Th. Huxley, Hume. Sa vie, sa philosophie, p. 108 (Т. Гексли, Юм, его жизнь, его философия, стр. 108.
« »320
Г. Михайловский, вероятно, знаком с психологическими исследованиями Сеченова. Точку зрения этого учёного когда-то горячо оспаривал Кавелин. Мы боимся, что покойный либерал очень ошибался. Но, может быть, г. Михайловский согласен с Кавелиным? или, может быть, ему вообще требуются какие-нибудь другие разъяснения по этой части? Мы отлагаем их на тот случай, если он станет «утверждать».
Г. Бельтов говорит, что господствовавшая до Маркса в общественной науке точка зрения «человеческой природы» подавала повод к злоупотреблению биологическими аналогиями, которое и до сих пор даёт себя сильно чувствовать в западной социологической н особенно в русской quasi-социологической литературе. Это даёт г. Михайловскому повод обвинить автора книги об историческом монизме в вопиющей несправедливости и лишний раз заподозрить добросовестность его полемических приёмов.
«Апеллирую к читателю, даже вполне ко мне неблагосклонному, но сколько-нибудь знакомому с моими сочинениями, хотя бы не со всеми, а только, например, с одной статьёй: «Аналогический метод в общественной науке» или «Что такое прогресс?» Неправда, что русская литература особенно злоупотребляет биологическими аналогиями: в Европе, с лёгкой руки Спенсера, этого добра несравненно больше, не говоря уже о временах комических аналогий Блюнчли с братией. И если у нас дело не пошло дальше аналогических упражнений покойного Стронина («История и метод», «Политика как наука»), г. Лилиенфельда («Социальная наука будущего»), да нескольких журнальных статей, то наверно и «моего тут капля мёду есть». Ибо никто не потратил столько усилий на борьбу с биологическими аналогиями, как я. И в своё время я не мало претерпел за это от «Спенсеровых детей». Буду надеяться, что и нынешняя гроза в своё время минует…» (стр. 145–146). Эта тирада имеет такой вид искренности, что и, в самом деле, даже неблагосклонный к г. Михайловскому читатель может сказать себе: «Тут, кажется, г. Бельтов в своём полемическом увлечении зашёл слишком далеко». Но это неверно, и сам г. Михайловский
« »321
Знает, что это неверно; если же он жалобно взывает к читателю, то единственно по той причине, по которой плавтовский Транион говорил себе: «Pergam turbare porro: ita haec res postulat» («Буду продолжать бесчинствовать и дальше: так требует это дело». — Ред.).
Что, собственно, сказал г. Бельтов? Он сказал: «Если разгадки всего исторического общественного движения надо искать в природе человека и если, как справедливо заметил ещё Сен-Симон, общество состоит из индивидуумов, то природа индивидуума и должна дать ключ к объяснению истории. Природу индивидуума изучает физиология в обширном смысле этого слова, т. е. наука, охватывающая также и психические явления. Вот почему физиология уже в глазах Сен-Симона и его учеников являлась основой социологии, которую они называли социальной физикой. В изданных ещё при жизни Сен-Симона и при его деятельнейшем участии «Opinions philosophiques, littéraires et industrielles» («Философские, литературные и экономические взгляды». — Ред.) напечатана чрезвычайно интересная, к сожалению неоконченная, статья анонимного доктора медицины, под заглавием: «De la physiologie appliquée à l'amélioration des institutions sociales» («О физиологии в применении к улучшению общественных учреждений»). Автор рассматривает науку об обществе как составную часть «общей физиологии», которая, обогатившись наблюдениями и опытами специальной физиологии над индивидуумами, предаётся соображениям «высшего порядка». Индивидуумы являются для неё лишь «органами общественного тела», функции которых она изучает, «подобно тому как специальная физиология изучает функции индивидуумов». Общая физиология изучает (автор говорит: выражает) законы общественного существования, с которыми и должны сообразоваться писаные законы. Впоследствии буржуазные социологи, например, Спенсер, пользовались учением об общественном организме для самых консервативных выводов. Но цитируемый нами доктор медицины — прежде всего реформатор. Он изучает общественное тело в видах общественного переустройства, так как только социальная физиология и тесно связанная
« »322