов. В 1891 году он сдал экстерном экзамены за юридический факультет Петербургского университета, переехал жить в Петербург и стал руководителем марксистов столицы.
В ряде своих работ Ленин исследовал общественный строй России и роль различных классов в надвигающейся революции. Труды Ленина этого периода ознаменовали собой начало нового (ленинского) этапа в развитии марксизма вообще, в развитии марксистской философии в частности.
Как философ-марксист Ленин блестяще сумел применить общие теоретические положения к анализу исторической действительности, к политическим задачам пролетариата. Марксизм, по мнению Ленина, в самой теории внутренне и неразрывно «соединяет строгую и высшую научность, являясь последним словом общественной науки, с революционностью».
Метафизическому методу мышления и субъективной социологии народников Ленин противопоставил марксистскую диалектику, в частности учение о конкретности истины. Он выступал за материалистическое понимание закономерностей развития общества, отводил решающую роль народным массам, классам и личности в истории.
Анализируя революционный процесс, Ленин раскрывает диалектику общего и отдельного, абстрактного и конкретного, части и целого, формы и содержания в общественном развитии.
Обобщив с позиций диалектического материализма важнейшие естественно-научные открытия, Ленин развил основные понятия марксистской философии, выдвинул мысль о неисчерпаемости материи, подтверждённую всем дальнейшим развитием естествознания.
Исследуя процесс познания, Ленин подчеркнул плодотворность применения диалектики к теории отражения, показал, что познание есть процесс перехода от относительной объективной истины к абсолютной. Эти мысли Ленина нашли отражение в его фундаментальном труде «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год).
Целый ряд сочинений В.И. Ленина посвящён рассмотрению вопросов марксистской эстетики («Лев Толстой как зеркало русской революции») и борьбы против религии («Об отношении рабочей партии к религии»).
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765)
Философское значение трудов русского учёного-энциклопедиста, мыслителя и поэта М.В. Ломоносова изучено в основном советскими исследователями. Михаил Васильевич Ломоносов признан основоположником материалистической традиции русской философии.
В целом философская позиция Ломоносова тяготела к механистическому материализму и деизму. Он считал, что «материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». У Ломоносова возникла мысль об отсутствии первотолчка, а роль «архитектора мира» и перводвигателя он исключительно приписывал богу.
Теоретико-познавательным представлениям Ломоносова свойствен синтез эмпирико-сенсуалистических и рациональных принципов, уберегающий от крайностей априоризма и феноменализма.
Основными элементами научного познания Ломоносов считал эксперимент, математику и теорию. Он писал: «Мысленные рассуждения произведены бывают из надёжных и много раз повторенных опытов». В то же время он признавал значительную роль и гипотез в поиске «важных истин».
Ломоносов развивал идеи науки нового времени о едином универсуме с естественными закономерностями, доступными познанию, разрабатывал» корпускулярную философию как исходную концепцию для объяснения физических и химических явлений.
Ломоносов считал, что в основе природных явлений лежит закономерное движение протяжённых, непроницаемых, обладающих формой частиц материи (элементов и корпускул), подчинённых всеобщему естественному закону сохранения вещества и движения.
Руководствуясь этим законом, Ломоносов провёл эксперименты и доказал сохранение массы при химических превращениях. Учёный не разделял ньютоновской трактовки пространства, был сторонником принципа близкодействия.
В трудах М.В. Ломоносова большое значение приобрели идеи изменения поверхности Земли, неживой и живой природы и высказано убеждение, что многие явления природы следует рассматривать в их исторической эволюции и причинной обусловленности, не ограничиваясь традиционным и ненаучным представлением о том, что «бог так сотворил».
В понимании общественных явлений Ломоносов оставался на идеалистических позициях. Он связывал прогресс исключительно с развитием образования, просвещения и ремёсел. Ломоносову принадлежат проекты экономического развития России и общественных преобразований, разработанные в духе идеологии Просвещения – философского учения о необходимости широкого использования человеческого разума для реализации социального прогресса. Основная тема философской поэзии Ломоносова – Вселенная, природа и человек. Открытия М.В. Ломоносова обогатили многие отрасли знания.
Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900)
Русский религиозный философ, поэт, публицист и критик В.С. Соловьёв родился в Москве в семье известного историка С.М. Соловьёва. По окончании университета занимался преподавательской деятельностью, которую вынужден был оставить после публичной речи против смертной казни участников покушения на царя Александра II.
Долгое время выступал как публицист, проповедовал объединение «Востока» и «Запада» через воссоединение церквей. Боролся за свободу совести, против национально-религиозной дискриминации. В 90-х годах занимался философской и литературной работой, переводил труды Платона на русский язык, как руководитель философского отдела участвовал в составлении энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона.
В своей философии, отвергающей материализм революционно-демократической мысли, Соловьёв предпринял попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий классический идеализм и научный эмпиризм.
Соловьёв полагал, что такая система должна послужить умозрительным «оправданием» жизненно-нравственных поисков и мифопоэтических мечтаний. По его мнению, «нравственный элемент… не только может, но и должен быть положен в основу теоретической философии».
Соловьёв связывал философское творчество с позитивным разрешением жизненного вопроса «быть или не быть правде на земле», понимая правду как реализацию христианского идеала.
В обстановке поисков путей преобразования России Соловьёв выступил с социальных позиций, близких к методам либерального народничества. Он искал пути «избавления» материального мира от разрушительного воздействия времени и пространства, мечтал преобразовать мир в «нетленный» космос красоты.
