Функция науки как социальной силы
В условиях научно-технической революции второй половины XX века у науки обнаружилась еще одна важная функция: наука начала выступать в качестве социальной силы. Проявилось это в том, что научные исследования стали все больше применяться к процессам, происходящим в обществе.
Социально-экономические и культурно-гуманитарные науки начали играть регулирующую роль в различных сферах социальной деятельности. В последних десятилетиях XX века достижения и методы науки стали широко использоваться для разработки масштабных программ в области экономического развития и в социальной сфере. Это потребовало участия ученых различного профиля (психологов, экономистов, социологов, математиков и т.д.). Разработка такого рода планов, программ носила уже комплексный характер, а это требовало взаимодействия естественных, технических и социальных наук. Такого рода взаимодействие оказалось плодотворным и при выработке различных управленческих стратегий.
Функция науки как социальной силы наглядно проявилась при решении глобальных проблем современного общества. В настоящее время, когда возрастают угрозы глобальных кризисов в экологии, энергетике, в сферах сырья и продовольствия особенно значимой становится социальная роль науки.
Именно научное сообщество во второй половины XX века отметило симптомы этих глобальных кризисов и начало привлекать внимание общественности, политиков, руководителей экономики к надвигающимся угрозам. На основе данных и достижений современной науки идет поиск путей и средств преодоления этих угроз и обеспечения тем самым дальнейшего существования и развития человечества.
Наука и обыденное знание
В процессе повседневной практической деятельности у людей формировались какие-то знания о свойствах вещей и явлений окружающего мира. Это были обыденно-практические знания. Но при этом существует определенная общность между научными и обыденными знаниями: и те, и другие ориентируют человека в мире, являются основой практической деятельности.
Большую роль в обыденном сознании играет, так называемый «здравый смысл». Это понятие не является точно определенным и может меняться со временем. Но в его основе лежит достаточно реалистичное представление об окружающем мире. Именно здравый смысл позволяет отличать действительное от кажущегося, реальное от иллюзорного. Рассуждения в рамках здравого смысла имеют целью достижение адекватного представления о реальности и, следовательно, они опираются на те же законы традиционной логики, которые присутствуют и в процессе достижения научного знания.
Однако в науке эти знания применяются вполне сознательно, и могут быть использованы для раскрытия ошибок в рассуждениях, в научной аргументации.
В обыденном же сознании они усваиваются и используются стихийно. Существует определенная преемственность между обыденным знанием и научным, т.е. между здравым смыслом, на котором основывается обыденное знание и критическим мышлением, свойственным науке. Указанная преемственность, связь между ними проявляется в том, что научное мышление зачастую возникает на основе предположений здравого смысла. Но в дальнейшем наука исправляет, уточняет эти предположения или же вообще заменяет их новыми. Например, обыденное представление о движении Солнца вокруг Земли, на которое опирались мыслители античности и средневековья, впоследствии - в эпоху Возрождения (XVI век) было подвергнуто научной критике и заменено (благодаря учению Н.Коперника и его последователей) совершенно новыми представлениями.
Но и сам здравый смысл также не остается неизменным. Со временем, постепенно он все больше включает в себя прочно утвердившиеся в науке истины. В связи с этим возникла точка зрения, согласно которой научное знание есть только усовершенствованное, уточненное обыденное знание. Эту точку зрения высказывал известный ученый Т. Гексли. «Я верю, - писал он, - что наука есть не что иное, как тренированный и организованный здравый смысл. Она отличается от него точно так же, как ветеран - от необученного рекрута».
Однако наука все же не является простым продолжением и усовершенствованием знаний, основанных на здравом смысле. Последние могут служить лишь началом, исходным пунктом для возникновения нового, критически-рационального научного знания. В связи с этим известный философ науки К. Поппер заметил, что «наука, философия, рациональное мышление – все начинают со здравого смысла».[7]
Поэтому не следует абсолютно противопоставлять научное знание обыденному и отвергать какую бы то ни было связь между ними. Любой ученый, использующий в своей исследовательской работе набор специальных научных терминов, понятий, методов вместе с тем включен и в сферу не специализированного повседневного опыта. Ибо, будучи ученым, он не перестает быть просто человеком. В то же время следует отличать науку от обыденного знания, получаемого стихийно - эмпирическим путем и отличающегося следующими особенностями.
