Bbc: горизонт - война против науки
2006, 50 мин.
Режиссер: James van der Pool
Фильм рассказывает о теории "разумного замысла" или Intelligent Design, и реакции на неё научного сообщества.
Американский "институт Дискавери" инвестирует миллионы в борьбу с теорией эволюции и на продвижение своей идеи, вкратце сводящейся к следующему: они утверждают, что нашли научное доказательство существования Творца.
BBC: Горизонт. День, когда мы научились думать
2003
Понимание людей о раннем прошлом нередко приходит с изучением окаменелостей. Они говорят нам многое из того, что мы знаем о людях, которые жили до нас. Существует одна вещь: ископаемые не могут сказать нам, на каком этапе мы сделали переход от жизни повседневной и начать мыслить символически, представлять идеи о нашей окружающей среде и о том, как мы могли бы изменить это? Найденный археологами в Южной Африке небольшой кусок охры, возрастом 70000 лет, поднял ряд очень интересных вопросов.
Анатомически современные люди (Homo Sapiens) появились в Африке около 100000 лет назад. Мы знаем из ископаемых свидетельств того, что Homo Sapiens заменили других гоминидов вокруг себя, и вышли из Африки в Азию и на Ближний Восток, достигнув Европы 40000 лет назад.
Профессор Ричард Клайн считает, что искусство является важной вехой в эволюции человека... Ни одно другое животное, в конце концов, не в состоянии определить в живописи ничего, кроме набора цветов и форм. Эта возможность уникальна для человека.
Другие ученые согласны. Они считают, искусство определяет человека современного, и его начало должно совпадать с способностью говорить и использовать язык для общения. Если кто-то обладает воображением, для описания окружающей среды с помощью искусства, то представляется невероятным, что они не могут обладать языком и речью...
Одиссея первобытного человека. Часть 1-2.
Канада, 2003
Режиссер: Жак Малатерре
Работа канадских документалистов во всей полноте представляет историю Человека от его первых шагов миллионы лет назад и до эры Человека Разумного - Homo sapiens. Возможности современной компьютерной графики позволили авторам показать жизнь наших древних предков таким фантастическим образом, что складывается ощущение полной реальности происходящего. Этот уникальный фильм, как волшебное путешествие сквозь время, шаг за шагом по цепи событий предоставит уникальную возможность зрителю увидеть процесс формирования интеллекта нашей цивилизации.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ФУНДАМЕНТАЛИСТЫ В БОРЬБЕ С ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИЕЙ
В книге «Происхождение видов» Чарльз Дарвин вступает в радикальное противоречие с христианскими представлениями о сотворении мира. Поставить на место божественной воли и провидения естественный отбор? Для многих оказалось невозможным следовать такому предположению. Для кого-то это невозможно и сегодня. Например, американские христиане-евангелисты до сих пор придерживаются библейской картины создания мира, несмотря на убедительные доказательства теории эволюции.
Особенно верны букве религиозного закона поборники так называемой теории недавнего творения: они настаивают на том, что возраст Земли составляет 6 тысяч, в крайнем случае 10 тысяч лет, и объявляют ошибочной датировку находок современного естествознания или сфальсифицированными сами находки. Сторонники более распространенной идеологии креационизма солидарны с учеными в определении возраста Земли в миллиардах лет, а библейский день творения толкуют не как сутки из 24 часов, а как некий неопределенный промежуток времени. Некоторые соглашаются и с тем, что виды развивались в процессе эволюции, но определяющую роль в этом процессе приписывают воле Творца (см. репортаж GEO апрель 2009).
От верности библейской картине мира отталкивается и возникшее около 20 лет назад и приобретшее с тех пор значительное число последователей движение «разумного творения»,претендующее на научность. Его сторонники утверждают, что сложная конституция и свойства живых существ есть не результат случайных процессов, а последовательное проявление действия высшего разума. Таким образом, для развития сложного, совершенного для данных условий окружающей среды организма недостаточно случайных изменений генетического набора и действия отбора. При этом последователи теории не оспаривают, что один вид мог произойти от другого, но настаивают, что многообразие организмов предполагает волю и действие Творца, как факт наличия стихотворения предполагает существование поэта.
