Можно ли выделить основные характеристики человека?
Дать полное, адекватное и исчерпывающее определение человеку очень трудно, а, может быть, и невозможно: слишком многогранен и разносторонен человек в своих мыслях делах и поступках. Тем не менее, попытки охарактеризовать человека в философской литературе предпринимаются. Одна из таких попыток предпринята российским ученым-философом Валерием Губиным (2004), который выделил пять основных качеств, характеризующих человека:
1. Несводимость.Человек не сводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков – станет по повадкам волком, среди обезьян – обезьяной. Человек никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психической особенностью, ни с профессией, ни с работой, ни с делом. Человек – это существо, которое постоянно переступает самое себя: чего бы он ни достиг, ему всегда мало, что бы он ни получил, ему всегда не хватает, он никогда до конца не осуществляется. Сущностью человека является ничто. Человек всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние. Он ничто, которое не есть что-то (законченное), а есть условие всякого что-то, которое позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой.
2. Непредопределенность. Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, его отношение к окружающим (от наследственности, от климата, от культуры, от государственного строя, от зарплаты, от семьи и т.д.). Пересечение этих зависимостей создает водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. Человек не знает, что с ним будет завтра. В результате этого незнания он часто не в силах предотвратить многие события своей жизни.
3. Неповторимость. Каждый человек уникален. Любая жизнь достойна, пусть внешне незаметная и неинтересная, если человек проживает ее как свою жизнь, никого не копирует, ничему не подражает, а просто живет самобытно. Чем более оригинален и неповторим человек, тем он нам ближе и понятнее. В самой потаенной глубине своей сущности мы все одинаковы. В самой глубине мы становимся не поэтами или писателями, а просто людьми, живущими в стихии человечности.
4. Незаменимость. Она выражается в том, что он должен найти свое дело, ради которого он пришел в мир. У каждого человека есть такое дело, которое кроме него никто не сделает. А если и он не сделает, то во Вселенной так и будет пустое место, дыра, не заполненная ничьим трудом, ничьим усилием. Вся проблема в том, чтобы найти такое дело, найти такое место, встав на которое, можно занять свою уникальную, неповторимую позицию.
5. Невыразимость. Человека нельзя изучить, познать объективно, как некий внешний предмет. Человека можно познать и описать только косвенно, прежде всего по продуктам его творчества, но самое главное и самое глубокое всегда остается невыразимым и неуловимым в человеке.
Несмотря на принципиальную сложность или даже невозможность полного и адекватного определения понятия «человек», в философии человек понимается как особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации. Кроме того, человек является социально-биологическим существом, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Чтобы лучше разобраться в том, что такое человек, следует четко разграничивать понятия «личность», «индивид», «индивидуальность».
Индивид– это единичный представитель вида homo sapiens, биологический организм, носитель наследственных свойств биологического вида (индивидом рождается каждый человек).
Индивидуальность– это непохожесть, своеобразие, отличие одного индивида от другого. Она подразумевает своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение). Только другие люди могут сказать, чем один человек отличается от другого.
Напротив, личность– это то, что формируется и наблюдаемо самим человеком. Личность– совокупность индивидуальных особенностей человека, которые делают его существом нравственным и определяют его как члена общества. Понятие «личность» отражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность возникает в результате культурного и социального развития. Это социально-психологическая сущность человека, совокупность уникальных черт которые могут вносить вклад в общее социальное целое. Личность формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения).
Быть личностью – значит иметь следующее:
1) обладать независимостью, свободой, т.е. личностной автономией;
2) иметь активную жизненную позицию;
3) иметь цель в жизни и обладать принципиальностью;
4) обладать способностью к самонаблюдению, самоанализу, саморегуляции;
5) осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости;
6) оценивать последствия принятого решения и быть за него ответственным;
7) иметь созидательную установку и созидательное поведение.
Таким образом, когда мы говорим об человеке, то имеем в виду:
· не только его существование как психосоциобиологического организма (т.е. как индивида),
· не только степень уникальности, непохожести, автобиографичности его внешнего и внутреннего бытия (т.е. как индивидуальности),
· но и как носителя уникальных социально значимых качеств, реализуемых в его деятельности в условиях конкретно исторической социокультурной реальности (т.е. как личности).
Учитывая данные определения, можно заключить, что человек смертен лишь частично: он смертен как индивид и индивидуальность, личностное проявление человека может преодолевать временные границы его жизни как индивида. И чем более развита, чем ярче и оригинальнее проявляется личностная компонента человека, тем менее привязана она к границам существования человека как индивида. Например, немецкий композитор Людвиг ван Бетховен как индивид жил в период с 17 декабря 1770-го по 26 марта 1827-го года. О его индивидуальности можно прочитать в биографических справках. Но как личность Бетховен жив! Он жив в тех симфониях и сонатах, трио и квартетах, концертах и увертюрах, которые на протяжении многих поколений изучаются, исполняются и слушаются миллиардами людей во всем мире. И каждый раз, когда звучит его музыка, «оживает» личность Бетховена.
Среди всех ролей, выполняемых личностями, обычновыделяется одна, реализацию которой в соответствующей сфере человек считает для себя главным делом своей жизни. Различают следующие социальные типы личности:
· деятели, для которых характерно активное действие и не только как источник существования, но и как средство самовыражения и достижения душевного комфорта. Это земледельцы и ремесленники, рабочие, учителя, врачи, экономисты и т. д.;
· мыслители, которые ставят своей задачей спасение людей от заблуждений и соблазнов, сохранение нравственной чистоты людей. Они стремятся уберечь от угрожающих их жизни последствий цивилизации, наставить человечество на путь добра и истины. Это Будда и Заратустра, Соломон и Моисей, Конфуций и Лао-Цзы и др.;
· творцы – создатели художественных (в широком смысле) произведений. Это люди чувств и эмоций. Чаще всего это композиторы, писатели и поэты, опережающие время четко и остро выписанными «художественными образами»;
· гуманисты и подвижники – люди, о которых можно сказать, что они чужую боль воспринимают как свою, личности, избравшие себе целью облегчить страдания не только «ближних», но и «дальних», всех людей планеты, независимо от их географического проживания, пола, возраста, расы, национальности и вероисповедания.