1. Обыденное знание носит фрагментарный не систематизированный характер.
2. Обыденное суждение и умозаключение представляют собой изолированные обобщения результатов каких-то случайных наблюдений. Поэтому обыденные знания в силу их разрозненного характера не могут быть объединены в какую-то целостную теоретическую систему.
3. Поскольку получение таких знаний ограничено рамками обыденно-практического опыта, то они в принципе не могут использовать ни научно-экспериментальных, ни теоретических методов исследования.
4. Для обыденного знания нет надежных способов их проверки и обоснования.
Таким образом, обыденное знание является одной из форм вненаучного знания.
Наука и философия
Философия(греч. phileo – люблю, sofia – мудрость, буквально любовь к мудрости) – форма духовной культуры, направленная на постановку, анализ и решение коренных вопросов мировоззрения. Философия возникла в VII – VI вв. до н.э. в Китае, Индии, Греции. Термин философия впервые встречается у Пифагора. В отличие от науки, факты и частные законы не являются сами по себе предметом исследования философии. Первоначальное «теоретическое» знание, именовавшееся «философией», содержало в себе все научное знание того времени. Оно было направлено на создание общего представления о мире и человеке, которое оформлялось в виде различных философских систем, выполнявших мировоззренческую функцию.
Позднее происходит специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение от философии. Одновременно шло развитие философии как особой области знания, ее размежевание с конкретными науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в XVII–XVIII веках. Но даже в этот период наука и философия не разделялись. Философия рассматривалась как знание, полученное с помощью разума. Она противопоставлялась знанию, доставшемуся в наследство от средних веков.
Родоначальник философии нового времени Р.Декарт (1596–1650) писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике».
В XIX веке происходит окончательное формирование и отделение от философии конкретных научных дисциплин. Это время, когда многие теоретические задачи, до сих пор решавшиеся лишь в умозрительной философской форме, наука уверенно взяла на себя. А попытки философов решать эти задачи прежними способами оказываются все более наивными, безуспешными. Все яснее сознается, что универсальную теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с наукой, на основе обобщения конкретно–научных знаний. Это остро ставит на повестку дня проблему научности самой философии.
Философия представляет собой особый вид духовной деятельности. Как и наука, она имеет теоретическую форму, но, строго говоря, философия не является наукой, по крайней мере в том смысле, в каком мы считаем наукой физику, химию, биологию, механику, геологию, историческую науку и т.д. Каждая наука исследует конкретный объект, определенный фрагмент мира, определенную его сторону, пользуется специальными методами, недоступными никому, кроме ученых-специалистов, опирается на эксперимент и точные наблюдения, пользуется приборами и т.д. Ничего подобного нет в сфере философии и философского познания, но это нисколько не умаляет достоинства философии. Существуют и другие социально значимые формы духовной культуры, такие, как искусство и религия, которые, не будучи наукой, заслуживают самого пристального внимания и оказывают огромное влияние на развитие общества.
Философия имеет дело не с объектом, а с субъектом, человеком, обладающим свободой воли, способным к творчеству, целеполаганию, самосовершенствованию. Предметом философии является отношение «человек–мир». В этом отличие философии от других наук. Она рождается и живет как самосознание человека, самосознание культуры в целом, как познание человеком самого себя, своего места в мире, поиск смысла, истинных целей человеческого существования. Поэтому в философии так много места занимают рассуждения о том, что есть истина, как соотносится материальное и духовное в мире, душа и тело, что такое человек, существует ли свобода воли и т.д. Философия – осмысление человеком условий своего существования, построение общей картины мира, создание общего представления о мире и человеке, о месте человека в мире.