Пока многие ученые решают для себя вопрос о том, готовы ли они согласиться с тезисами теории разумного творения, креационистские учения оказываются определяющими в массовом сознании жителей США: по данным опроса Института Гэллапа, проведенного в мае 2008 года, 44 процента опрошенных согласны с утверждением, что человек был создан в своей сегодняшней форме около 10 тысяч лет назад.
В Европе также наблюдается скептичное отношение по поводу теории эволюции - более или менее существенное в зависимости от страны. В ходе одного из опросов взрослые должны были высказаться по поводу следующего утверждения: «Человек, таким, как он выглядит сегодня, развился из более примитивных видов животных». Как «неверное» оценили это высказывание: в Исландии 9 процентов опрошенных, в Испании -18, в Италии - 21, в Болгарии - 23, в Литве - 28, в Хорватии - 30, в Греции - 34, в Турции - 52 процента.
GEO, май 2009
ТАБЛИЦЫ: АРХАИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ КАМЕННОГО ВЕКА
ПАЛЕОЛИТ – древний каменный век – 7 млн. - 10 тыс. лет до н. э. н и ж н и й - | ||||
Тип человека | Социальная организация | Цивилизационные достижения | Тип культуры | |
ОБЕЗЬЯНО-ЛЮДИ (австралопитеки) homo erectus – (древний) – прямостоящие существа с телом человека и головой обезьяны парантропы | Множество видов антропоидов («ороин», «тумай», «люси») Первобытное стадо | Древнейший вид – т.н. «озерный человек» Объем мозга 530 – 680 куб .см Использование естественных орудий (но не совершенствование их) | РАЗОБЕЗЬЯНИВАНИЕ Начало– 6 млн. лет до н. э. 3,8-4,2 млн. лет до н.э. 2,5 млн. лет до н. э. Впервые появились на территории Африки. | |
homo habilis («человек умелый») Последний представитель астралопитеков ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ новые антропоиды Начало биокультурной коэволюции Гайдельбергский человек тип человека, являющийся промежуточным звеном перехода от обезьяно-людей к современному человеку Петикантроп (яванский человек) Синантроп (пекинский человек) Альтамурский человек (ранний тип гайдельберг-ского человека (80 тыс.лет до н.э.), распространившийся на всей территории Европы (homo orgaster) (завоеватель) ДРЕВНИЕ ЛЮДИ НЕАНДЕРТАЛЕЦ (homo sapiens nеandertalensis) ЗАВЕРШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИИ ЧЕЛОВЕКА Переход к родовой форме жизни. Появление в Европе человека. Гибель неандертальца. | Первобытная орда Объем головного мозга увеличился по сравнению с мозгом древних антропоидов вдвое. Развитие памяти. Зачатки разговорной речи и умственной деятельности Первобытная община Объем голов- ного мозга 1200-1570 куб. см. (В ряде случаев больше, чем у современного человека) Примитивный род | Грубо обработанная галька, каменные рубила Обработка камня. Каменные рубила. Грубые костяные орудия. Примитивная охота. Употребление в пищу мяса, что способствовало увеличению объема мозга и зарождению умственной деятельности Примитивные жилища (шалаши). Усовершенствованные каменные и костяные орудия. Улучшенные рубила, скребло, копье, силки Овладение технологией рыболовства и охоты Создатель культур нижнего палеолита Охота на крупного зверя (мамонт, бык, лось). Коллективные формы охоты. Добывание огня. Долговременные жилища. Появление речи. Зачатки религии и ритуала (погребения). Разделение мужского и женского труда. | ОЛДУВАЙСКАЯ 1,5-2,1 млн. лет 1 млн. 800 тыс. лет до н. э. ДОШЕЛЬСКАЯ 1млн. 500 тыс. лет до н. э . ШЕЛЬСКАЯ 1 млн. 500 тыс. лет до н. э. начало миграции homo erektus в Азию и Европу 500 тыс. лет до н.э. 400 тыс. лет до н.э. Распространение новых антропоидов на всей территории Африки и Евразии АШЕЛЬСКАЯ 350-100 тыс. лет до н.э. 250-29 тыс. лет до н.э. 120-100 тыс. лет до н.э. от 150 до 50 тыс лет до н. э. МУСТЬЕРСКАЯ 90-50 тыс. лет до н.э. 70 тыс. лет до н.э. 50 тыс. лет до н.э. Зарождение мыслительной деятельности. Древнейшие формы религии (фетишизм,анимизм). Зачатки погребальныхобрядов, искусства, родовойэтики 35-20 тыс. лет до н.э. | |
