Представьте, я - поле! Русское поле! - Так на тебе ж пахать можно! Команда КВН "Коммунарские парижане" (г.Алчевск)
Система подготовки к игре.
Источник: http://www.amik.ru
ONLINE – Школа КВН:http://vk.com/kvn.online
Quot;Наша цель - оправдать наши средства!" Команда КВН ДГУ.
Готовь сани летом!
Точно так же, как студенту не хватает одной ночи перед экзаменом, команде КВН всегда не хватает "одного дня" подготовки перед игрой. Однако практика показывает, что к любой игре можно подготовиться независимо от срока, отпущенного на это организаторами: будь то всего неделя, или целое лето. Как говорится: “Игра состоится при любой погоде”, да и к тому же: “Куда вы денетесь с подводной лодки?” Главное - начинать готовиться сразу, как только с ваших плеч свалилась очередная КВНовская битва. Многие команды оттягивают момент старта, мотивируя это отсутствием темы игры и конкурсов. Кого они лечат?.. Этим можно убедить кого угодно, но только не себя. Нарабатывать банк реприз и идей, а тем более, с учетом достаточно относительного следования заданной теме в КВНе, никто и ничто не мешает. Работайте, даже если в ближайшее время никаких игр не предвидится. Архив шуток никогда не помешает, тем более, что достаточных архивов в природе не существует. Это только в мультике про Золотую Антилопу раджу завалило золотом. А ваше добро никогда не превратится в черепки:
Давайте теперь попробуем разбить период подготовки к игре на этапы (КВНовские этапы, естественно). Каждому этапу рекомендуется отвести определенное календарное время, чтобы не выбиться из графика и более-менее успеть все сделать по уму. Было бы неплохо, если бы этот график предусматривал какое-то количество НЗ времени (неприкосновенного запаса). Для чего он нужен - вы поймете чуть позже. А начало подготовки к игре - это настоящее непаханое поле. И прежде чем собрать с него урожай, вам надо очистить его от камней, вспахать, засеять, а потом еще долго-долго обрабатывать и культивировать.
«Это - первый!»
Представьте, я - поле! Русское поле! - Так на тебе ж пахать можно! Команда КВН "Коммунарские парижане" (г.Алчевск).
Что ж, начнем! Первый этап - это, естественно, наработка банка реприз и идей. Об этом мы уже успели подробно поговорить ранее (см. раздел “Как писать?”).Заканчивается этот этап, как правило, собранием команды (либо авторской группы), на котором, согласно наработанному материалу, принимаются решения по следующим вопросам:
- Окончательный отбор реприз. Как это происходит, описано в подразделе “Писать - значит вычеркивать!” Еще раз напоминаем о жесткой саморедактуре собственного творчества и идем дальше.
- Анализ отобранного материала. Здесь советуем сделать предварительную разбивку реприз по темам. Во-первых, чтобы понять: насколько тематически разнообразен ваш архив. Может оказаться, что количества затронутых направлений явно недостаточно для хорошей конкурсной обоймы. А она, эта обойма, требует удовлетворения максимального количества зрительских вкусов. Затем может оказаться, что архив однообразен также и в смысле типового набора шуток. Ведь в игре желательно бить, как говорится, «со всех стволов». Поэтому нелишне убедиться, что в вашем архиве, помимо классических текстовых реприз, есть еще и игровые, ситуационные, пародийные и т.д. В общем, даешь разножанровость шуток! Кроме всего этого сделайте пробу на актуальность написанного. Помните, как в народе: “Утром - в газете, вечером - в куплете!” А в народе, между прочим, КВН любят. Так что не расстраивайте народ. И вообще, актуальность шутки - одна из составляющих вашего успеха. Давно замечено, что КВН является зеркалом нашей жизни. Чем живут люди - о том и шутят в КВНе, будь то ГКЧП, реклама “МММ”, игрушки «Тамагочи», клонирование, или фильм «Матрица». Успел пошутить на злобу дня - на коня, не успел - распрягай. . .
Допустим, что со всем вышеперечисленным у вас полный порядок. Теперь проанализируйте шутки по конкретным темам. Наверное, глупо ставить в приветствие все 12 написанных шуток про футбол, даже если все они кажутся вам достаточно смешными. Отберите несколько, чтобы потом даже эти несколько не ставить в один текстовый ряд, а по возможности распределить по разным конкурсам. Приблизительно таким же способом проанализируйте музыкально-песенный банк вашего архива. Этот процесс называется «препарированием материала». Почему так? А мы так сами придумали. Ниже мы будем подробно говорить о препарировании сценария. А пока - об архиве.
