Мыслит ли "электронный мозг"?
В последние годы в связи с бурным прогрессом ин-
форматики и компьютерной техники возникли новые ас-
пекты понимания сознания. Для сложных динамических
систем, которые изучает кибернетика, характерной явля-
ется способность получать, хранить, перерабатывать ин-
формацию и на этой основе осуществлять управление.
Развитие кибернетики открыло возможность соз-
давать электронно-вычислительные машины, способные
осуществлять "мыслительные" операции. Современные
ЭВМ могут использоваться для обработки практической
информации, решения логических задач, управления тех-
нологическими процессами, постановки клинических ди-
агнозов и других операций. При этом они обладают опре-
деленными преимуществами перед человеком в скорости
вычислительных операций, отсутствии утомляемости, спо-
собности сохранять в памяти огромный запас информа-
ции и т.д. Ежегодно появляются десятки новых моделей
машин и процессоров искусственного интеллекта, в том
числе нейроподобного типа. Нейрокомпьютеры применя-
ются при распознавании образов, восприятии человеческой
речи, рукописного текста и т.д.
Назревающая новая революция, связанная с качест-
венным совершенствованием ЭВМ, будет иметь глобаль-
ный характер и затронет человеческую культуру в целом.
И связано это с появлением интеллектуальных систем,
способных решать творческие, в том числе изобретатель-
ские, задачи, задачи на уровне специалиста - человека.
Успехи, достигнутые с помощью ЭВМ, породили в
недавнем прошлом дискуссию "Мыслит ли машина?".
Сопоставление "электронного мозга" с человеческим при-
вело к выявлению тождества и различия в их функцио-
нировании.
В чем сходство и различие мозга и кибернетических
устройств?
Общим для мозга и моделирующих его работу уст-
ройств являются их материальность, закономерный харак-
тер процесса переработки информации. Однако в маши-
нах дело ограничивается информационным логическим
процессом, который протекает в форме физико-хими-
ческих процессов. В мышлении же человека информаци-
онный процесс связан не только с такими процессами в
нейронах мозга, но и со специфическими нейрофизио-
логическими процессами.
Важную роль на уровне мышления играет эмоцио-
нальная сторона, которая может ускорять или замедлять
процессы обработки информации. В процессе мышления
люди оперируют и образами, и понятиями, хотя только
понятийное мышление представляет собой четко выра-
женный логический процесс; образное же мышление по-
рождает фантазию, ассоциации, интуицию, которые под-
вергаются контролю мышления.
Преобразование информации осуществляется в
машине по специальной программе, в то время как
мышление человека не имеет ясно выраженного кодиро-
вания и программирования. Образно говоря, человек как
бы пользуется готовыми материальными формами мыш-
ления, которые представляют собой способы кодирования
и декодирования, программирования нейрофизиологи-
ческих процессов мозга. Он не осознает материальной
"технологии" переработки информации, материальных ко-
дов и программ, физических и химических процессов,
протекающих в мозгу.
На уровне сознательной обработки информации в
логических процессах используются общественная прак-
тика, опыт, эмоциональные моменты, которые преобра-
зуют логику мышления.
Существенное отличие мышления от логических
процессов в кибернетических машинах определяется ха-
рактером запоминания исходных, промежуточных и ко-
нечных результатов, без чего невозможен никакой логи-
ческий процесс обработки информации. Хотя мышление
человека и функционирование машины имеют сходство (в
первом и втором случаях имеется налицо запоминание),
однако в машинах "память" осуществляется в виде следов
магнитного поля, зарядов, механических изменений на
перфокарте. Эта "память" статическая, при которой про-
исходит фиксирование того или иного результата раз и на
все время в одном состоянии.
Память человека носит динамический характер, так
как существует не в виде статических отпечатков, а в ви-
де сложных процессов, постоянно протекающих в мозгу
человека. Можно было бы указать и еще некоторые раз-
личия между деятельностью мышления и функциониро-
ванием компьютера. Но самое существенное здесь в том,
что логика, информация, знания - хотя и являются важ-
нейшими компонентами сознания - ни в коей мере не
исчерпывают всего его содержания. Искусственный ин-
теллект, реализуемый на ЭВМ, есть модель чистого, логи-
чески структурированного рассудочного мышления. Это
процесс, очищенный как от бессознательного (интуиции,
эмоций и др.), так и от собственно социальных характе-
ристик сознания (воли, чувств, разума, морали, ценно-
стей, самосознания, идеалов и т.п.). Биопсихосоциальное
по своей природе сознание человека функционирует в
единстве его познавательных, ценностных, волевых и
коммуникативных параметров.
Тем самым реальная проблема заключается не в
том, чтобы выдвигать все новые и новые аргументы не-
способности компьютера к "мышлению", а в совершенно
другом. ЭВМ не является носителем сознания. Компью-
тер лишь современное средство, резко повышающее
"разрешающую силу" человеческого мозга. Ныне прогресс
знания обеспечивается функционированием единого ком-
плекса "человек-компьютер", сотрудничеством, а не со-
перничеством между людьми и машинами. ЭВМ - орудие,
но не самодеятельный субъект познания и социального
действия.