Любая философская система выражает определенное отношение человека к миру, его самочувствие в мире. Здесь всегда присутствует оценка, ценностный подход. В этом сходство философии с искусством, где мир не просто описывается, а переживается, где выражается определенное настроение, отношение к миру, к человеку, к жизни. Создавая тот или иной образ мира, философия задает и определенное отношение к нему, определенный настрой, определенное переживание бытия. А это, в свою очередь, может определить направление развития культуры, общества в целом.
Наука, как стало теперь ясно, не в состоянии дать ответы на все интересующие человека вопросы, не в состоянии уберечь человечество от опасности войны, экологической катастрофы, от духовной и физической деградации. Мировоззренческий дефицит, порожденный, как это ни парадоксально, наукой, точнее сциентизмом – верой в науку как в единственно спасительную силу, восполнить могут только философия, религия, мораль, искусство.
Но что же дает философия науке? Прежде всего это проекты теоретических проблем, идеи, методы, правила и операции мышления. В отличие от научных правильность решения философских проблем невозможно подвергнуть прямому испытанию практикой. Философские проблемы и идеи в определенном смысле вечны, а поэтому и философские направления множественны. На определенном этапе развития науки те или иные философские идеи становятся востребованными, отдельные учения – актуальными. Философское созерцание природы породило натурфилософию – первую форму существования естествознания, соединившую научно-техническое мышление и черты философии, производящей обобщения, а некоторые идеи, возникшие в недрах натурфилософии, получили позднее научное развитие. К таким идеям можно отнести мысль Эмпедокла о конечности скорости света, атомизм Демокрита, гелиоцентрическое устройство Вселенной, аристотелевскую концепцию пространства и другие. В рамках философии человеческий дух освобождается от научных рамок, интуиция позволяет найти пока недоказуемые наукой идеи, обладающие потенциальной силой.
Философия играет определяющую роль в формировании научной парадигмы (греч. paradeigma – пример, образец), включающей в себя сложившиеся научные теории, правила, философские идеи. Наука в каждый исторический период развивается в рамках сложившейся парадигмы.
История науки показывает, что развитие научных идей происходит в рамках фундаментальных принципов, принадлежащих философии. В этом смысле наука и философия неотделимы друг от друга.
Наука и религия
История всего человечества свидетельствует, что не было ни одного народа, который бы не имел никакой религии. Наука, философия, искусство в определенном смысле удел избранных. Религия доступна каждому, она ставит общечеловеческие проблемы, указывает пути их решения, объясняет смысл самой жизни на языке непреходящих ценностей, среди которых любовь, справедливость, надежда, спасение, терпение. Взаимоотношения науки и религии сложны и многогранны.
Религия – сложное социальное явление. Обычно религия ассоциируется с верой в Бога, в потусторонние сверхъестественные силы. Не составляет труда описать какую-то конкретную религию – христианство, буддизм или ислам. Сложнее понять религию, понять, почему человек наряду с реальным миром признает существование мира «иного». Причем этот «иной» мир оказывается более ценным и значимым, чем мир обычной жизни. Вера в «иной», потусторонний мир, оказывающая влияние на все стороны человеческой жизни, – важнейший признак религии.
Чем же вера отличается от знания? Знание – это то, что твердо установлено, обосновано экспериментально, фактологически. Мы не говорим: «Я верю, что расстояние от Ростова до Москвы – 1100 км». Если данный факт установлен, это просто знание. Верить или не верить можно в то, что не является твердо установленным. Точное знание человек научился получать совсем недавно, оно охватывает лишь небольшую часть наших представлений о мире и о себе. Большая часть наших представлений вероятностны, т.е. основаны на той или иной степени нашей уверенности. Вероятно многое, что относится к будущему (и прошлому). Сама наша жизнь – вероятностный процесс. Мы принимаем те или иные решения, выбираем цели, руководствуясь не только знанием, но и верой, уверенностью в возможность достижения цели.