Анализ архива в итоге преследует две цели: получение общего представления о наработанном материале плюс его объективная оценка. Это позволит вам определить дальнейшие задачи в подготовке к игре. Но перед этим решим еще несколько вопросов.
- Выбор идеи (схемы, концепции) каждого конкурса. После анализа архива самое время определиться - что из себя будет представлять каждый конкурс. В общих чертах выбор идей происходит так же, как и отбор реприз. Если банк этих идей недостаточен, то вам необходимо устроить дополнительный мозговой штурм в форме "вольного трепа". Какие же идеи должны в результате победить? Любые, к которым в той или иной степени применительна хотя бы парочка из следующих принципов:
1. Простота и доступность в восприятии зрителем.
2. Относительная несложность в исполнении командой.
3. Новизна жанра.
4. Актуальность общей идеи. Либо ее «знакомость» окружающим, т.е. зрителям.
5. Оригинальность сюжета.
6. Нестандартность формы.
7. Разнообразие конкурсного набора.
8. И многое другое, о чем наши потомки напишут в следующих книгах о КВНе.
Самое главное, чтобы выбранные идеи каждого конкурса нравились хотя бы большинству команды. Удачно выбранная идея во многом определяет успех любого конкурса. Иногда даже происходит то, что КВНщики называют "идея вытащила сама себя". То есть репризы на удачную идею иногда валят, как из рога изобилия. Явление в КВНе редкое, но уж точно меткое. Опытные КВНщики могут целыми днями мучиться над «мертвой» идеей, а такую вот раскалывают за пару часов.
В команде КВН НГУ был принцип: чтобы доказать, что идея «прорабатывается», автор должен был притащить собственно идею (тему) плюс пять шуток в эту самую идею (тему). В противном случае от идеи отказывались, ибо «не все то золото, что блестит».
Положительно работает также принцип "красивой идеи", которая несет в себе социальный или философский подтекст. Но с разными конкурсами дела обстоят по-разному. Если в приветствии идея вряд ли кроме "красной нити" принесет вам большое количество дополнительных реприз, то в остальных конкурсах такое количество может достигнуть и 100%.
Начнем с простоты и доступности. В свое время перед командой "Махачкалинские бродяги" встала проблема написания конкурса СТЭМов "Папа, мама, я - спортивная семья!" (сезон 1996 года). После долгих дебатов была выбрана чуть ли не детская схема конкурса по мотивам известного мультфильма "Ограбление по-:". Схема буквально за один мозговой штурм "вытащила сама себя". Три блока "Спортивная семья по-американски", ": по-итальянски" и ": по-русски" обеспечили команде победу в этом конкурсе. Дело в том, что при внешней простоте эта идея внутренне раскрыла сразу несколько направлений: разнообразие национальных колоритов, нестареющую актуальность выбранной футбольной тематики, социально-философский подтекст каждой из трех стран. А несложность в исполнении вовсе не помешала блестящей актерской игре махачкалинской "тройки". И в принципе, все это произошло при полном отсутствии оригинальности и нестандартности.
В этом смысле особенно запомнился конкурс СТЭМов Новосибирского Государственного Университета в сезоне 1997 года - "Грибники". Зрительный зал превратился в лес и три человека с лукошками ходили по залу, перекрикиваясь и комментируя увиденных людей на "грибном лексиконе". Согласитесь, такой ход - более, чем оригинальный.
Что касается принципа "красивой идеи", то это, в основном, прерогатива музыкального конкурса и домашнего задания. Один из ярких примеров - выступление команды КВН ДГУ на Музыкальном Фестивале "Голосящий КиВиН-97" в Юрмале - знаменитая "Сходка" столпов русской литературы. И, конечно, не стоит забывать об идее конкурса капитанов. Здесь, не помешает умеренная порция глобальности проблем, ведь капитан на время своего конкурса должен как минимум превратиться в оратора, трибуна.
Но вернемся на землю грешную. Как это часто бывает, времени на бесконечные дискуссии у вас, наверняка, нет, тем более, что пора давать задание музыкантам, а они до сих пор торчали рядом с вами и ждали - когда вы определитесь с музыкой по каждому конкурсу. Что ж, пришло время!