Верхний 50---------------------------------------------------------------------------------10 тыс. лет до н. э. Население мира составляет 10 млн. человек | ||||||
Тип человека | Социальная организация | Цивилизационные достижения | Тип культуры | |||
НОВЫЕ ЛЮДИ кроманьонец HOMO SAPIENS «человек разумный» обладает развитым социальным качеством | МАТЕРИНСКИЙ РОД М А Т Р И А Р Х Охотничьи А общины (125 чело век) Т Расцвет родового строя (элементы наследования власти) | Зачатки МИФА Сложилась МАГИЯ Магические ОБРЯДЫ Зарождение первобытного ИСКУССТВА(насечки, пятна охры) Начало наскальной живописи ТОТЕМНЫЙ МИФ (истоки) Устойчивые магические обряды. Древнейшие КУЛЬТЫ овладения добычей. Поклонение зверю – ПЕРВОПРЕДКУ. Шаманизм Погребальные обряды и ритуалы. КЕРАМИКА – первые изделия Первобытное ПИСЬМО(предметное, узелковое, палочное) Первые ИЗОБРАЖЕНИЯ на камне. Палеолитические «ВЕНЕРЫ» Древнейшие изображения в гроте Ла-Фарраси (Франция) Наскальная живопись в пещере Ласко Возникновение РЕЛИГИИ (антропоморфизм, тотемизм) ТОТЕМНЫЙ МИФ Рисунчатое письмо ПИКТОГРАФИЯ Развитие ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА(наскальные фрески, первобытная пластика; хореография, связанная с ритуалом охоты) Изобретены: ЛУК и ГОНЧАРНЫЙ КРУГ ПЕЩЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ – расцвет и упадок(возвращение к грубости и примитивизму изображений) Примитивное ЗЕМЛЕДЕЛИЕ(использование дикорастущих форм риса) Существенные разделения труда по чисто производственному признаку признаку, а не полу и возрасту) | 40 – 35 т. лет до н. э. ШТАЛЬПЕРОНСКАЯ 40 – 35 т. лет до н. э. 30 – 27 т. лет до н. э. ОРИНЬЯКСКАЯ 30-25 т. лет до н. э. 25 т. лет до н. э. 29-21 т. лет до н. э. 30-27 т. лет до н. э. 29-21 т. лет до н.э. ГРАВЕЦКАЯ 25 – 19 т. лет до н. э. 20 т. лет до н. э. СОЛЮТРЕЙСКАЯ 18 т. лет до н. э. МАДЛЕНСКАЯ 15 – 9 т. лет до н. э. 10 т. лет до н. э. | |||
МЕЗОЛИТ – средний каменный век 9-8 тыс. лет до н. э. | ||||||
Социальная организация | Историческая динамика позднеродового общества. Цивилизационные достижения | Тип культуры | ||||
П А Т Р И А Р Х А Т | Охота остается основным способом существования.Культивирование маиса, гороха, бобов Культ ПЕРВОПРЕДКА. Изобретение ЛУКА. Индивидуальные формы охоты.Интенсивные передвижения охотничьих коллективов. Переход к оседлым формам жизни. ОХОТНИЧЬИ ХОЗЯЙСТВА. Ритуальные убийства дикого животного. РАННЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ПАСТУШЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ Одомашнены коза и овца, свинья, птица Основное занятие скотоводство и земледелие Тайные обряды перед охотой. Обряды инициации юношей и девушек Укрепленные поселения с ГОРОДСКОЙ планировкой. Начало формирования ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ. СВЯТИЛИЩА.Формирование религиозныхРИТУАЛОВ и жреческого сословия. От магии к КОСМОГОНИИ. КОСМОГОНИЧЕСКИЙ МИФ(мифы о происхождении человека, животных, смерти. От древних богов, символизирующих природные стихии, к ПАНТЕОНУ БОГОВ, организованному по иерархическому принципу, аналогичному организацииПЛЕМЕНИ (боги-аристократы, жрецы, воины, купцы, земледельцы, ремесленники). Возникновение т.