Закон отрицания отрицания.
При изучении закона взаимного перехода количественных и качественных изменений необходимо уяснить себе его специфику, которая заключается в том, что он характеризует внутренний «механизм» движения и развития вещей, показывает, с чего начинаются их изменения и чем они рано или поздно заканчиваются. Другими словами, данный закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому. Содержание и сущность закона взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывается через анализ взаимосвязи его основных категорий: «качество», «количество», «мера».
Каждый предмет, каждая вещь представляет собой органическое единство различных элементов, их взаимосвязей и взаимодействий, на основе которых возникают ее свойства, черты, особенности. Это органическое единство элементов, взаимосвязей, взаимодействий, черт, особенностей вещи, которое делает вещь именно такой, какова она есть и одновременно отличной от всех других вещей, называется определенностью или качеством вещи.
Все элементы, свойства, стороны вещи обладают, в свою очередь, своей определенностью, своим качеством. Как соотносится качество вещи с качествами составляющих ее элементов, сторон, свойств? В связи с этим Ф. Энгельс в «Диалектике природы» отмечал, что «существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами». Качество вещи представляет собой интегральную характеристику качеств составляющих ее элементов.
Наряду с качеством предметы и явления действительности обладают и количественной характеристикой, проще говоря, количеством. Что же следует понимать под содержанием данной категории?
Вещь, благодаря своему качеству, т. е. органическому единству составляющих ее элементов, связей, взаимодействий и т. д., существует как целое, состоящее из отдельных частей, как целое, противостоящее другим целым, как одна вещь, противостоящая многим вещам. Часть и целое, одно и многое суть первые определения количества. Количество—это граница качества данной вещи, за пределами которой существуют другие качества, имеющие свои границы.
Иногда под границей понимают пространственно-временное разделение каких-то вещей. Действительно, от пространства и времени мы отвлечься не можем, так как они—всеобщие формы бытия материи. Кроме пространственно-временных характеристик в понятие границы в философии включаются признаки качественной взаимосвязи и качественной отделенности вещей друг от друга. Граница не только разделяет, но и соединяет.
Как граница качества данной вещи количество неотделимо от качества. Действительно, определенное качество данной вещи представляет собой синтез, интеграцию качеств составляющих ее элементов, их связей и т. д., которые имеют свои собственные границы, поэтому граница качества данной вещи, в свою очередь, представляет собой синтез, интеграцию отдельных границ этих же элементов, связей, взаимодействий. Отделить границу качества от самого качества невозможно, поэтому количество всегда есть количество определенного качества, а качество есть качество определенного количества.
Органическое единство качества и количества, предел, в рамках которого предметы и явления остаются самими собой, не изменяя своего качества, называется мерой.В этом органическом единстве качества и количества ведущее место принадлежит качеству как стороне более устойчивой, сохраняющейся в вещах и явлениях действительности. Мера—это такое соотношение качества и количества, при котором количественные изменения не приводят к качественным.Приведем пример, который в свое время приводил еще Гегель. Для жидкого состояния воды при нормальном давлении ее мерой является температура от 0 до +100°С. Количественное изменение температуры в этих пределах не приводит к изменению ее качественного состояния. Но стоит выйти за эти рамки в ту или иную сторону, как вода меняет свое качественное состояние, в одном случае она переходит в твердое состояние (лед), в другом случае в жидкое (пар). Нарушение меры означает качественное изменение предметов и явлений.
Границы качеств тех элементов, которые составляют вещь, подвижны, релятивны, так как эти элементы постоянно взаимодействуют друг с другом. Количественные изменения, происходящие в вещи до определенного предела, не нарушают органического единства ее элементов, связей, свойств, т. е. не нарушают ее качественной определенности, но рано или поздно величина их возрастает до такой степени, что это органическое единство нарушается, и вещь переходит в новое качественное состояние. Новое качественное состояние вещи предполагает и новые количественные градации, новую меру, нарушение которой, в свою очередь, приводит к другому качественному состоянию. Количественные изменения вещи переходят в изменения ее качества, а качественные изменения переходят в количественные изменения. В этом заключается сущность закона взаимного перехода качественных и количественных изменений.
Процесс развития осуществляется в двух основных формах: в виде количественных и в виде качественных изменений вещи.Он представляет собой единство непрерывности (количественные изменения) и прерывности (качественные изменения). Перерыв непрерывности знаменует собой скачок, т. е. переход от старого качества к новому. Новое качество, в свою очередь, создает условия для дальнейших количественных изменений, для нового определенного этапа постепенного изменения и развития, который в конечном итоге вновь прерывается, происходит очередной скачок, появляется новое качество.