- Выбор музыки. Один из немаловажных моментов подготовки к игре. Впрочем, к нему можно относиться проще, чем хочется: "Для нас Шопен, шо Моцарт - одно и то же!". Правда проблему выбора музыки в КВНе это упрощение не снимает. Помимо утверждения песенного материала внутри конкурсов, вам необходимо выбрать, так называемую, «музыкальную рамку» каждого конкурса. Ведь от правильно выбранной мелодии начальной песни (если таковая, конечно, предусмотрена вашим сценарием) зависит общее стартовое настроение команды, ее драйв и т.п. Ну, а финальной песней надо просто ставить красивую, но при этом все-таки веселую точку. В конкретном выборе музыкальных рамок советовать, наверное, глупо. Понятно, что начинать выступление под “Реквием Моцарта” более оригинально, чем весело.
Помимо рамок существуют так называемые фоны и отбивки, которые дополняют колорит каждой репризы и значительно облегчают ее подачу. Существует основной фон, то есть тот, под который команда привыкла работать, и фоны индивидуальные, прописанные под конкретные шутки. Но помните: индивидуальный фон может как «оживить» репризу, так и «убить» ее окончательно. Поэтому выбор музыкальных подложек - дело, в достаточной степени, экспериментальное. Чаще всего фоны и отбивки музыканты подбирают на репетициях, хотя, подумать о них заранее - тоже не помешает.
Вообще, выбор музыки - персональное дело каждой команды. Все зависит от вашего имиджа, стиля игры, сегодняшних «горячих десяток» и прочих веяний музыкальной моды. В последнее время в КВНовскую моду входит клиповая версия рамочных песен. То есть за основу песни берется не только музыка, но и известный видеоряд, благо, это теле-добро из ящика льется тоннами. Решайте сами. Но решайте быстрее, поскольку ваши музыканты должны успеть приготовить всю музыку желательно до того момента, как вы начнете репетировать. Иначе выбивания из графика подготовки к игре вам не миновать. А по графику у нас - последний вопрос первого этапа, при решении которого желательно присутствие всей команды.
- Распределение заданий по службам команды. Суть вопроса проста до безобразия. Закончен период первого прописывания конкурсов специалистами по сценариям. Авторская группа получает задание на усиление банка реприз, дописывание актуального материала, работу в канве утвержденных идей по конкурсам, в общем - проход по всем слабым местам, выявленным на первом этапе подготовки. Плюс ко всему - прописывание текстов песен музыкальных рамок по всем конкурсам. Музыканты получают предварительное задание на музыкальное оформление утвержденного песенного материала. Художники получают задание на изготовление декораций и элементов реквизита. Здесь сделаем небольшую остановку. С одной стороны к изготовлению реквизита советуем подходить как можно проще и не тяготеть к излишней костюмеризации. С другой стороны, помните, что любая дополнительная деталь костюма или декорации, прежде всего, должна работать на усиление шутки, или пояснение идеи и ни на что больше. Помните, как "Дрим-Тимовский" добрый Фей приложил к груди бедного Золушка звездочку на палочке:
- Пойдешь на бал в костюме коммуниста!
- А коммунист не обидится?
- А кто их сейчас спрашивает?
Первый раз народ засмеялся именно в тот момент, когда звездочка на палочке легла на грудь Золушка, своим нелепым видом как бы оттенив действительный на то время факт опального положения коммунистов. Но это уже тонкие нюансы. Будем считать, что задачи поставлены, цели ясны. Переходим ко второму этапу.
“Это - второй!”
"Готовится к выпуску вторая часть американского фильма
"Сбрось маму с поезда!", она называется "Убери маму с рельсов!"
(Команда КВН ТашПИ, Ташкент)
Главное, чтобы второй этап не проходил по схеме “Авторы - пишут, остальные - курят”. Работы на этом этапе хватит всем (см. последний пункт первого этапа) и происходит на нем следующее: певцы-актеры раскладывают песни по голосам, или просто тренируются попадать в ноты. Назначенные “хореографы” пытаются извратиться в смешном танце, чтобы потом на репетициях издеваться над актерами. Директор ищет какие-то деньги. В общем, жизнь кипит! Но, кроме всего этого, перед всеми стоит одна общая и самая тяжелая задача. Вспомните легендарный фильм “В бой идут одни старики!”, в котором механик самолета Макарыч сказал: “Самое тяжелое в нашей работе - ждать”. Так вот все работают и в то же время ждут - когда же авторы выдадут варианты конкурсов, по которым можно начинать репетировать. И вот тут мы опять вернемся к бедолагам-авторам и остановимся на их работе поподробнее.
Авторов!!!
- Три дня назад вышла в свет книга «Все тайны ФСБ».
- Ее автор выйдет в свет лет через 20-30. . .
(Сборная Москвы)
Перед авторами в это время стоит куча глобальных задач, от решения которых во многом зависит успех предстоящей игры. Одна из таких задач -предварительное распределение реприз (идей, ходов) по конкретным конкурсам. И здесь с самого начала даем совет, которому, как показывает история, следуют немногие команды и, как показывает та же история, очень даже зря. Речь идет о приоритете конкурсов.
