Сформулируйте по 5 вопросов к каждому фильму

Семинарское занятие 07.10.2016, 11.10.2016

Античная философия классического периода

Основные понятия: Гносеология, диалектика, идеализм, космоцентризм, материализм, логос, теоцентризм, натурфилософия, первоначало, апейрон, архэ, софист, эйдос, полис, эллинизм, философская школа, единство и многообразие мира, осевое время, мир идей, мир вещей.

Общие вопросы:

1. Особенности древнегреческой философии классического периода.

2. Философия Сократа.

3. Философия Платона: «Мир идей» и «Мир вещей»; учение о душе и познании, теория анамнезиса; модель идеального государства.

4. В чем состоит сущность теории познания и диалектического метода Платона?

5. По мнению К. Поппера, философия Платона вредна для демократического общества. Справедливо ли это мнение? (Обоснуйте свой ответ).

6. Философия Аристотеля: учение о материи и форме, логика и гносеология, этика и политика.

7. В чем суть расхождений Платона и Аристотеля?

При подготовке и в процессе ответа использовать логоидеограммы В.Я. Кисиля(см. Кисиль В.Я. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (логоидеограммы, концепты, вопросы), материалы файла «Платон. Аристотель. Антология».

Работа с первоисточниками:

В помощь – Лосев А.Ф. «Комментарии к диалогам Платона».

Читать и анализировать: Платон Диалог «Апология Сократа».

1. Какие два рода обвинителей выделяет Сократ и какие критические замечания он высказывает в адрес каждого из них?

2. Какую характеристику Сократ дает самому себе? Почему он не считает возможным для себя занятие общественной деятельностью?

3. Благодаря чему Сократ, по его словам, получает известность?

4. Какое наказание Сократ предлагает для себя и как он это обосновывает?

5. Почему смерть для Сократа не зло?

6. Прокомментируйте высказывание Сократа в адрес афинян «Будьте уверены, что если вы меня такого, как я есть, убьете, то вы больше повредите себе, нежели мне»?

7. Какова, на ваш взгляд, основная идея «Апологии Сократа».

Читать и анализировать: Платон. Диалог «Менон».

1. Почему Сократа не устраивают определения добродетели, которые ему предлагает Менон?

2. Как Сократ разрешает затруднение, на которое указывает Менон: «… каким же образом ты будешь искать вещь, не зная даже, что это такое?... Или если ты в лучшем случае даже натолкнешься на нее, откуда ты узнаешь, что она именно то, чего ты не знал?»

3. Какие доводы Сократ приводит в пользу того, что добродетели нельзя научиться? Согласны ли вы с этим рассуждением?

4. Как вы понимаете различие между «правильным мнением» и знанием»?

5. Удалось ли в итоге Сократу и Менону найти определение добродетели?

6. Каким образом, согласно рассуждениям Сократа, добродетель дается человеку?

7. Какова роль разума в реализации стремлений души (щедрости, мужества, рассудительности, понятливости)? Какова польза разума?

8. В чем суть теории анамнезиса? Как она обосновывается автором?

Смотреть фильмы по диалогу Платона «Пир», по работе «Государство»

Сформулируйте по 5 вопросов к каждому фильму.

Сообщения:

Сократ – точка бифуркации античной философии.

А.Ф. Лосев о философии Платона.

Сравнительная характеристика онтологических учений Платона и Аристотеля.

Работы Аристотеля как начало современной западной системы знаний.

Письменное задание (всем, на оценку, сдается преподавателю).

Составить сравнительную характеристику учений Платона и Аристотеля о человеке и обществе по следующей схеме:

− Сущность природы человека, его познавательная активность.

− Государство и его формы.

− Граждане государства и их социальные функции. Категории населения.

− Система управления государством.

− Система воспитания и образования.

Литература:

Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976, 2001.

Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1989.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / авт. колл.: Фролов И.Т. и др.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2003. с. 46-55.

Кисиль В.Я. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (логоидеограммы, концепты, вопросы).

Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб, 1996.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

Аристотель. Никомахова этика. Поэтика. //Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т.4. М.: Мысль, 1984. с.63-68,191-197, 645-660.

Аристотель. О душе. – //Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т.1.М.: Мысль,1976. с. 371-375,394-399.

Платон. Государство. //Платон. Сочинения в 3-х тт.Т.3. М.: Мысль,1971. с.224-242.

Платон. Менон //Платон. Соч. в 3-х тт. Т.2. М.: Мысль,1970.

Волков Г. У колыбели науки. – М., 1971.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2-е изд., испр. – М.: Издательство "Мысль", 1986.

Рассел Б. История западной философии (Любое издание)

Сократ. Платон. Аристотель (Серия ЖЗЛ)

Чанышев А. Н. Аристотель. — 2-е изд., доп. — М.: Мысль, 1987.

Ямвлих Халкидский. Фрагменты из комментариев

Наши рекомендации