В поисках путей для решения этой вселенской задачи Соловьёв приходит к теократической утопии, политическим следствием которой оказывается союз между римским папой и русским царём как правовая гарантия «богочеловеческого дела». Эти идеи отражены в его трудах «Чтения о Богочеловечестве» и «История и будущность теократии».
Конец жизни В.С. Соловьёва отмечен приливом катастрофических предчувствий и отходом от прежних философских конструкций в сторону христианской эсхатологии – религиозного учения о конце мира и человека.
Космическая тема у Соловьёва решалась на почве платоновского мифа об эротическом восхождении. Соловьёв полагает, что совершенная половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие. Метафизика В.С. Соловьёва служит некоей гармонизации двух исходных тем – космической и социальной, они созвучны идеям К.Э. Циолковского и Н.Ф. Фёдорова.
Чаадаев Пётр Яковлевич (1794-1856)
Русский мыслитель и публицист, один из близких друзей А.С. Пушкина, Пётр Яковлевич Чаадаев родился в Москве в дворянской семье. Его мать была дочерью известного русского историка М.М. Щербатова. Чаадаев учился в Московском университете, где сблизился с А.С. Грибоедовым. Участвовал в Отечественной войне 1812 года и в заграничном антинаполеоновском походе 1812-1814 годов. Долгое время находился на военной службе.
В 1821 году, прервав блестящую военную карьеру, вышел в отставку, и вступил в тайное общество декабристов. Однако Чаадаев не стал активным членом общества декабристов, к деятельности которых относился крайне сдержанно и довольно скептически.
С 1823 по 1826 год Чаадаев путешествовал по Англии, Франции, Италии, Швейцарии и Германии. В этот период он интересовался культурным и социальным укладом европейских стран и познакомился с видными западными теологами, философами, писателями.
Большую роль в выходе Чаадаева из длительного духовного кризиса сыграло знакомство с Ф.В. Шеллингом, одним из представителей немецкой философии, который считал природу формой бессознательной жизни разума и обосновал общий принцип объяснения природы в целом.
Как раз в этот период Чаадаев переходит от деистических представлений к христианскому «модернизму», заключавшемуся в синкретическом единстве религии, философии, истории, социологии, естествознания, искусства, литературы. После возвращения из Европы Чаадаев написал восемь «философских писем», в которых выразилось его новое мировоззрение.
Согласно этому мировоззрению, Чаадаев постоянно разрабатывал религиозное обоснование общественного процесса. Построение «совершенного строя на земле», по Чаадаеву, возможно лишь при прямом и постоянном воздействии «христианской истины», которая через взаимовлияние сознаний разных поколений образует основу «всемирно-исторической традиции» и способствует «воспитанию всего человеческого рода», способного исполнить своё конечное предназначение.
В своём главном сочинении «Философские письма (1829-1831 гг.) Чаадаев высказал мысли об отлучённости России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, которые препятствовали осознанию и исполнении ею предназначенной ей свыше исторической миссии.
За публикацию первого письма (1836 г.) журнал «Телескоп», в котором было напечатано «Философское письмо», был закрыт, а сам Чаадаев «высочайшим повелением» был объявлен сумасшедшим.
В ответ на эти обвинения Пётр Яковлевич Чаадаев в 1837 году опубликовал статью «Апологии сумасшедшего», в которой выразил свою веру в историческую будущность России, в её роль в строительстве общества для блага и счастья человека.
Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889)
Русский революционер-демократ, просветитель-энциклопедист, писатель, литературный критик Н.Г. Чернышевский назван В.И. Лениным «великим социалистом домарксова периода». Учился в Петербургском университете, где познакомился с «новыми началами и идеями, проповедуемыми в Западной Европе».
Свою трудовую деятельность Николай Гаврилович связал с журналом литературы, политики, науки, истории и искусства «Современник», основанным А.С. Пушкиным и после него издаваемым В.А. Жуковским. В этом журнале сотрудничали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Некрасов, И.И. Панаев, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Добролюбов.
Н.Г. Чернышевский защитил магистерскую диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности», в которой к эстетике применил принципы Людвига Фейербаха, обосновав тезис «Прекрасное есть жизнь».
В годы подготовки «крестьянской революции» Чернышевский придерживается тактики подталкивания и одновременно разоблачения «верхов», ведёт линию на создание широкого антикрепостнического фронта, начинает пропаганду социалистических идей.
Проблема раскрепощения женщины, воспитания «новых» и «особенных» людей, идея о необходимости создания организации профессиональных революционеров нашли отражение в его романе «Что делать?», написанном в период заточения автора в Петропавловской крепости.
Научный подход к изучению природы и общества Чернышевский связывал с антропологическим материализмом Фейербаха, которого он считал отцом новой философии. Однако «природа человека» Чернышевским фиксируется не только в биологических, но и в социальных категориях.
Чернышевский раздвинул первоначальные границы антропологической философии, которая должна не только ответить на вопрос, что такое «человек вообще», но и определить социально-экономические и политические условия, которые обеспечили бы человеку счастливую жизнь.
Чернышевский приблизился к пониманию объективной логики развития буржуазного общества, к пониманию того, что сама «…экономическая история движется к развитию товарищества». Мыслитель сознаёт, что гибель «последней формы невольничества, называющейся покупкою труда», заключается уже в самом» изменении характера производительных процессов».
Чернышевскому принадлежит идея этики «разумного эгоизма». Основной её принцип состоял в том, что поступки человека должны строго согласовываться с его внутренними побуждениями. «Разумного эгоиста», развитого человека, его интерес толкает на акты самопожертвования.
Этика Чернышевского помогла «новым людям», в роли которых выступили вершители Октябрьской Революции, изменить Россию.