н. «космических религий»,в которых ритмы космоса связываются с плодородием земли и женщины. Отделение РЕМЕСЛА от ЗЕМЛЕДЕЛИЯ. От натурального обмена к РЫНКУ. От КУЛЬТА ПРЕДКОВ к ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИМ КУЛЬТАМ.Оргиастические ритуалы, связанные с культом земледелия, в которых Женщина выступает в качестве «земли», а мужчина как «обрабатывающий землю». НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ | 9 т. лет до н. э. Юго Вост. Азия НУФТИЙСКАЯ 8 т. лет до н. э. Малая Азия ХАЛЖИЛАР 8-7 т. лет до н. э РАННЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ 8 т. лет до н. э. Испания,Сахара | ||||
НЕОЛИТ-новый каменный век 7-5 тыс. лет до н. э. | |||
Социальная организация | Цивилизационные достижения | Тип культуры | |
В О З Н И К Н О В Е Н И Е Ц И В И Л И З А Ц И И | Появление ремесленников-профессионалов. Первые опыты плавки металлов. Лепка и обжиг глиняной посуды. ПервыеАГРОГОРОДА ДокерамическийИЕРИХОН, ФАЮМ, ЭРЕДУ, ЧАТАЛ-ХАЮК Переход к продуктивным (интенсивным) формам ЗЕМЛЕДЕЛИЯ ДРЕВНЕЙШИЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА ФЕТИШИЗМ – поклонение фетишам-предметам, символизировавшим богов. Овальные и прямоугольные строения из глины.Самое раннее возделывание риса. Начала МЕТАЛЛУРГИИ. Эпизодическое применение меди МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ(менгиры, кромлехи, долмены). Зарождение АРХИТЕКТУРЫ. Появление культовых комплексов– предшественников храмов – и касты жрецов. Обряды приобретают эталонный характер.Главное действующее лицо религиозных обрядов – звериный первопредок.Культы священных животных (газелей, быков, кошек, собак, баранов, крокодилов и др.) Древнейшие артефакты изобразительной пластики(культовые статуэтки венеры, фаллосов) НЕОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Стремительное формирование цивилизационных центров, предшественников городских цивилизаций на Западе и Востоке Применение ранней формы ГОНЧАРНОГО КРУГА Древнейшее на Бл. Востоке святилище –ЭРЕДУ (прообраз ХРАМА ) – однокомнатный дом 9 кв.м. с алтарем – очагом в центре. Массовые захоронения культовых животных. Символические изображения животных. | РАННЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ 7 т. лет до н.э. (Малая Азия) РАННЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ 6т. лет до н. э ПЭНТОУШАНЬ(Китай) САММАРА(предшествовала Шумеру) ХОСУНСКАЯ ( Месопотамия) МЕРГАРСКАЯ (Индия) ДЖАРМО (Иран) РАННЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ 5 т. лет до н. э ХЕМУДУ, ЯНЬШАО(Китай) ХАДЖИЛАР(Малая Азия) БИБЛ (Сирия) ШУМЕР(Месопотамия) Меримд-Бени-Саламе ЕГИПЕТ –неолитическая культура в дельте Нила. Земледелие, рыболовство. | |
[1]В 1859 г. выходит в свет важнейший труд Ч. Дарвина «Происхождение видов», затем, с 1868 по 1873 гг., другие важнейшие сочинения ученого, в том числе «Происхождение человека и половой отбор». К 200-летию со дня рождения великого ученого журнал «GEO» (март 2009 г.) начинает публикацию статей о создании и значении эволюционной теории Дарвина.
[2]Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989, с.36.
[3] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.,1998, с. 54-55.
[4] Там же, с. 55.
[5] Важнейшими из этих работ являются статьи, вошедшие во вторую часть цикла «У водоразделов мысли»: HOMO FABER. Продолжение наших чувств. Органопроекция.
Символика видений. Хозяйство. Макрокосм и микрокосм.
[6] Флоренский П.А. Собр. соч. в четырех томах. Т .3(1). М ., 1999, с. 402.