Говоря о скачке как всеобщей форме перехода от одного качества к другому, необходимо помнить, что по своему характеру скачки бывают разные. Специфика скачка определяется особенностями развивающегося предмета или явления, а также условиями его существования и развития. Именно эти два фактора, прежде всего, определяют природу скачка.
Из всего многообразия скачков, которые имеют место в природе и в обществе, можно выделить два основных вида скачков: 1) скачки, в ходе которых сравнительно быстро и резко происходит превращение одного качества в другое; 2) скачки, которые представляют собой форму постепенного качественного перехода, когда предметы и явления изменяются не сразу и не целиком, а отдельными своими сторонами, путем постоянного накопления качественных и количественных изменений. В связи со второй формой скачков Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» писал: «При всей постепенности, переход от одной формы движения к другой всегда остается скачком, решающим поворотом».
Примером первого вида скачков могут служить переходы, качественные превращения элементарных частиц, химических элементов, освобождение атомной энергии в виде атомных взрывов и т. д. Примером второго вида скачков является трансформация древнерусского языка в современные русский, украинский и белорусский языки.
История свидетельствует о том, что и в общественном развитии имеют местоте виды скачков, которые мы с вами выделили. Социальные революции, как мы знаем, в корне преобразуют отжившие общественные порядки, сравнительно быстро и резко меняют систему общественных отношений (первый вид скачка). Бурная эпоха революционного развития сменяется фазой эволюционного развития, в которой переход от одного качественного состояния к другому оказывается формой постепенного перехода (второй вид скачка). Накопление количественных изменений в период эволюции приводит общество к новому качественному состоянию, переход к которому опять совершается в виде скачка, в виде социальной революции.
Какую бы область действительности мы ни рассматривали, будь то природные, социальные явления или явления мышления,—всюду развитие осуществляется путем взаимного перехода качественных и количественных изменений. Но каковы источники, причины развития?
На этот вопрос отвечает закон единства и борьбы противоположностей. При изучении данного закона следует обратить особое внимание на то, что В. И. Ленин называет его сутью, ядром диалектики.
Каждая вещь, каждое явление представляют собой внутренне противоречивое образование—единство взаимно предполагающих (одно не может существовать без другого) и взаимно отрицающих сторон, свойств, тенденций. Например, положительно и отрицательно заряженное электричество, северный и южный полюс у магнита, процессы притяжения и отталкивания в природе, ассимиляция и диссимиляция в живых организмах и т. д. Единство взаимоисключающих и взаимопредполагающих друг друга сторон, свойств и тенденций в вещах и явлениях называется противоположностью. Взаимопредполагающие и взаимоотрицающие друг друга стороны, свойства, тенденции, образующие противоположность, называются противоположными или просто противоположностями. Взаимное исключение, взаимное отрицание предполагающих друг друга сторон, свойств, тенденций называется противоречием.
Взаимодействие, столкновение противоположностей, в процессе которого происходит их взаимное отрицание, называется развитием противоречия или борьбой противоположностей. Эта борьба выступает источником, причиной движения, изменения, развития вещей и явлений действительности. «Развитие, — отмечал В. И. Ленин, —есть«борьба» противоположностей».
В литературе, посвященной проблемам закона единства и борьбы противоположностей, наряду с понятием «противоположность» употребляются категории «тождество» и «различие». С помощью этих категорий, а также категории «противоположность» раскрываются ступени развития противоречия, изменяющегося вместе с изменением вещей и явлений.
В процессе взаимодействия вещей друг с другом каждая вещь относится определенным образом к другим вещам и к самой себе (за счет внутреннего взаимодействия составляющих ее элементов, сторон, свойств и т. д.). Отношение вещи к самой себе называется тождеством. Отношение тождества выражает равенство, одинаковость, совпадение сторон, свойств, тенденций вещей и явлений. Оно также может выражать равенство, одинаковость нескольких вещей и явлений, составляющих целостное образование. Вследствие взаимодействия данной вещи с другими вещами в ней постоянно возникают изменения, отличающие эту вещь от ее прежнего состояния, т. е. абсолютного тождества, абсолютного совпадения свойств и сторон данной вещи нет и быть не может. Тождество всегда содержит в себе различие. Различие—это такое отношение вещи к самой себе и к другим вещам, в котором выражается несходство, неодинаковость, несовпадение сторон, свойств и тенденций в вещах и явлениях или между вещами и явлениями. Различие в тождестве выступает изначально как несущественное, как незначительное изменение в состоянии вещи, возникшее благодаря ее отношению к самой себе и другим вещам. Количественное накопление незначительных изменений вещи приводит к качественному скачку—эти изменения начинают затрагивать сущность вещи, а несущественное различие превращается в существенное различие или в противоположность. Противоположность, как отмечалось выше, характеризуется тем, что взаимно отрицающие и взаимно предполагающие друг друга свойства, стороны и тенденции вещи относительно обособлены, но еще взаимосвязаны. Развитие противоположности приводит к взаимному отрицанию ее свойств, сторон и тенденций, т. е. к противоречию.
