Тема 2. философия древнего мира. античная философия. философия средневековья и эпохи возрождения
( 6 часов)
Вопросы
1. Характеристика, идеи и школы древневосточной философии.
2. Особенности античной философии. Поиск первоначала. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия (Демокрит и Платон).
3. Философское учение Аристотеля.
4. Этические воззрения. Стоики, эпикурейцы, скептики.
Литература
1. Антология мировой философии. – М., 1969. т. 1.
2. Асмус В.Ф. Платон. – М., 1975.
3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.
4. Абрамов М.А. Каким был Сократ. – М., 1998.
5. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М., 2000.
6. Зубов В.И. Аристотель: Человек. Наука. Судьба. – М., 2000.
7. Кессиди Ф.Х. Сократ. – М., 1988.
8. Лукьянов Д.Е. Становление философии на Востоке (Древние Китай и Индия). – М., 1992.
9. Мамардашвили М.: Лекции по античной философии. – М., 1998.
10. Таранов П. Звезды мировой философии. – М., 1999.
11. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – М., 2000.
12. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство Юрайт, 2014.
Источники
1. Аристотель. Соч. в 4-х т. – М., 1978-1984.
2. Платон. Соч. в 4-х т. – М., 1990-1995.
Темы докладов и рефератов
1. Милетская философская школа.
2. Элеаты. Учение о бытии.
3. Философия древней Индии (буддизм, йога, локаята).
4. Вечный путь: китайская философия.
5. Конфуцианство: основные понятия.
6. Этапы развития античной философии.
7. Наивный материализм и диалектика Гераклита.
8. Философия киников.
9. Логика Аристотеля.
Методические рекомендации и комментарии
В вопросе 1 следует обратить внимание на то, что специфика обществ Востока определяется азиатским способом производства, «восточной общиной». Выработанные веками корпоративные связи были закреплены традицией и освящены религией. Философия ветвится, разрастается («сто школ» - Китай), но качественного роста не происходит. Делается ставка на стабильность, сохранение норм и догм.
Древнейшими философскими учениями в Китае явились:
даосизм, конфуцианство, легизм.
Для китайского видения мира характерно:
- восприятие своей страны как центра мироздания;
- понимание истории как циклического процесса;
- консерватизм сознания, обращенность в прошлое;
- осознание силы стихий и беспомощности отдельного человека;
- ответственное отношение к преобразованию природы;
- восприятие человека, космоса, природы как единого целого;
- конформизм, предпочтение покоя и недеяния;
- почитание старших, предков, духов.
Конфуцианстворассматривает человека как участника социальной жизни. Основоположник философского течения – Конфуций (VI – V в. до н.э). Основное произведение - “Беседы и суждения”.
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
Как необходимо управлять людьми?
Как вести себя в обществе?
Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
- жить в обществе и для общества;
- слушать старших по возрасту и званию;
- сдерживать себя, быть человечным;
- уступать друг другу.
Конфуцианское «золотое правило» поведения людей гласит: «не делай другим того, чего не желаешь себе».
Даосизм– философское учение древнего Китая, которое пытается объяснить основы мироздания и найти путь, которым должны следовать человек, природа и космос.
Основатель даосизма – Лао Цзы (к. VI – V в. до н.э.), главный философский трактат - «Даодецзин». Основное понятие даосизма – Дао и Дэ. Дао – «вечный путь», который в своем развитии должен пройти «человек и природа», универсальный мировой закон. Дэ – благодать, энергия.
Основные идеи даосизма:
- все в мире взаимосвязано;
- мировой порядок, ход истории незыблем и не зависим от воли человека;
- главный принцип жизни человека – покой и недеяние (У – вей);
- путь к счастью – освобождение от желаний и страстей.
Философия древней Индии. Древнейший памятник Индийской культуры – Веды (знания) – религиозно-философские трактаты (XV-XI в. до н.э.).
В древнеиндийской философии выделяют 2 направления: ортодоксальное (признающее авторитет Вед) – йога, веданта, ньяя, вайшешика, санкхья и неортодоксальное (оппозиционное Ведам) - буддизм, джайнизм, локаята.
Основные понятия индийской философии:
Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души.
Карма – предопределенность человеческой жизни, закон воздаяния.
Мокша – высшее нравственное совершенство, прекращение эволюции души (кармы).
Ахимса – непричинение вреда живому, единство всех форм жизни.
В вопросе 2 важно понять особенности античной философии, ее этапы и специфику.
Древнегреческая философия в своем развитии прошла 4 основных этапа:
- досократический – VII – V в. до н.э.;
- классический (сократический) – V - IV в. до н.э.;
- эллинистический – к. IV – II в. до н.э.;
- римский – I в. до н.э. – V в н.э..
К досократическому этапу относятся философские направления:
- милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);
- Гераклит Эфесский;
- элеаты;
- Демокрит, Левкипп (атомисты).
Для философов I этапа характерно объяснение явлений природы и космоса, поиск первоначала.
Классический период:
- философия софистов;
- философия Сократа;
- философия Платона (мир идей и мир вещей);
- философия Аристотеля.
Для философов 2-го этапа характерно: интерес к проблеме человека, развитие логики, развитие спора между материализмом и идеализмом (линия Демокрита и линия Платона).
Для эллинистического периода характерно:
- зарождение стоического направления;
- распространение учения киников;
- развитие эпикурейства.
В вопросе 3 раскрывается классическая философия Аристотеля, выясняется проблема материи, проблема души человека, дается классификация Аристотелем форм государства. Особое внимание следует обратить на критику Аристотелем учения Платона об «эйдосах» (чистых идеях); разработку основ формальной логики.