[7] Там же, с. 401.
[8] Флоренский П.А. Собр. соч. в четырех томах. Т .3(2). М., 1999 , с. 22.
[9] Это было время когда, когда душевная жизнь человека целиком отождествлялась либо с его функциями, либо со всем человеческим организмом. Античная мифология в ее историческом развитии . 6. Фетишистское представление о человеке. - В кн.А. Ф.Лосев Мифология греков и римлян. М., 1996, с. 52.
[10] Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990, с . 460-461.
[11] Вернадский В.В. Автотрофность человечества. // Русский космизм. М., 1993, с.288.
[12] «Гетеротрофный» - питающийся органическими веществами, «автотрофный» - питающийся неорганическими веществами.
[13] Вернадский В.В. Несколько слов о ноосфере. // Русский космизм. М., 1993, с.305.
[14] Там же, с.302.
[15] Культурогенез - эволюционный процесс формирования новых типологических форм культуры (обновления ее внутреннего, духовного содержания и смысловой структуры), осуществляемый в результате ее собственного развития, находится в постоянном взаимодействии: с биогенезом, основу которого составляет способность жизни к самоорганизации и свидетельствующем, что «живое может происходить только от живого», филогенезом – процессом развития органического мира, в ходе которого осуществляется формирование типов, классов, отрядов, родов и видов организмов, онтогенезом – процессом индивидуального развития форм живой природы, этногенезом – процессом формирования этносов (племенных объединений и традиционных культур).
[16] Ламсден Ч., Гушурст А. Геннокультурная коэволюция. Человеческий род в становлении// «Человек», 3\91, с . 11.
[17] Там же.
[18] Лоренц К. Оборотная сторона зеркала М., 1998, с . 396.
[19] Там же, с . 397.
[20] Там же, с . 460.
[21] Там же с. 420-421.
[22] Термин «структурный» К. Леви -Строс использует для различения понятийного и чувственного мышления.
[23] Русский перевод: Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
[24] Руссо – отец антропологии. Цит. По: Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994, с. 25.
[25] «Противостояние культуры и человека – лишь видимость, ибо человек обременен своей культурой, он сросшийся с нею носитель ее» (Хейзинга Й. Человек и культура. //Современная западно-европейская и американская эстетика. Сб. переводов. М., 2002 ,с. 7.)
[26] Последние данные о происхождении и эволюции рода homo см. в публикациях журнала GEO: «Ряд волшебных изменений» (2004, № 9), «Человек и шимпанзе: границы родства» (2005, № 2), «Палеоантропология. Первобытные ловцы динозавров» (2002, № 11).
[27]Обезьяноподобные люди: питекантроп, синантроп, гайдельбергский человек, альтамурский человек и др.
[28] При всей значительности самого факта появления разделения труда, следует иметь в виду его примитивный характер, т.к. разделение мужского и женского труда, которое осуществляется по половому признаку, указывает на отсутствие того, что можно назвать «технологической культурой», поскольку связано прежде всего с функциями, которые выполняли мужчина и женщина в жизни праобщины. Оно диктовалось особенностями такой технологии, как «охота на крупного зверя». Ее успех зависел в равной степени как от мужчины, так и от женщины, без труда которой было невозможно ни сохранить, ни использовать в полной мере добычу, полученную в результате усилий мужчин-охотников.
[29] О новейших исследованиях в этой области см. «Эволюция человека», док. фильм., ч.1-2, Великобритания.
[30] Последние археологические находки, дают основание предполагать, что древнейшие изображения были сделаны людьми значительно раньше – около 40 тыс. лет до н.э.
[31] Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990, с. 550.
[32] Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т .1. М., 1976, с. 65.
[33] Токарев С.А. Ранние формы религии. С. 594.
[34] Перечисление мифологических сюжетов заимствовано из работы С.А. Токарева «Ранние формы религии». С. 539-548.
[35] Философская энциклопедия в 5-ти томах. Т.3. М., 1964, с. 457-465.
[36] Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996, с. 31.
[37]Термин «неолитическая культурная революция» был введен в культурный обиход в 1960 году.
[38] Лосев А.Ф. История античной эстетики. (Ранняя классика). М., 1963. С. 195.