Религиозная, научная и философская картина мира.

Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности, и естественнонаучную картину мира. Последняя — в зависимости от предмета познания — может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.

В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная (и прежде всего физическая) картина мира строилась сначала (с 17в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом (с начала XX в.) — квантовой механики и теории относительности, а сегодня — на основе синергетики. Основной элемент любой религиозной картины мира — образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный товарный характер, так как вторична, есть результат, проекция другой — настоящей, истинной реальности — Бога или богов. Тем самым религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Они-то и определяют жизнь людей во всей полноте ее бытия. Таким образом, специфической чертой религиозной картины мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причем первая считается зависимой от последней. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемого как единственно подлинное, становится целью человеческого существования. В зависимости от содержания вероучений можно говорить о картинах мира конкретных религий: буддийской, иудейской, мусульманской, христианской и др.Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отношение может пониматься материалистически или идеалистически, диалектически

или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в философии рассматривается во всем многообразии его аспектов — онтологическом(наука о бытие), гносеологическом(теория познания самого себя), методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно поэтому философские картины мира так множественны и не похожи одна на другую. В истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, но всегда отличались от них. Так, в пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения частных наук становятся предметом анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания (а не только в научных), создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и познания. Философия существенно отличается от любой частной науки, прежде всего тем, что она является мировоззрением. Это означает, что философская картина мира включает в себя не только учение о сущности и всеобщих законах развития действительности, но и нравственные, эстетические и иные идеи и убеждения людей. В философской картине мира рассматривается вопрос о природе и сущности мира и о том, как мир устроен. В решении сформировались две основные концепции: материализм и идеализм, существовал еще дуализм,кот. признавал два равноценных начала: материальное и духовное. В объективном идеализме основанием признается духовное начало – абсолютная идея, абсолютный дух. В субъективном -сознание субъекта. В материализме предельным основанием бытия признается материя. Первоначалом Фалес считал воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр –апейрон, Демокрит – атом. Были мыслители, которые первоначалом всего сущего считали четыре стихии: вода, воздух, огонь и земля. Существует множество форм движения материи, наиболее общие: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Встал вопрос о том, что является первичным - материальное или идеальное, материя или сознание. И если с точки зрения идеализма материальное есть порождение, результат воплощения идеального, то в материализме идеальное сознание выступает только как свойство материи, причем не всякой материи, а высокоорганизованной – человеческого мозга. Это взаимодействие материализма и идеализма характеризует всю историю развития философской мысли.

№16

Философия марксизма.

Марксизм возник в Германии в 40-х годах 19ст. Представляет собой целостную мировоззренческую систему. Марксизм связывается с деятельностью Маркса и Энгельса, развитие получает в работах Ленина, их учеников и последователей.

При своем возникновении связывался с выражением интересов рабочего класса и являлся основой его мировоззрения, методологией познания и преобразования мира на основе коммунизма. Марксистская философия характеризуется как научное мировоззрение, отвергающее религиозный взгляд на мир, признающее материалистическое решение основного вопроса философии, считающее сущностью человека совокупность всех общественных отношений, а практику – основой познания. Идейным источником философии марксизма явились: 1) успех немецкой философии и, прежде всего диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Органически объединив эти учения, Маркс и Энгельс пытались создать новый метод научного познания и преобразования действительности - материалистическую диалектику. 2) Английская политэкономия в лице Адама Смита и Давида Риккардо, которые создали учение о трудовой стоимости. Опираясь на эту теорию, Маркс разработал учение о прибавочной стоимости (основная доля капиталистической прибыли возникает за счет сверх эксплуатации живого человеческого труда). 3) произведения социалистов-утопистов, которые провозгласили идею неизбежной победы справедливого общественного строя социализма (Томас Мор, Томаззо Компанелла). Опираясь на эти три источника, марксизм создает свое философское учение, основные идеи изложены в «Капитале». Маркс и Энгельс разработали диалектический материализм, предметом которого является изучение общих законов природы, общества, мышления. Наиболее общими законами материалистической диалектики являются закон единства и борьбы противоположностей, превращения количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. Маркс и Энгельс разработали диалектико- материалистическую теорию познания, согласно которой первичным является несотворенное материальное бытие, а мир познаваем. Познание – это переход от одной относительной истины к другой, более совершенной, но не окончательной. Критерием истины является общественно- историческая практика. История в марксизме трактуется как естественно исторический процесс смены общественно-

экономических формаций(строй), как определенных, качественно различных ступеней развития общества. Формации различаются способом производства материальных благ. Общества, основанные на господстве частной собственности, испытывают антагонизмы(соперничество), связанные с классовой борьбой, что в конечном итоге должно завершиться уничтожением частной собственности и построением бесклассового общества, т.е. коммунизма. Способ производства – одно из ключевых понятий марксистской концепции, понимаемое как единство производительных сил и производственных отношений в процессе создания материальных благ. Он представляет основу общественно-экономической формации(строй) и обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Динамика способа производства усматривается в том, что производительные силы на определенном этапе развития общества перерастают рамки производственных отношений, что приводит к социальной революции и переходу к более высокой общественно-экономической формации. Это коренной переворот в социально- экономической структуре общества, сопровождающийся внезапным, насильственным изменением существующего политического строя. В теории марксизма революция рассматривается как локомотив истории, закономерный и необходимый результат классовой борьбы в антагонистических формациях. Революция понимается как переход политической власти в руки передового класса, который обеспечивает резкое ускорение общественного прогресса, открывая новые перспективы для развития производительных сил и социальных преобразований. Противоположный процесс – контрреволюция, носителями которой являются реакционные классы и группы общества. Наиболее яркими последователями марксизма были Ленин и Плеханов. Впоследствии была допущена идеологизация философии марксизма-ленинизма, ослабление ее мировоззренческой и методологической функции, утрачена критическая функция. В настоящее время обозначилась тенденция отрицания философии марксизма, его позитивных начал. Главными произведениями основателей марксизма являются: «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса; «Капитал» К. Маркса; «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» К. Маркса; «Диалектика природы» Ф. Энгельса; «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса.

№17

Наши рекомендации