В вопросе 4 необходимо проанализировать содержание философии эллинизма (стоики, скептики, эпикурейцы) как результата кризиса античного мира, культуры и ценностей классического периода.
Основные понятия
- Веды | - Архе |
- Сансара | - Атом (по Демокриту) |
- Карма | - Эйдос |
- Мокша | - «Два мира» Платона |
- Ахимса | - Демиург |
- Дао | - Трансцендентный |
- Конфуцианство | - Архе по: |
- Йога | - Фалесу |
- Будда | - Анаксимандру |
- Атман | - Анаксимену |
- Маевтика | |
- Апория | |
- Софизм |
Вопросы для повторения и дискуссии
1. Каковы различия западного и восточного стиля мышления, философствования?
2. Каковы основные идеи конфуцианства? Могут ли они быть применимы в XXI в.?
3. Какие идеи составляют сущность древнеиндийской философии?
4. Почему боевые искусства Востока имеют философскую составляющую?
5. Что такое греческое «архе» и как решали проблему бытия ранние школы античной философии?
6. В чем суть метода Сократа (маевтика)?
7. Почему Платон для характеристики своих воззрений (мир идей – мир вещей) избрал «образ пещеры»?
8. В чем основной вклад Аристотеля в развитие философии и науки?
9. Какие варианты жизненных позиций предложили философы Античности?
Вопросы
1. Общие понятия и основные черты средневековой теологической философии.
2. Спор о природе общих понятия (универсалий).
3. Проблема Бога, мира и человека у Аврелия Августина. Метафизическая теория Фомы Аквинского.
4. Философия эпохи Возрождения: натурфилософия, социально-политические теории.
Литература
1. Виндельбанд В. История новой философии. Т.1. От Возрождения до Просвещения. – М., 2000.
2. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.
3. Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.
4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.
5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 2001.
6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
7. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство Юрайт, 2014.
Источники
1. Августин А. Исповедь. – М.,1991.
2. Кампанелла Т. Город Солнца. – М., 1954.
3. Макиавелли Н. Государь. – М., 2001.
4. Мор Т. Утопия. – М., 1978.
5. Кузанский Н. Сочинения в 2-х т. – М., 1980.
6. Роттердамский Э. Философские произведения. – М., 1987.
Темы докладов и рефератов
1. Влияние философских и нравственных идей Библии на развитие духовности.
2. Патристика. Понятие христианского Бога.
3. Проблема универсалий в схоластике.
4. Социально-политические и протестантские концепции эпохи Возрождения, Реформации.
5. Европейское Возрождение как историческая эпоха.
Методические рекомендации и комментарии
В вопросе 1 содержатся указания на специфику средневековой философии, как теологической по сути своей. Бог рассматривается как сверхприродная, сверхразумная сущность, раскрываемая в онтологическом, гносеологическом и аксиологическом аспектах: Бог как творец мира, как высшая цель познания и высшая ценность.
Для средневековой философии характерно:
- теоцентризм (центр мироздания, причина сущего – Бог);
- креационизм (идея сотворения мира);
- догмат откровения (Бог открывает человеку истину);
- принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения.
В вопросе 2 необходимо исследовать суть спора между реалистами и номиналистами о природе, смысле общих понятий (универсалий).
В средневековой философии выделяются 2 противоположных направления: реализм и номинализм.
Реалисты: универсалии – суть реальность, т.е. подлинно существующими являются не сами вещи, а общие понятия (по смыслу учение близко к Платоновским «чистым идеям»). Представители: Ансельм Кентерберийский.
Номиналисты:реально существуют отдельные, конкретные вещи, а универсалии – их имена (nomina – имя). По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, считавшему реально существующими – индивидуумы, материальные вещи. Представители: Пьер Абеляр, Росцелин.
В вопросе 3 обратите внимание на идею Аврелия Августина (IV в.) о борьбе двух царств: Земного и Божественного, а также роли церкви в объединении мира. Особое место в философии Августина занимают размышления о Боге, о добре и зле, о развитии исторического процесса. Основные произведения: «Исповедь», «О граде Божьем».
Фома Аквинский (13 в.) – систематизатор схоластики, крупный теолог, автор томизма – одного из господствующих идейных направлений католической церкви. Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма философии». Фома Аквинский выдвигает 5 доказательств существования Бога, закрепляет разделение эссенции (сущности) и экзистенции (существования), доказывает преимущество идеализма над материализмом (господство идеи над теорией, а, следовательно, Бога над миром).
Вопрос 4 следует раскрывать, опираясь на работы Н. Кузанского, Г. Галилея, идеи Н. Коперника и Ньютона (натурфилософия). Социально-полити-ческие теории раскрыты в работах Т. Мора, Т. Кампанеллы, Н. Макиавелли.
К чертам философии эпохи Возрождения относятся:
- антропоцентризм и гуманизм;
- научно-материалистическое понимание окружающего мира;
- интерес к социальным проблемам; торжество индивидуализма, распространение идеи социального равенства.
Основные понятия
- Схоластика | - Гуманизм |
- Креационизм | - социальные утопии |
- антропоцентризм | - универсалии |
- экзистенция | |
- эссенция. |
Вопросы для повторения и дискуссии
1. Каковы особенности схоластического философствования?
2. Дискуссия об общем и единичном – каков результат?
3. Св. Августин и его решение проблемы добра и зла – насколько современно и актуально?
4. Ваши контраргументы Фоме Аквинскому (5 доказательств существования Бога).
5. Каково понимание мира и человека в философии эпохи Возрождения?