Если теперь бросить ретроспективный взгляд на то отношение вещи, которое мы называли тождеством, то оказывается, что противоречие содержалось в нем в скрытом виде как единство тождества и различия, единство совпадающих и несовпадающих сторон, свойств, тенденций. Само это единство возможно только в процессе взаимодействия (действия и противодействия одновременно) вещи с другими вещами, а также взаимодействия ее внутренних элементов, сторон, свойств. Скрытое в тождестве противоречие обостряется на ступени различия и получает еще большее напряжение на ступени противоположности, развитие которой (борьба противоположностей) приводит противоречие к его «чистой» форме, к самоотрицанию вещи—она та же самая и одновременно уже иная. Наступает фаза разрешения противоречия—вещь уничтожается, а на ее базе возникает качественно новая вещь (или качественно новое состояние вещи).
Рассматривая взаимодействие противоположностей, необходимо выделить такой аспект этого взаимодействия, как относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей. Относительный характер единства противоположностей состоит в том, что оно имеет место, пока существует данный предмет, данное явление, данное качественное состояние. Единство противоположностей временно, преходяще, поскольку преходящи сами предметы и явления.
Единство противоположностей означает также их взаимное проникновение, а при некоторых условиях и превращение друг в друга. Положительное становится отрицательным, ведущее—неведущим и наоборот. Диалектика, подчеркивал В. И. Ленин, есть учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности, превращаясь друг в друга. Однако эти процессы также являются временными, преходящими. Что касается борьбы противоположностей, то она носит абсолютный характер, который проявляется в том, что борьба протекает всегда, при всех условиях, при всяких качественных состояниях предметов и явлений.
Таковы особенности взаимодействия противоположностей, иначе говоря, диалектического противоречия, такова сущность закона единства и борьбы противоположностей.
Единство и борьба противоположностей носят всеобщий характер. Всеобщность проявляется в многообразии противоречий, свойственных природным, социальным и духовным явлениям и процессам. Из этого многообразия можно выделить следующие виды противоречий: внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные, антагонистические и неантагонистические.
Противоречия, выражающие взаимоотношения между противоположностями внутри предметов и явлений, называютсявнутренними. Противоречия, которые существуют между предметами и явлениями, называются внешними. Различие между внутренними и внешними противоречиями относительно. Одно итоже противоречие в одной системе может выступать как внутреннее, а в другой—как внешнее. Подчеркивая ведущую, определяющую роль внутренних противоречий в развитии вещей и явлений, вместе с тем нельзя недооценивать и значение внешних противоречий. Они могут оказывать и оказывают значительное влияние на течение тех или иных процессов.
Противоречие, выражающее сущность вещи, определяющее ее состояние и закономерности изменения от момента возникновения вплоть до уничтожения, называется основным противоречием данной вещи. Те противоречия, которые не выражают сущность вещи, называются неосновными. Основные противоречия всегда являются внутренними противоречиями вещи, неосновные противоречия могут быть как внутренними, так и внешними.
Развитие любой вещи всегда проходит несколько этапов. Противоречие, характеризующее сущность вещи на конкретном этапе ее развития, называется главным противоречием данного этапа, все остальные — неглавными. Главное противоречие определенного этапа развития вещи является конкретной формой проявления основного противоречия. Различие между главными и неглавными противоречиями относительное: главное противоречие данного этапа развития может оказаться неглавным на другом этапе и наоборот.
Классификация противоречий на антагонистические и неантагонистические характерна при анализе развития общества. Антагонистическиминазываются те противоречия, которые существуют между классами, социальными группами и слоями, интересы которых в корне противоположны и несовместимы. Неантагонистическими называются противоречия, которые существуют между классами, социальными группами и слоями, коренные интересы которых совпадают. Антагонистические противоречия развиваются до конфликта и разрешаются, как свидетельствует история, в острой, непримиримой борьбе, которая может вести к гибели одной из противоборствующих сторон. Неантагонистические противоречия также могут развиваться до конфликта, но разрешение его достигается соглашением сторон.
