Сущность, виды и функции техники
Очевидно, что вопрос о сущности техники является основополагающим и ключевым в философском исследовании данного сложного и многогранного феномена.
Истоки понятия "техника" уходят в глубь веков. Древнегреческое слово "технэ" переводится на русский язык как искусство, мастерство, умение. Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Так, Платон под техникой понимает все то, что связано с человеческой деятельностью, все искусственное, в отличие от естественного.
В Новое время под техникой понималась совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относятся к искусному производству всякого рода, но прежде всего - производству орудий труда и машин.
Относительно давно сложилось представление о том, что техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается человеком, есть произведенный человеком объект. Она часто называется артефактом. Латинское "артефактум " означает буквально искусственно созданный. Словом, можно сказать, что техника есть совокупность артефактов.
В современной литературе существуют различные трактовки и определения техники.
Понятно, что для определения техники, прежде всего, необходимо зафиксировать её сущностные признаки. Ряд авторов полагают, что главные из них следующие.
- Техника представляет собой артефакт (искусственное образование), она специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером). При этом используются определенные замыслы, идеи, знания, опыт.
- Техника является "инструментом", другими словами, всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (В силе, движении, энергии, защите и т.д.).
- Техника - это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку.
- Техника представляет собой специфически инженерный способ использования сил и энергии природы.
- Техника в современном мире неотделима от широко применяемой технологии. Технология в широком современном понимании - это совокупность принципов, образующих своего рода "техносферу", состояние которой определяется и уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами и процессами.
Однако эти сущностные признаки техники признаются далеко не всеми исследователями.
И все же большинство авторов исходят из того, что техника является совокупностью искусственных средств, орудий человеческой деятельности.
"Техника... - система искусственных органов и средств человеческой деятельности, предназначенных для её облегчения и повышения эффективности, применяемых для осуществления процесса производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества". Сходные определения техники даются и в других публикациях.
Часто техника определяется как совокупность механизмов и машин. В частности, в одном из словарей сказано: "Техника - совокупность механизмов и машин, а также система средств управления, добычи, хранения, энергии и информации, создаваемых в целях производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества".
Данное определение техники фиксирует ряд её сущностных признаков, но в целом все же является неудачным. Главный его недостаток заключается в том, что оно не охватывает "немеханическую технику", допустим, её химические и биологические виды. Словом, это определение не является философским, максимально и предельно обобщенным.
В последнее время стали встречаться широкие трактовки техники, в её состав начали включать технологию и технические знания, умения, навыки и профессиональное мастерство человека. В частности, в одном учебнике читаем: "...Поэтому в современном понимании "техника" в широком смысле слова представляет собой:
- область знания, выступающего в качестве связующего звена между эмпирией и теоретическим знанием;
- область человеческой деятельности (включая все возможные средства и процедуры), направленную на изменение природы и господство над ней в соответствии с потребностями человека;
- совокупность умений и навыков, открывающие профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности (совершенное владение навыками), искусство и мастерство человека, занимающегося этой деятельностью".
Думается, что такая широкая трактовка техники вряд ли правомерна, она носит эклектический характер, соединяет в себе чуть ли не все значения понятия "техника". В результате этого практически невозможно представить технику в качестве самостоятельного феномена, раскрыть её своеобразие, место и роль в развитии общества.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что современная техника, на самом деле, тесно связана с технологией. Качественное состояние техники неотделимо от технологических процессов, в некоторых нет техники как действительной и действующей материальной системы, в них воплощена её "душа". Техника является единством многообразных конструктивных форм и технологических процессов".
Как мне кажется, все же не следует технологию включать в состав техники. Хотя вполне правомерно говорить об едином технико-технологическим процессе.
Технология обычно трактуется как совокупность процессов, способов, методов, приемов и правил, применяемых при изготовлении какого-либо вида продукции в любой сфере производственной деятельности.
Наряду с указанными моментами в технологии выделяются и такие, как определенная рациональная организация, расчлененность процесса, характер связи человека и техники, последовательность операций и т.п. Короче говоря, технология представляет собой совокупность операций по целенаправленному изготовлению и использованию техники, показывает как и каким образом это следует делать.
