Факторы, формирующие ценностное отношение: соотношение биологического и социального
Выше уже говорилось о способности наслаждаться и страдать как одной из предпосылок ценностного мышления. Наслаждение и страдание присущи уже животным. Эта особенность животных имеет биологический смысл: организм испытывает страдание от физиологически вредного, опасного, а наслаждение – от физиологически полезного. Это свойство, таким образом, – часть механизма, обеспечивающего выживание организма, продолжение рода, выживание популяции.
Ценностное мышление человека намного сложнее, чем страдание от физиологически вредного и наслаждение от физиологически полезного, хотя часть ценностей базируется именно на этом механизме (например, ценности комфорта или вкусной пищи). Но многие ценности имеют гораздо более сложное происхождение.
Человек оценивает действительность исходя из тех ориентиров, которые складываются в ходе развития социальной практики. Именно социальная практика порождает определённые типы отношений между людьми и группами людей (власть, кооперация, соперничество, эксплуатация, обмен и т.д.), определённые способы удовлетворения биологических потребностей (охота и собирательство, земледелие и скотоводство, промышленное производство и др.), определённые интересы различных групп людей (классов, сословий, профессиональных групп, наций, возрастных групп, полов и т.д.). В ходе развития общества вырабатываются разнообразные механизмы, позволяющие людям удовлетворять свои потребности, при изменении этих механизмов меняются, усложняются и сами потребности. Посредством социализации каждый индивид усваивает социально-культурные нормы, выработанные конкретным обществом, приспосабливается не только к природе, но и к социальной среде, усваивает готовые модели мышления, сложившиеся в конкретных культурно-исторических условиях. Облик ценностей каждого человека, таким образом, в значительной степени есть продукт объективных, надындивидуальных процессов функционирования общества. Поэтому облик ценностей каждого индивида не случаен, не произволен, не субъективен.
Примеры. Человек ценит питательность и вкусовые качества пищи: здесь участие социальных механизмов в образовании ценности минимально, для понимания этой ценности достаточно обращения к биологии человека. Человек ценит прочность древесины и металлов: здесь в какой-то степени предпосылки тоже можно найти и у животных (устраиваясь на ночлег, обезьяна или птица выберет прочную ветку), но целиком эта ценность уже не может быть объяснена только из биологии. Для возникновения такой ценности предпосылкой является использование человеком орудий труда, активное преобразование им среды своего обитания. Ценность кусочка золота или денежной купюры в наибольшей степени демонстрирует своё социальное происхождение: вне экономических систем их ценность не могла бы возникнуть. Человек ценит почёт, уважение, знаки этого уважения; признаки высокого социального статуса; власть. Эти ценности могут быть поняты только с учётом сложной структуры общественных отношений. Человек ценит произведение искусства: картину, фильм, спектакль, мелодию. При неоспоримой связи эстетических ценностей с элементарными составляющими чувственного восприятия, одной только этой связью объяснить притягательность произведений искусства не удастся: в них передаются ситуации и эмоции, возникающие лишь в социальной среде, к тому же эстетические критерии, например, красоты, различны для разных культур и эпох. Человек ценит справедливость: эта нравственная ценность возникает в сознании людей под воздействием существующих социальных механизмов производства и распределения благ, в образовании этой ценности участвуют также сложные процессы выражения интересов различных социальных групп в процессах духовного производства (т.е. производства идей) и ряд других социально-культурных факторов. В результате человек, руководствуясь ценностью справедливости, может положительно оценивать то, что с сугубо биологических позиций для него вредно, невыгодно (например, мысль о справедливости может заставить поделиться едой с другим человеком). Религиозные ценности особенно далеки от биологической обусловленности. Они представляют собой результат сложнейших процессов, протекающих в культуре, причём эти процессы носят надындивидуальный характер, хотя и базируются, в числе прочего, на психологии индивидов.