Рассмотрим стандартный игровой пакет: приветствие, разминка, музыкальный конкурс, конкурс капитанов и домашнее задание. Чаще всего авторы изначально налегают на убойное приветствие, ибо «как начнешь, так и пойдет». Так, конечно, бывает, но, увы, не всегда. Далее они (авторы) начинают "сбивать" домашку и музыкалку, или наоборот - это уже не так важно. Ну, и на закуску, по принципу «все равно что-нибудь придумаем» откладывают, как правило, разминку и капитанский. Вот тут и зарыта собака по кличке "Ошибка"! Приоритеты в подготовке к игре должны быть расставлены с точностью «до наоборот». Почему? А вот почему. КВН, конечно, дело творческое, но все же прибегнем к старушке-математике. Как правило, приветствие включает в себя 15-20 реприз. Наивно, хотя и нелишне, полагать, что все 15-20 реприз произведут эффект непрерывной зрительской истерики в хорошем смысле этого слова. Дай бог, чтобы это случилось раза три и чуть более, при том, что в остальных 12-18 и менее случаях народ будет просто смеяться, или, хотя бы, громко улыбаться. Это вовсе не редакторский пессимизм по отношению к вашему, друзья, творчеству, это - жизнь. Дело в том, что момент драматургии, хоть и примитивный, в приветствии присутствует обязательно, поэтому какое-то время конкурса, пусть и минимальное, отводится на нейтральные связки и прочие «объяснялки», которые уж точно проходят на публику чаще всего в «режиме простого внимания» и не более того. Максимальная оценка за приветствие, проверенная годами, 5 баллов. При разных уровнях играющих команд разрыв в оценках за этот конкурс, как правило, колеблется вокруг 1 балла. Подчеркиваем: как правило! Исключения, конечно, есть, но они как раз и подтверждают это «как правило». А теперь отобразим ситуацию на разминку. Количественный репризный состав этого конкурса - от 3-х до 5-ти. И эти «3-5» должны РАБОТАТЬ на смех, а не просто занимать время, утешая команду, что, дескать, дальше наверстаем. А если на вопросы соперника вы ответите еще хуже, чем на свои? А если поражение в разминке собьет вам настроение? Или даст такой разрыв, который даже при отличной подготовке остальных конкурсов никак не сократить? Ведь 6-балльный разминочный «максимум» предполагает больший разрыв между командами, чем в большинстве других конкурсов. Тут уже речь идет о цифре «2» и всем, что находится вокруг нее, причем, как в меньшую, так и в большую стороны. А вдруг разминку будет судить Юлий Соломонович Гусман? Слыхали про такого? Тут за менее чем 2-балльный разрыв можно только молиться, или надеяться, что вашему сопернику, как и вам, тоже вкатят «единицу». В этом конкурсе изначально нет места никаким связкам и «объяснялкам», только «чистая реприза»! А она, чистая, уже находится в вашем гениальном архиве, а вовсе не ждет, чтобы вы ее вымучили в ночь перед игрой, заведомо повесив на нее бирку «авось».
Если все эти рассуждения вас убедили, постарайтесь с самого начала приучить себя к бесспорному приоритету разминки перед всеми остальными конкурсами. Уважаемые авторы, с самого начала прописывания домашних конкурсов спрячьте и никому не показывайте хотя бы пару-тройку достойных реприз в разминку и она вам этого никогда не забудет. Не "сливайте" весь смешной материал в приветствие и домашку. Уж это вы всегда успеете сделать. А вот с разминкой можно и опоздать.