В своей эволюции технология опирается на всю совокупность естественнонаучного и инженерного знания, и, в свою очередь, приводит к возникновению новых областей науки и техники, создает материальную и информационную базу для их развития.
Широкое распространение передовых технологий - одно из важнейших направлений научно-технического прогресса.
Следует выделять технологические знания, которые представляют собой совокупность научно-технических знаний о методах сознания и принципах использования сложных технических систем, а также о средствах, методах, принципах анализа и организация инженерной деятельности. Эти знания являются результатом обобщения практического опыта по проектированию, изготовлению, отладке и т.д. технических систем и выступают вместе с конструктивно-техническими знаниями как эвристические методы и приемы, выработанные в самой инженерной практике, образуя эмпирическую базу технической теории.
Следовательно, технику можно рассматривать как "овеществленное знание". Техника является материальным образованием, хотя в процессе её производства существует сложная диалектика идеального и материального, превращения идей в материальное. Словом, технические идеи, знания материализуются, "освещаются" в технике, а навыки, умения и мастерство человека реализуются в профессиональной деятельности (технической и инженерной), обеспечивают процесс успешного и эффективного производства и использования техники.
Таким образом, наиболее удачным является определение техники как системы искусственных органов и средств человеческой деятельности. Думаю, что в него следовало бы внести два уточнения: материальных средств человеческой деятельности и созданных на основе научных знаний.
Итак, техника - материальные, искусственные средства человеческой деятельности, созданные на основе научных знаний.
Такое определение техники является всеохватывающим, универсальным (охватывает все её виды), фиксирует её сущность, указывает на её материальность, искусственность и инструментальность.
Современная техника многообразна. К сожалению, в литературе отсутствует пока единая и общепринятая типология техники. чаще всего, однако, её разделяют на следующие функциональные отрасли: производственную технику, технику транспорта и связи, технику научных исследований, военную технику, технику процесса обучения, технику культуры и быта, медицинскую технику, технику управления.
Называют также и такие виды техники, как космическая, компьютерная, игровая, спортивная и др. Обычно отмечается, что ведущее место в системе техники принадлежит производственной технике, внутри которой выделяются промышленная, сельскохозяйственная и строительная техника, техника связи и транспорта.
Ныне много пишут и говорят о компьютерной, информационной технике, которая носит универсальный характер, может быть использована в самых различных областях человеческой жизнедеятельности.
Принято технику подразделять на пассивную и активную. Пассивная техника включает: связующую систему производства (особенно в химической промышленности); производственные площади; технические сооружения наземной связи, железные дороги, мосты, каналы, гидромелиоративные сооружения. технические средства распространения, информации (телефон, радио, телевидение).
Активная техника состоит из орудий (инструментов), которые делятся на орудия ручного труда, орудия умственного труда и орудия жизнедеятельности человека (очки, слуховые аппараты, некоторые протезы и т.п.), машин (производственных, транспортных, военных); аппаратуры управления машинами, технологическими, производственными и социально - экономическими процессами.
Помимо горизонтального структурного анализа, "разреза" совокупной техники, о котором говорилось выше, исследователи используют и вертикальный. В этом случае отношения между различными элементами системы техники есть отношения общего и частного. Говоря конкретнее в свете этого "разреза" выделяются следующие уровни техники: совокупная техника, технические системы и отдельные технические средства.
Современная техника занимает исключительно важное место в обществе, оказывает сильное воздействие на все стороны и сферы общественной жизни, на всю человеческую культуру. Она вызывает существенные изменения в материально-экономической, социальной, духовной и бытовой сферах, в психологии, мышлении и ценностных ориентациях людей.
Надо заметить, что функциональный анализ техники до сих пор слабо представлен в литературе. Пока отсутствует общепринятая типология её функций.
Думается, однако, что важнейшими функциями техники прежде всего являются такие, как инструментальная, технологическая, природопреобразующая, производственная и коммуникативная.
В условиях кризиса техногенной цивилизации крайне актуализируется гуманистическая функция техники. Техника призвана служить человеку, создавать благоприятные условия для его многообразной жизнедеятельности, для его всестороннего развития.