Тема № 14. "Денисьевский цикл " Ф.И. Тютчева как художественное целое.
Проблема цикла в творчестве Тютчева. Понятие "несобранный" лирический цикл. Состав и структура "денисьевского цикла". Композиция цикла. Лирический адресат и лирическое "я" поэта. Основные мотивы цикла. Анализ ключевых стихотворений.
Литература:
1. Бройтман С.Н. К проблеме диалога в лирике Тютчева // Типологические категории в анализе литературного произведения как целого. - Кемерово, 1983.-С. 119-128.
2. Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.Т. Тютчева // Русская литература. -1977 -№2.-С.118-122.
3. Королева Н. Ф.И.Тютчев // История русской поэзии: В 2-х тт. - Т.2.-С.191-224.
Тема № 15. Драма А. Островского "Бесприданница"
Типы сценических эпизодов в реалистической драме Островского. Своеобразие пространственно-временных отношений. Единство сюжета и понятие единства действия в классической драме. Особенности конфликта. Композиция драмы.
Литература:
1. Журавлева А.И. Драматургия А.Н. Островского. - М.,1974.
2. Костелянец Б.О. "Бесприданница" А.М. Островского. - Л.,1973.
3. Лотман Л.М. Островский и русская драматургия его времени. - М.,1961.
4. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. - М.,1973.
Тема №16. Композиция драмы А.Н. Островского "Гроза"
Понятие композиции в теории драмы. Экспозиция и завязка в драме "Гроза". Развитие действия как компонент композиции драмы. Кульминация и развязка в развитии действия драмы "Гроза". Тип композиции. Преобладание открытого диалога. Композиция драмы "Гроза" в аспекте органической поэтики.
Литература:
1. Вайман С. Гармонии таинственная связь // Об органической поэтике. - М.,1989.-С.68-94.
2. Владимиров С. Действие в драме. - Л.,1972.
3. Костелянец Б. Лекции по теории драмы. Драма и действие. - Л., 1976.
4. Холодов Е. Композиция драмы. - М.,1987.
Тема №17. Писатели демократического течения (Н.Г. Помяловский, Ф.М. Решетников, А.Ф.Писемский, В.А. Слепцов)
Связь творчества писателей-демократов 60-х гг. с материалистической эстетикой Чернышевского и Добролюбова. Роль "Современника" в формировании мировоззрения и направления творчества этих писателей. Новая постановка темы народа. Антидворянский пафос их творчества. Своеобразие отношения творчества этих писателей к традициям русской прозы 40-60-х гг. XIX в. Жанровое своеобразие их произведений.
Литература:
Тексты: Н.Г. Помяловский "Мещанское счастье"
Ф.М. Решетников "Подлиповцы"
А. Ф. Писемский "Тысяча душ".
1. Белова Н.М. Художественное изображение народа в русской литературе XIX века. - Саратов, 1969
2. Кулешов В.И. Русская демократическая литература 50-60-х гг. XIX в. - М.,1989.
3. Могилянский А.Т. Писемский. Жизнь и творчество. - Л., 1991.
4. Народ и его герои в изображении русских демократов 60-х гг. XIX в. - М., 1967.
5. Пономарева Г.Д. Жанровые искания русской литературы 60-х гг. XIX в. и творчество Н.Г. Помяловского. - Якутск, 1988.
6. Пустовойт П.Г. А.Ф.Писемский в истории русского романа. - М.,1969.
7. Семанова М.Л. Художественное своеобразие повести А. Слепцова "Трудное время". - Л.,1974.
8. Соколов Н.И. Творчество Ф.М. Решетникова // Ф.М.Решетников. Избр.произв.: В 2-х т. – М., 1956. - Т. 1.
9. Чернышевский Н.Г. Не начало ли перемены?
10. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности.
11. Ямпольский И. Середина века. - Л., 1974.
12. Ямпольский И.Г. Н.Г. Помяловский. Личность и творчество. - М.;Л.,1968.
ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
- История русской литературы. – В 4-х тт. – Т.3. – Л., 1982.
- История русской литературы ХIХ века // Под ред. Н. Скатова. – М., 1991.
- История русской литературы 19 века. / Под ред. В.Н. Антошиной, Л.Д. Громовой. – 2 изд. – М., 2001.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
- Развитие реализма в русской литературе 2/3 XIX века. Становление художественного метода.
- Общественно- политическое и литературное движение 40-60-х годов Х1Х века.
- Натуральная школа: хронология, состав, поэтика, жанры.
- Понятие "натуральная школа". "Натуральная школа" и натурализм. Гоголь и "натуральная школа". Человек и среда.
- В.Г. Белинский - теоретик "натуральной школы". Анализ одной из статей.
- Периодизация развития «натуральной школы». Представители "натуральной школы". Деэстетизация как принцип "натуральной школы".
- Социальная проблематика, проблема "маленького человека". Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди».
- «Петербургские вершины» Я.П. Буткова. Художественные открытия.
- Поэтика и жанровая система натуральной школы. «Физиологический очерк» как ведущий жанр «натуральной школы».
- «Физиология Петербурга» как этапный сборник «натуральной школы». Состав авторов. Особенности поэтики.
- «Петербургский дворник» В.И. Даля как произведение «натуральной школы».
- Жанровая эволюция в натуральной школе и развитие русской литературы 40-60-х гг. Х1Х века.
- Творчество Некрасова. Новаторство Некрасова-поэта. Анализ идейного содержания и художественных особенностей стихотворения «Железная дорога».
- Художественные особенности поэмы Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Роль легенды о покаявшемся разбойнике.
- Анализ стихотворения Некрасова «Влас». Ф. Достоевский о «Власе».
- Некрасов и Православие. Житийные сюжеты у Некрасова. Поэма «Русские женщины».
- Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история». Поэтика и проблематика. В.Г. Белинский о романе.
- Роман И.А. Гончарова «Обломов» как православный роман. Жизненная философия Обломова; роль женских образов; выражение авторского идеала.
- Роман «Обломов». Поэтика. Система персонажей; своеобразие композиции; функция сквозных символических образов.
- Эволюция гончаровского романа. Принципиальная новизна романа «Обрыв».
- «Фрегат “Паллада”» в контексте гончаровского романа. Жанровые особенности и основная авторская идея.
- Личность автора в гончаровской «Необыкновенной истории».
- Столкновение исторических и вечных идеалов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
- «Записки охотника» И.С. Тургенева как эпос. Анализ рассказа «Певцы».
- Роман И.С. Тургенева «Рудин». Поэтика и проблематика. Увертюра к тургеневскому роману.
- Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо». Система образов.
- Роман И.С. Тургенева «Накануне» как этап в развитии темы «лишнего человека».
- Сюжетное развитие образа Базарова (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
- Авторская позиция в романе «Отцы и дети».
- «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева. Философия жизни: сквозные темы, мотивы. Темы смерти, любви, вечности, России. Социальная тема.
- «Стихотворения в прозе» и тургеневский роман.
- Лирика А. Фета. Поэтика и идеи.
- Ф. Тютчев. Судьба и поэзия. Понятие "философская поэзия". Традиции. Ф. Тютчев и Россия.
- Проблематика пьесы «Гроза». Авторская оценка Катерины. Драматургическое мастерство Островского.
- Приемы и средства раскрытия образов Кабанихи и Дикого в драме «Гроза».
- Своеобразие конфликта и особенности развития сюжета в драме Островского «Гроза».
- Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» как произведение утопического жанра. Особенности поэтики.
- Повесть Н.Г. Помяловского «Мещанское счастье». Поэтика как выражение идеи.