Проблема человека в философии. Антропосоциогенез. Биологическое и социальное в человеке
Размышление о том, что такое человек, кем он является и куда идет, было, основным для философии на протяжении тысячелетий ее развития. Любовь к мудрости, прежде всего, предполагала уяснение отношения человека к миру вокруг него и к самому себе. В человеке усматривали все богатство Космоса и сравнивали с червем и «больным» животным; искали образ и подобие Бога и втаптывали в прах земной; считали его жизнь величайшей ценностью и ничтожной.
Диапазон размышлений всегда был максимальным и в то же время философы испытывали постоянную неудовлетворенность решением этого «вечного вопроса», что порождало настроения скепсиса.
Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, изучив и даже покорив природу, познав в какой-то мере основные законы развития общества, человек чувствует себя неуверенно и жизнь его часто полна трагизма? Ответить на эти вопросы непросто, и первое, что нужно уяснить, — это парадоксальность ситуации познания человеком самого себя. Чтобы что-то изучать, надо как бы отойти в сторону, посмотреть на предмет исследования объективно, исключив субъективные чувства и эмоции. Так поступают естественные науки (физика, химия, биология).
Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и др. Имеете с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Оно является центральным для философской антропологии, т. е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека
Проблемой человека занимается раздел фил. – философская антропология. Для нее характерно признание человека уникальным существом, особым родом сущего. Человек отличается от всего, что есть в природе. Человек – сложная система, которая в свою очередь является элементом более сложных систем – биологической и социальной. Это обусловлено тем, что человек имеет двойственную природу – он биосоциальное существо. Исторический процесс формирования человека как биосоциального существа составляет содержание проблемы антропогенеза.
Как существо природное человек родственен др. биологическим видам. У животных приобретаемый поколениями опыт кодируется в виде видовой генетической программы и передается по наследству через структуры ДНК. Инстинкт – сложный наследственный алгоритм поведения, приспособленный к определенным внешним условиям. Для животных инстинкты обеспечивают выживание и жизнедеятельность.
Человек отличается от животных отсутствием инстинктивных программ действия. Его генетическая программа определяет его физический облик, анатомию организма и базовые биологические потребности. Как животное человек биологически ущербен, т. е. не пригоден к жизни в естественных условиях. Для выживания человеку необходима искусственная среда. У человека самый длительный период взросления. Основные различия между человеком и животным – культура – особая искусственная среда, которая надстраивается над природой и в которой человек единственно может существовать.
Процесс усвоения человеком культуры наз. социализаций, в ходе которой человек усваивает разнообразные программы поведения. Социализация происходит в процессе контактов с др. людьми, где и формируются необходимые качества, характеризующие человека как социальное существо. Т. о. человек сочетает в себе природное врожденное начало и социальное, приобретенное в опыте. Человек выступает как любой живой организм с одной стороны, с другой – обладает социальной сущностью, является существом открытым, т. е способным к развитию и саморазвитию. Биологическое начало включает в себя тело, пол, возраст, а также психику. Социальное начало – это целеполагание, знание, умение, деятельность, мировоззрение. Важным фактором формирования социального в человеке является членораздельная речь.