Возможно в меньшей (но не намного) степени все вышесказанное касается и конкурса капитанов. Хотя понятие «в меньшей степени» носит достаточно условный характер. Немаловажную роль в этом конкурсе, помимо сильного текста, играет актерское мастерство капитана, его личное человеческое обаяние. Что касается последнего, то тут надо быть, как минимум Алексеем Лютиковым (капитан команды КВН «Служебный вход», г.Курск). А вот для этого надо пройти немалый игровой путь и это самое обаяние у зрителей завоевать. А пока это происходит, уделите должное и первоначальное внимание тексту этого непростого КВНовского конкурса. Мы ведь договорились с самого начала, что эта книга - для команд начинающих, а актерское мастерство, все-таки, дело наживное. 4 максимальных балла за конкурс капитанов среди КВНовских конкурсов являются минимальными. Больших разрывов в счете здесь, как правило, не бывает, но, будьте уверены, что жюри в оценках мыслит по схеме «хуже-лучше». Причем даже если жюри будет мыслить по схеме «чуть хуже - чуть лучше» с одним баллом в итоге все равно можно попрощаться. А это не есть хорошо. Поэтому для конкурса капитанов из вашего веселого архива что-то изначально должно быть отложено аналогично ситуации с разминкой. Во всяком случае, речь идет о центральных, опорных репризах Вашего, уважаемый капитан, конкурса. А вы, не менее уважаемые авторы, не оставляйте человека, который будет сражаться в гордом одиночестве, без "шуток юмора", иначе вместо человеческого обаяния он может завоевать репутацию человека недалекого, причем недалекого настолько, чтобы в один прекрасный день стать от КВНа весьма далеко. Вот такой вот каламбур. Не помешают также так называемые шутки «под конкретного человека», в которых упор делается на какие-либо внешние данные капитана, либо его сценический характер. При этом помните, что не всякий человек может сказать всякую репризу!
Что ж, будем считать, что с приоритетами мы разобрались, и лучшие шутки из ваших толстых архивов перекочевали в разминку и окончательно успокоили начинающего нервничать капитана. Работаем дальше!
А дальше вы занимаетесь распределением реприз по оставшимся конкурсам. Как раз здесь начинается предпоследний виток саморедактуры, предпоследний «фильтр», который должен более-менее равномерно обеспечить текстовую основу и состоятельность каждого конкурса. Как только это произошло можно переходить к следующему авторскому этапу, который предполагает прописывание каждого конкурса, то есть упаковку выбранных реприз в избранную канву (идею, ход) конкурса. На этом этапе какое-то количество материала начнет что называется «выпадать из канвы». Не пугайтесь - это нормальный процесс и, тем более, он является далеко не последним моментом прощания с любимыми шутками.
Один из таких моментов прощания - этап препарирования сценария. Делается это просто. Берете сценарий конкурса и чистый лист бумаги, на который последовательно (в столбик) выписываете темы всех шуток своего сценария. И вот тут может произойти самое интересное и самое грустное одновременно. Вроде бы выбрали самые смешные шутки, но: Представьте, что результат вашего препарирования выглядит так: «выход - шутка про задницу - шутка-чернуха - шутка про секс - шутка про наркотики - еще раз про попу - два раза подряд про кладбище:» и далее в том же духе. Поверьте, это далеко не гипотетический набор. С таким супер-ассорти часто приезжают команды на Фестиваль. Вопрос к таким командам возникает следующий: «О чем шутим, ребята?!» Нужны ли комментарии к такой ситуации? Вряд ли. С таким набором можно сразу возвращаться домой. Так что к этому этапу отнеситесь наиболее ответственно. Ваш конкурс должен быть «светлым», а не «темным». А темы шуток - добрее и разнообразнее. Конечно, можно и не без стремных тем, но в меру.
Допустим, что репризный ряд после препарирования вас вполне устраивает. Но тут может возникнуть еще одна проблема: вы вдруг осознаете, что отобранный материал, грубо говоря, «не лезет» в общую идею. Ищите альтернативу! С одной стороны, попробуйте поменять репризный ряд. А с другой стороны, попробуйте, в конце концов, поменять идею, ведь она (идея), наверняка, была не одна. А если одна, то возвращайтесь на авторский старт, проведите дополнительный мозговой штурм, попробуйте новые варианты, попытайтесь найти новые решения.
Кроме всего прочего может оказаться, что прописанный вариант нравится только авторам, его создавшим, в то время как актеры уже представляют позорную картину своего бесславного проигрыша. И это тоже не конец света. Помните о НЗ? Вот как раз в этот момент творческих сомнений и может быть использован неприкосновенный запас времени, а желательно - какая-то его часть. Во-первых, можно сразу приступить к постановке готового сценария, чтобы уже через пару репетиций объективно оценить жизнеспособность вашего произведения, или его окончательную несостоятельность. Здесь результат - 50 на 50. Во-вторых, авторы могут потратить НЗ опять же на прописывание абсолютно новой идеи конкурса с учетом анализа провала первого сценического варианта. В-третьих, можно использовать принцип «не нравится - предложи свой вариант!» Пусть энтузиасты, которым не нравится всё, попробуют переписать все по-своему с последующим выносом на всеобщее обсуждение. В общем, вариантов выхода из кризисной ситуации - масса. Выбирайте любой, но побыстрее, поскольку пришла пора переходить к следующему этапу, ибо бумажные варианты ваших приветствий, музыкалок и домашек уже жаждут своего сценического воплощения.