Политическая система общества

Большую роль в жизни общества играет формирующаяся внутри него политическая система. Она направлена на регулирование существующих в нем политических отношений и происходящих политических процессов.

Политическая система общества представляет собой совокупность учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер, она направлена на осуществле­ние политических интересов классов, других социальных групп, а также национальных общностей. Их политические ин­тересы представляют собой проявления существующих в об­ществе политических отношений и направлены на решение проблем политической власти: ее завоевание, осуществление и защиту, а также на реализацию политических прав и свобод граждан.

Данные интересы реализуются посредством тех или иных элементов политической системы. К ним относятся: государст­венные органы законодательной и исполнительной власти; армия, правоохранительные органы, прежде всего суд, проку­ратура, милиция или полиция; государственный арбитраж; по­литические партии и - движения; общественные организа­ции — профсоюзные, молодежные и др., защищающие интере­сы определенных социальных и профессиональных групп, в том числе их политические интересы, связанные с реализа­цией их политических прав и свобод. Все эти государственные органы, другие политические учреждения и организации вза­имодействуют между собой и образуют более или менее целост­ную политическую систему.

К наиболее важным институтам политической системы об­щества можно отнести институты политической власти, права и идеологии. Это некие узловые механизмы функционирова­ния политического строя общества, которые должны обеспечи­вать его стабильность и развитие. Они проявляются в деятель­ности отдельных органов государственной законодательной и исполнительной власти — парламента, правительства, мест­ных органов власти, правоохранительных органов, а также деятельности политических партий, движений и средства совой информации, прежде всего печати, радио и телевидения.

Каждый из названных институтов политической системы выполняет свои функции. Их деятельность может быть направлена на регулирование политических процессов, носящих самый разный характер: борьбы за политическое обновление общества, приспособления к тем или иным политическим реалиям, сотрудничества политических сил или же их соперниче­ства. Система данных политических институтов призвана обеспечить нормальное функционирование всей политической жизни общества и тем самым осуществление политических ин­тересов всех его социальных групп и национальных общностей.

Для этого необходима гибкая деятельность самих полити­ческих институтов, способность обеспечивать сочетание по­литических интересов всех членов общества, решать полити­ческие проблемы на основе компромиссов различных полити­ческих сил (кроме преступных) и, когда надо, проявлять необ­ходимую твердость в отстаивании интересов всего общества. Если этого не происходит, то социальные процессы становят­ся неуправляемыми, стихийными и потому непредсказуемы­ми, — разрушительными, наносящими ущерб интересам большинства членов общества и разрушающими государст­венность, что ведет к необратимым деформациям не только в политической, но и в социально-экономической и духовной жизни общества.

Указанные выше элементы политической системы общества прямо или косвенно отражают существующие звенья его соци­ально-классовой структуры, функционирующей на основе оп­ределенных экономических отношений. Политическая система общества развивается под влиянием всей совокупности прису­щих ему социально-экономических и идеологических (нравст­венных, религиозных и др.) отношений и в свою очередь может весьма существенно воздействовать на них. Сила этого воздей­ствия зависит от совершенства данной политической системы, а также от сложившегося механизма ее взаимодействия со всеми социальными институтами данного общества.

Ведущим звеном политической системы общества является государство. Это не случайно. Ведь главное в политических от­ношениях — вопрос о власти, прежде всего государственной. Используя рычаги этой власти, органы государства могут воз­действовать на все другие звенья политической системы общества. Государство выступает, прежде всего, как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющий свою деятельность в интересах господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое господство в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества.

Сущность и назначение государства проявляется в функциях. К ним относятся: функция обеспечения политической власти тех или иных социально-классовых сил; функции защиты страны от нападения извне; хозяйственно-организаторская функция; функция развития духовной культуры; идео­логическая функция; функция внешних сношений. Называют­ся еще и такие функции государства, как формирование наций и регулирование национальных отношений, поскольку госу­дарство выступает в качестве важного фактора национальной консолидации, а также субъекта экономических, политичес­ких и других отношений между нациями. На это стоит обра­тить внимание, особенно в свете оценки роли государства в ре­гулировании современных отношений между нациями. Неко­торые авторы указывают и на специфическую социальную функцию государства, связанную с решением многих проблем социальной сферы жизни общества и социальной защиты на­селения.

Неверно подходить к истолкованию данных функций госу­дарства только с классовых позиций. Многие действия государ­ства совершаются в интересах всех или же подавляющего боль­шинства членов общества. Это касается обороны страны, ре­шения на государственном уровне экологических проблем, развития общенациональных традиций и других элементов ду­ховной культуры и т.д. К тому же имеет место “взаимопроник­новение классовых и общенациональных аспектов государства в рамках каждой из его функций”2.

В настоящее время в России весьма остро стоит вопрос о со­вершенствовании деятельности органов государственной власти. Речь идет о повышении эффективности их воздействия на происходящие в обществе процессы в интересах большин­ства населения. Для этого требуется, в частности, повысить уровень компетентности и профессионализма работников го­сударственного аппарата, преодолеть бюрократические мето­ды руководства и управления делами общества на всех его уровнях. Главное же заключается в развитии подлинного демо­кратизма в деятельности всех органов государства, чтобы они на деле защищали интересы самых широких слоев населения страны. Стоит задача —совершенствовать взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей, демократизировать, т.е. подчинить интересам народа, деятельность средств массовой информации, олицетворяющих, как не без основания говорят, четвертую власть в обществе, наряду с ука­занными выше. Необходимо постоянно улучшать работу пра­воохранительных органов, призванных защищать жизнь, честь и достоинство граждан, их имущество и права, а также работу других звеньев государственного механизма. Все это направлено на развитие правового государства, в котором выс­шая власть принадлежит Закону. Верховенство демократичес­ки принятых законов, подчинение им деятельности всех государственных органов, политических партий и движений, хо­зяйственных предприятий, каждого человека — такова суть правового государства, выступающего гарантом сохранения и развития демократии.

Борьба различных тенденций в экономике и в социально-по­литической сфере современного российского общества сущест­венно сказывается на функционировании его политической системы. Она порождает неустойчивость в деятельности поли­тических институтов, подверженных постоянным воздействи­ям то одних, то других политических сил. В этом заключается одна из главных причин нестабильности в обществе. Преодо­леть ее можно лишь путем нахождения разумных компромиссов и сотрудничества различных политических сил в их собственных интересах, интересах России и ее народов. В этих целях и надо использовать механизм политической системы общества.

Наши рекомендации