При рассмотрении вопроса о законе единства и борьбы противоположностей следует обратиться к анализу современного состояния общества, выявить классы, слои, группы населения, взаимодействующие друг с другом, противостоящие друг другу, каковы их интересы, чего они добиваются. Большой материал по данной теме можно обнаружить в нашей современной прессе.
Закон единства и борьбы противоположностей органически связан с законом отрицания отрицания. Специфика закона отрицания отрицания заключается в том, что он определяет направление, форму и способы, а также историческую преемственность в развитии природы, общества и человеческого мышления.
В процессе взаимодействия вещей друг с другом происходит их изменение: на смену одного качественного состояния вещи приходит другое ее качественное состояние, на смену одной качественно определенной, вещи приходит другая качественно определенная вещь. Развитие, таким образом, представляет собой бесконечный процесс возникновения и уничтожения вещей, процесс перехода из одного качественного состояния в другое.
Как соотносятся между собой различные качественные состояния вещи, различные ступени ее развития? Как последующая ступень относится к предыдущей?
Мы знаем, что материя несотворима и неуничтожима. Отсюда следует, что любое материальное образование не может возникнуть из ничего, но и не может превратиться в абсолютное ничто, совершенно исчезнуть. Новое качество возникает всегда на основе старого, путем преобразования тех элементов, из которых состояло это старое качество. Старое качественное состояние прекращает свое существование, оно вытесняется, устраняется, отрицается новым качественным состоянием. Отрицание — это такое отношение между двумя ступенями развития вещи, которое, ведет к уничтожению ее старого качественного состояния и возникновению нового качества этой вещи.Диалектическое отрицание, таким образом, содержит в себе два взаимосвязанных аспекта: негативный, направленный на уничтожение старого качественного состояния вещи, и позитивный, направленный на удержание, сохранение отдельных элементов, сторон, свойств и т. д. вещи, служащих базой для нового ее качественного состояния. Метафизика, как правило, абсолютизирует либо один, либо другой аспект. В первом случае отрицается преемственность в развитии. Отрицание понимается как простое уничтожение вещи. Во втором случае абсолютизируется положительный момент, что, в свою очередь, ведет к преувеличению роли устойчивости, отрицанию развития.
Наличие негативного (деструктивного) и позитивного (конструктивного) аспектов диалектического отрицания обусловливает то, что оно выступает одновременно как момент связи в развитии (сохранение отдельных моментов старого в новом) и как момент самоотрицания вещи, т. е. как следствие тех процессов, которые присущи самому объекту, результат развития его внутренних противоречий.
В процессе развития происходит не только отрицание предмета, но и отрицание самого отрицания, уничтожение самого процесса уничтожения, что ведет к утверждению нового качества. Отрицание отрицания есть утверждение нового качественного состояния вещи.
Отрицание и отрицание отрицания не следует рассматривать как две самостоятельные ступени или стадии в развитии вещи. Это — две стороны одного и того же процесса, которые осуществляются одновременно. Именно поэтому процесс развития представляет собой единство прерывного и непрерывного, качественное изменение вещи совершается скачкообразно. Все это создает определенную преемственность между новым и старым (новые формы содержат в себе в «снятом», т. е. преобразованном виде, старые) и общую направленность процесса развития, которая характеризуется тем, что в этом процессе на определенной ступени происходит якобы возврат к старому, как бы повторение пройденного. Однако это лишь кажущееся повторение, так как синтез положительных элементов «старого» происходит на более высокой, качественно новой ступени. Поэтому получается, что развитие идет не по кругу и не по восходящей прямой, а по расширяющейся спирали, каждый виток которой как бы повторяет в своих основных чертах предыдущую ступень развития.
При анализе того или иного объекта необходимо помнить, что отрицание всегда конкретно и, поэтому, всегда следует выяснять, какие из элементов, сторон, свойств, взаимодействий вещи играют в процессеее развития негативную, деструктивную роль, какие играют позитивную роль, как конкретно происходит отрицание отрицания, какие стадии в своем развитии проходит вещь, какие из ее элементов уничтожаются, какие сохраняются и т. д. Диалектика—это общее учение об универсальной связи и развитии, общий метод научного познания, поэтому ее положения нуждаются в конкретной интерпретации при изучении того или иного объекта.