Узловые категории диалектики
Категории - наиболее широкие понятия науки. Категории - отображения объективной реальности. Они находятся в глубокой связи, образуют систему, вне которой они не имеют смысла. К. находятся в развитии и обнаруживают как устойчивость, определенность, так и изменчивость, подвижность своего содержания. Категории - ступеньки, узловые моменты в познании человеком окружающего мира и самого себя.
Классификация категорий:
· наиболее широкие категории философии - материя, сознание, движение, развитие, закон;
· категории, входящие в состав основных законов диалектики;
· совок. категорий, которые не могут быть включены в 2-е первые - общее, особенное и единичное, необходимость и случайность, сущность, явление, форма, содержание, возможность, действительность, причина, следствие.
Общее - то, что свойственно классу предметов, явлений, процессов; единичное - присущее элементу класса, а особенное - подклассу. Реальный мир - это мир объективно существующих единичных вещей, несущих в себе общее, обладающих глубокой общностью. Общее существует не рядом с единичным, а в единичном, через единичное. Единичное вкл. в себя индивидуальное, присущее только данному единичному, и общее, присущее всему классу данных единичных. Необходимость - то, что должно быть, не может не быть. Случайность - то, что может быть, но может и не быть. Необходимое - общее, а случайное - единичное. Согласно материалистической диалектике случайность - форма проявления и дополнение необходимости, а необходимость существует только через случайность. Необходимость - доминирующая сторона мира, она проявляется в случайностях и определяет их. Каждое случайное событие является таковым лишь в отношении к более широкому и общему кругу событий, тенденций или условиям. В отношении к своей непосредственной причине любое случайное событие является необходимым. В процессах развития случайное и необходимое своеобразно переходят друг в друга. Явление - внешняя, а сущность - глубинная, скрытая сторона действительности. Сущность - важнейшее, основное, необходимое и характерное в действительности, скрытое в явлении. С позиций субъективного идеализма вещи - комплексы ощущений, а сущности приписываются вещам нами. Кант считал сущности вещей-в-себе непознаваемыми, вместе с тем он ввел представление о мыслимых сущностях, которые приписываются вещам рассудком или разумом. Сущность - общее, а явление - целостная совокупность единичных. Для сущности характерна необходимость, в явлении бросается в глаза случайность. Но явление имеет также общие черты, а сущности не сводятся к общему, они включают также особенное и единичное, индивидуальное, но существенно особенное и индивидуальное. Сущность - определяющее в общем, особенном и единичном, явление - их непосредственное внешнее выражение. Способ развития сущности: развитие может выражаться в изменении отдельных моментов сущности - исчезновении одних, возникновении других; аккумуляция все более богатого содержания в пределах одних и тех же наиболее общих черт вещи. Познавая все более глубокие уровни сущности мира, человек познает и соответствующие им уровни собственной сущности, постигает смысл своего существования. Развитие человека в этом смысле - движение в свою собственную сущность, углубление и развитие своей сущности. Содержание - это элементы из которых состоит вещь, форма - совокупность связей между ними или организация или структура вещи. Вещь в целом называется системой. Диалектико-материалистическая концепция содержания и формы вкл. следующие важнейшие моменты. Содержание и форма находятся в единстве, определяющую роль в котором играет содержание (форма, структура, или совокупность связей между элементами, есть выражение природы этих элементов, т.к. элементы вступают в связи друг с другом образуя форму или структуру). Сущность - наиболее важное, основное в содержании и форме, явление включает определенную сторону как содержания, так и формы. Определяемая содержанием, форма обладает относительной самостоятельностью и активностью. Источник этой относительной самостоятельности - связи между элементами зависят не только от природы элемента, вступающего в связь, но и от природы других элементов, от совокупной природы элементов содержания, благодаря чему форма приобретает некоторую независимость и активность. Противоречие между формой и содержанием, по мере исчерпания возможностей развития приходит к резкому конфликту, который разрешается скачком - сбрасывание старой формы и переделка содержания. Действительность - то, что $, возможность - тенденция, заложенная в действительности. Различают реальную (для которой имеются основные условия превращения в действительность), абстрактную (для которой существуют лишь частичные предпосылки в действительности) и формальную возможность (крайне маловероятная возможность, когда не $ никакого запрета на возникновение к.-л. события, но оно практически оказывается все же невозможным). Возможности заложены в действительности, производны от нее, подчинены действительному бытию. Возможность не является чем-то только будущим и несуществующим. Она представляет собой действительность, реальность в двух отношениях. 1) возможность - реально существующая тенденция развития. 2) это уже некоторая реальность, ее элемент или зачаток. Возможность превращается в действительность на основе объективно необходимости. Причина - то, что порождает другое, - следствие. Причина характеризуется 2-мя признаками: временным - причина всегда относительно предшествует следствию, содержательным - причина порождает следствие. Наследственная изменчивость и естественный отбор - основные причины биологической эволюции. Причина входит в состав условий. Условия - это все то, что делает возможным и необходимым появление определенного следствия. Причина определяет следствие, а другие условия играют необходимую, но второстепенную роль. Существуют объективные (факторы, не зависящие от сознания как отдельных людей так и общества в целом) и субъективные причины (связаны с человеческим сознанием - целями, стремлениями, намерениями, взглядами людей, групп, классов, общества в целом). Причина и следствие м. меняться местами. Главная проблема теории причинности закл-ся в том, что означает определение, причинение, порождение следствия причиной.