Критические выводы. Рассмотренные здесь философы ясно узрели специфику жизни, ее принципиальное отличие от материи
Рассмотренные здесь философы ясно узрели специфику жизни, ее принципиальное отличие от материи. Эта интенсивно пережитая и ярко выраженная интуиция позволила им, особенно Бергсону и Джемсу, успешно выступить против господствовавшего в XIX веке позитивизма и идеализма. Таким образом, здесь налицо революционная сила, основавшая новое направление в европейской мысли. Благодаря такому подходу представители философии жизни сумели, нередко поразительным образом, проанализировать такие факторы, как жизнь и движение, и сломать узкие рамки сциентистского рационализма в пользу более органичного и конкретного понимания действительности. В то же время у этих философов свое надлежащее место обрел человек со своими жизненными проблемами. В этом отношении и в деле освобождения от предрассудков XIX столетия представители философии жизни имеют немалые заслуги. Сегодня нам еще трудно оценить все это в полном объеме.
Заслугой историцизма является то, что он привлек внимание к специфике исторического процесса и тем самым подтолкнул к осмыслению ряда историко-методических проблем и даже вопросов, касающихся времени вообще.
К сожалению, стремлению этих философов к более полному постижению живой действительности сильно повредила их односторонняя основная предпосылка и концепция разума, которую они позаимствовали из старого учения прошедшего столетия, не сумев ее существенно превзойти. 1) Их философия односторонняя, это на самом деле биологи-заторская философия, не видящая ничего, кроме жизни, и неспособная постичь более высокие реальности. По своей односторонности философия жизни ничуть не уступает идеализму, она даже опаснее, ибо по большей части в центре ее интереса находится чисто животная жизнь, выступающая в качестве последнего принципа объяснения, тогда как у идеалистов это место занимает дух. 2) Кроме того, представление этих философов о разуме столь же узко и ограниченно, как и у мыслителей XIX века. Ведь то, с чем они борются, это дедуктивный «рацио», имеющий место в мыслительных операциях современной физики. Они сводят разум к чему-то, подобному жесткому скелету, отрицают интеллектуальную интуицию, следуя в этом Канту, и редуцируют целостность духа к простой функции последовательного мышления. Поэтому неудивительно, что все они оказываются слепы в отношении существования объективных законов и по большей части также в отношении различия между духом и животными психическими функциями и что они обычно доходят до радикального иррационализма. Тем самым они остаются номиналистами и психологистами, неспособными к выработке ясного понятия сверхчувственной реальности.
В общем, философия жизни в значительной мере привержена еще старому образу мыслей, хотя и надо признать, что она, как одна из великих освободительных сил, открывает дорогу современной философии. Такова одна из причин, по которым она после блестящего взлета ныне вытесняется не менее конкретной, но более проницательной философией существования и новой метафизикой.