Внутринаучная этика, те нормы, ценности и правила, которые регулируют поведение ученых в рамках их собственного сообщества

Вообще ученый не может отвечать за последствия своих исследований, так как в большинстве случаев не он принимает решение о применении его открытий на практике. Такие решения принимаются в сферах бизнеса и политики. Вместе с тем он не может не осознавать собственный вклад в изготовление средств, опасных для жизни. Поэтому наука должна идти рука об руку с гуманистической нравственностью.

Особенно остро проблема нравственности стоит для ученых, занятых в прикладных областях (клонирование, трансплантация, использование эмбриональных тканей после аборта и т.п.)

Так же велика нравственная ответственность историков. Они, формируя коллективную память, создают новые интерпретации минувшей истории. Для них очень важно не идти на поводу собственных амбиций, не выполнять социальный заказ, не потворствовать моде, а искать истину. Существуют нравственные правила и установки, которых должен придерживаться ученый в своей профессиональной деятельности:

- Культура научного диалога. Надо видеть тех, кто мыслит иначе. Мораль требует от ученого достойного поведения. Запрещать могут политики и чиновники, но не ученые.

- Самокритичное отношение к своей деятельности и полученным результатам.

Сегодня человечество находится в новой ситуации, когда невнимание к проблемам последствий внедрения новой техники и технологии может привести к необратимым негативным результатам для всей цивилизации и биосферы.

Ученый не должен нейтрально, бесстрастно взирать на то, как используются достижения науки. Никто лучше ученых не может оценить возможные последствия научных исследований. Это обязывает их добиваться того, чтобы научные открытия не были использованы в антигуманных целях. И тем более они сами должны с нравственной точки зрения оценивать цели и методы своей научной деятельности и отказываться от таких исследований, которые сопряжены с нарушением этических норм.

Проблемы этического характера могут возникать в связи с трудностью контролирования последствия развития некоторых современных технологий. В первую очередь речь идет об использовании энергии атомногоядра и генной инженерии. Самая серьезная проблема, связанная с использованием ядерной энергии состоит в том, что далеко не все процессы, происходящие атомно-ядерном уровне, достаточно хорошо изучены. Понятно, что в условиях подобной неполной осведомленности совершенно спокойным быть нельзя. Проблема состоит еще и в том, что возможные негативные последствия аварий на ядерных объектах могут быть столь огромны, что ставят под вопрос этичность и осмысленность попыток рационального учета или оптимизации рисков. Ведь одно дело оптимизация рисков и расчет пределов надежности для какой-либо обычной технологии (например, при строительстве капитальных сооружений или огромных судов), но совсем другое дело в случае с такими технологиями, возможный ущерб от которых тысячекратно превысит возможный эффект.

Развитие генной инженерии также порождает проблемы этического характера. Методы генной инженерии позволяют получать сорта сельскохозяйственных растений, отличающиеся высокой урожайностью, устойчивостью к неблагоприятным погодным условиям и вредителям. В частности, созданы зерновые культуры, которые благодаря добавленному гену вырабатывают вещество, ядовитое для насекомых. Утверждается, что это вещество безвредно для теплокровных млекопитающих, так что человек может без опасений есть хлеб из такой пшеницы. Однако как бы тщательно ни проводились испытания, все равно абсолютную гарантию безопасности дать невозможно – всегда может оказаться, что биохимические особенности того или иного индивидуума или взаимодействие этого вещества с одним из бесчисленного множества химикатов, попадающих в человеческий организм, приведут к неблагоприятным последствиям. Кто возьмется установить уровень уверенности, который необходим для рекомендации этих сортов в хозяйственный оборот? Другими словами, здоровьем и жизнью скольких человек можно рискнуть в будущем, чтобы снизить потери урожая от вредителей и накормить тех, кто недоедает сейчас?

Таким образом, приблизительно со второй половины XX в., проблема соотношения этики и науки вновь стала особенно актуальной. Причина этого в том, что научный разум столь далеко зашел вперед в своем развитии, что в какой-то момент оказался некомпетентным в решении тех вопросов, которые он сам же и поставил. В прежние времена считалось, что не существует вопросов и проблем, в которых нельзя было бы разобраться. Классическая рациональность с её моделью природы как жестко детерминированной системы предполагала возможность теоретически абсолютно точного расчета и прогноза возможных последствий развития. Естественно, что в ситуации абсолютной уверенности в полном контроле над возможным развитием событий этика не нужна. Если же такая уверенность пропадает вследствие обнаруживающейся недетерминированности, точнее, чрезвычайной сложности затрагиваемых объектов и предметов исследования, естественно, возникает вопрос, надо ли этим заниматься, не будет и в результате вмешательства еще хуже, чем было без него.

Наши рекомендации