Если рассматривать знание и веру в контексте человеческой деятельности, то можно сказать, что существуют виды деятельности, которые основываются на точном знании о том, чего мы хотим достичь и как это сделать. Это, прежде всего, деятельность в сфере производства, основанная на естественнонаучном и техническом знании. Если мы хотим построить самолет или атомную электростанцию, мы можем произвести соответствующие расчеты, привлечь ресурсы и сделать это. Но есть действия и виды деятельности, в которых точный расчет невозможен, поскольку нет точного знания об «объекте» и его будущих состояниях. Такими «объектами» являются общество и сам человек.
Важнейшая характеристика деятельности человека - свобода. Человек выбирает себя и свое будущее, выбирает цели, которые стремится реализовать. Определение цели - сложный процесс, который предполагает не только знание о том, что есть, но и «знание» о том, что должно быть. Это возможное состояние, которое должно быть реализовано деятельностью самого человека, желаемое будущее. В целеполагании участвуют две стороны - знание и желание, разум и чувства. Но будущее всегда неопределенно. Желания и реальность часто не совпадают.
Вера – особое внутреннее состояние и действие человека в условиях неопределенности, предполагающее наличие цели, которую человек активно желает и делает все необходимое для ее реализации. В основе веры - желание, чтобы нечто осуществилось. Множество действий человек совершает на основе веры и надежды. Рядом с верой всегда сомнение, неверие, поскольку нет точного знания, но есть желание. Возможны разные сочетания разума и эмоций: от разумной веры, когда преобладает разум и эмоции его не подавляют, до веры иррациональной, когда эмоции затмевают разум.
Религиозная вера, как правило, иррациональна, хотя возможны разные степени этой иррациональности: от крайней – «верую, потому что абсурдно» (т.е. непонятно), до примирительной, когда религиозные догмы пытаются обосновать с помощью разума.
Религия авторитарна, она требует подчинения. Человек должен уверовать в слово Божие, которое содержится в Библии. Поэтому религия всегда была враждебна разуму. Когда наука Нового времени позволила себе усомниться в истинности некоторых утверждений Святого Писания, она вступила в тяжелый конфликт с церковью.
В послании Папы Иоанна Павла II участникам конференции, посвященной 300-летию публикации работы И. Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1988г.), признается, что «Церковь и Академия - два очень разных, но главных института человеческой цивилизации, мировой культуры». Признается общая ответственность науки и церкви за человеческое состояние, поскольку они оказывают основное влияние на развитие идей и ценностей. Папа призывает к единению науки и церкви и взаимодействию, когда каждая из них сохраняет свою автономию и целостность и в то же время является открытой к достижениям и проникновениям другой. Это будет важным вкладом в интеграцию мировой культуры. Подчеркивается важность диалога науки и религии с целью расширить «наше видение того, кто мы есть и кем становимся».
Отношения науки и религии, конечно, не сводятся к взаимному конфликту. Эти отношения глубже и сложнее. Многие ученые были верующими людьми, что не мешало им делать выдающиеся открытия. С самого начала естествознание стремилось ограничиться исследованием фактов и не вступать в споры о «конечных причинах» - о сотворении мира и бессмертии души. Но сейчас ученые все чаще обращаются к «главным вопросам»: о возникновении Вселенной, жизни и разума. И все чаще они делают вывод, что «объективно существующий Мир не исчерпывается миром материальной эмпирической действительности, миром, воспринимаемым нашими органами чувств, даже многократно усиленными современными приборами... материальный мир есть лишь самый «нижний» слой Бытия... Необходимо признать существование другого, информационно гораздо более емкого мира – Мира высшей реальности, тенью которого (в платоновском смысле) и является наша видимая Вселенная»[8].
Сейчас происходит стремительное расширение наших знаний о мире и наука в этом процессе играет ведущую роль. Но были и остаются сферы, которые не могут быть до конца рационализированы. Человек существо творческое, а значит - свободное. В его жизни всегда будут вера, надежда и любовь, а значит религия, философия и искусство.