Тема № 14. "Денисьевский цикл " Ф.И. Тютчева как художественное целое.

Проблема цикла в творчестве Тютчева. Понятие "несобранный" лирический цикл. Состав и структура "денисьевского цикла". Композиция цикла. Лирический адресат и лирическое "я" поэта. Основные мотивы цикла. Анализ ключевых стихотворений.

Литература:

1. Бройтман С.Н. К проблеме диалога в лирике Тютчева // Типологические категории в анализе литературного произведения как целого. - Кемерово, 1983.-С. 119-128.

2. Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.Т. Тютчева // Русская литература. -1977 -№2.-С.118-122.

3. Королева Н. Ф.И.Тютчев // История русской поэзии: В 2-х тт. - Т.2.-С.191-224.

Тема № 15. Драма А. Островского "Бесприданница"

Типы сценических эпизодов в реалистической драме Островского. Своеобразие пространственно-временных отношений. Единство сюжета и понятие единства действия в классической драме. Особенности конфликта. Композиция драмы.

Литература:

1. Журавлева А.И. Драматургия А.Н. Островского. - М.,1974.

2. Костелянец Б.О. "Бесприданница" А.М. Островского. - Л.,1973.

3. Лотман Л.М. Островский и русская драматургия его времени. - М.,1961.

4. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. - М.,1973.

Тема №16. Композиция драмы А.Н. Островского "Гроза"

Понятие композиции в теории драмы. Экспозиция и завязка в драме "Гроза". Развитие действия как компонент композиции драмы. Кульминация и развязка в развитии действия драмы "Гроза". Тип композиции. Преобладание открытого диалога. Композиция драмы "Гроза" в аспекте органической поэтики.

Литература:

1. Вайман С. Гармонии таинственная связь // Об органической поэтике. - М.,1989.-С.68-94.

2. Владимиров С. Действие в драме. - Л.,1972.

3. Костелянец Б. Лекции по теории драмы. Драма и действие. - Л., 1976.

4. Холодов Е. Композиция драмы. - М.,1987.

Тема №17. Писатели демократического течения (Н.Г. Помяловский, Ф.М. Решетников, А.Ф.Писемский, В.А. Слепцов)

Связь творчества писателей-демократов 60-х гг. с материалистической эстетикой Чернышевского и Добролюбова. Роль "Современника" в формировании мировоззрения и направления творчества этих писателей. Новая постановка темы народа. Антидворянский пафос их творчества. Своеобразие отношения творчества этих писателей к традициям русской прозы 40-60-х гг. XIX в. Жанровое своеобразие их произведений.

Литература:

Тексты: Н.Г. Помяловский "Мещанское счастье"

Ф.М. Решетников "Подлиповцы"

А. Ф. Писемский "Тысяча душ".

1. Белова Н.М. Художественное изображение народа в русской литературе XIX века. - Саратов, 1969

2. Кулешов В.И. Русская демократическая литература 50-60-х гг. XIX в. - М.,1989.

3. Могилянский А.Т. Писемский. Жизнь и творчество. - Л., 1991.

4. Народ и его герои в изображении русских демократов 60-х гг. XIX в. - М., 1967.

5. Пономарева Г.Д. Жанровые искания русской литературы 60-х гг. XIX в. и творчество Н.Г. Помяловского. - Якутск, 1988.

6. Пустовойт П.Г. А.Ф.Писемский в истории русского романа. - М.,1969.

7. Семанова М.Л. Художественное своеобразие повести А. Слепцова "Трудное время". - Л.,1974.

8. Соколов Н.И. Творчество Ф.М. Решетникова // Ф.М.Решетников. Избр.произв.: В 2-х т. – М., 1956. - Т. 1.

9. Чернышевский Н.Г. Не начало ли перемены?

10. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности.

11. Ямпольский И. Середина века. - Л., 1974.

12. Ямпольский И.Г. Н.Г. Помяловский. Личность и творчество. - М.;Л.,1968.

ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

  1. История русской литературы. – В 4-х тт. – Т.3. – Л., 1982.
  2. История русской литературы ХIХ века // Под ред. Н. Скатова. – М., 1991.
  3. История русской литературы 19 века. / Под ред. В.Н. Антошиной, Л.Д. Громовой. – 2 изд. – М., 2001.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Развитие реализма в русской литературе 2/3 XIX века. Становление художественного метода.
  1. Общественно- политическое и литературное движение 40-60-х годов Х1Х века.
  1. Натуральная школа: хронология, состав, поэтика, жанры.
  1. Понятие "натуральная школа". "Натуральная школа" и натурализм. Гоголь и "натуральная школа". Человек и среда.
  1. В.Г. Белинский - теоретик "натуральной школы". Анализ одной из статей.
  1. Периодизация развития «натуральной школы». Представители "натуральной школы". Деэстетизация как принцип "натуральной школы".
  1. Социальная проблематика, проблема "маленького человека". Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди».
  1. «Петербургские вершины» Я.П. Буткова. Художественные открытия.
  1. Поэтика и жанровая система натуральной школы. «Физиологический очерк» как ведущий жанр «натуральной школы».
  1. «Физиология Петербурга» как этапный сборник «натуральной школы». Состав авторов. Особенности поэтики.
  1. «Петербургский дворник» В.И. Даля как произведение «натуральной школы».
  1. Жанровая эволюция в натуральной школе и развитие русской литературы 40-60-х гг. Х1Х века.
  1. Творчество Некрасова. Новаторство Некрасова-поэта. Анализ идейного содержания и художественных особенностей стихотворения «Железная дорога».
  1. Художественные особенности поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Роль легенды о покаявшемся разбойнике.
  1. Анализ стихотворения Некрасова «Влас». Ф. Достоевский о «Власе».
  1. Некрасов и Православие. Житийные сюжеты у Некрасова. Поэма «Русские женщины».
  1. Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Поэтика и проблематика. В.Г. Белинский о романе.
  1. Роман И.А. Гончарова «Обломов» как православный роман. Жизненная философия Обломова; роль женских образов; выражение авторского идеала.
  1. Роман «Обломов». Поэтика. Система персонажей; своеобразие композиции; функция сквозных символических образов.
  1. Эволюция гончаровского романа. Принципиальная новизна романа «Обрыв».
  1. «Фрегат “Паллада”» в контексте гончаровского романа. Жанровые особенности и основная авторская идея.
  1. Личность автора в гончаровской «Необыкновенной истории».
  1. Столкновение исторических и вечных идеалов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
  1. «Записки охотника» И.С. Тургенева как эпос. Анализ рассказа «Певцы».
  1. Роман И.С. Тургенева «Рудин». Поэтика и проблематика. Увертюра к тургеневскому роману.
  1. Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Система образов.
  1. Роман И.С. Тургенева «Накануне» как этап в развитии темы «лишнего человека».
  1. Сюжетное развитие образа Базарова (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
  1. Авторская позиция в романе «Отцы и дети».
  1. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева. Философия жизни: сквозные темы, мотивы. Темы смерти, любви, вечности, России. Социальная тема.
  1. «Стихотворения в прозе» и тургеневский роман.
  1. Лирика А. Фета. Поэтика и идеи.
  1. Ф. Тютчев. Судьба и поэзия. Понятие "философская поэзия". Традиции. Ф. Тютчев и Россия.
  1. Проблематика пьесы «Гроза». Авторская оценка Катерины. Драматургическое мастерство Островского.
  1. Приемы и средства раскрытия образов Кабанихи и Дикого в драме «Гроза».
  1. Своеобразие конфликта и особенности развития сюжета в драме Островского «Гроза».
  1. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» как произведение утопического жанра. Особенности поэтики.
  1. Повесть Н.Г. Помяловского «Мещанское счастье». Поэтика как выражение идеи.

Наши рекомендации