Тема 10. Спорт и другие социальные институты
1. Спорт и массмедиа
2. Спорт и искусство
3. Спорт и право
4. Спорт и образование
Лабораторные занятия 18.12.2012 – 4 часа
1. Составление концепции и программы исследования по избранной теме.
2. Разработка методологии и методики исследования.
3. Физическая культура и спорт и другие со системе образования
1. Студенческая молодежь как особая социальная группа
2. Студенческая молодежь в контексте проблемы социального здоровья ( физическое здоровье, социальное и психологическое)
3. Характеристика образа жизни\
4. Отношение к двигательной активности отношение к телесности
гендерный аспект
5. Физическая культура и спорт в образе жизни студенческо й молодежи
1. Спорт как зрелище\
2. Спорт высших достижений
3. Спорт как телесная практика
4. Спорт и гендер
5. Спорт и социальные институты
6. Спортивные игры в урбакультуре ( городской среде0
7. Восточные единоборства
27.09. Лекция 7. . Тело как центральная категория философии спорта. Обзор основных концепций философии телесности.
Тело и природа. Природное и культурное в человеке. Естественное и искус(твен)ное тело. Историчность и культурность представлений о теле. Обзор представлений о теле в связи с историческим контекстом: представление о теле в античной культуре; тело и дух в Средневековье; тело как машина в Новое время; возникновение фигуры «Спортсмена»; современные стратегии внимания к телу: исторические предпосылки (основные концепты Философской Антропологии М.Шелера, Х.Плеснера, А.Гелена), культурная ситуация. Спорт и практики тела в современности. Телесный опыт пространства-времени при конституировании субъективности (М.Мерло-Понти, П.Бурдье). Прививка воспитателя: инициация, знаки как шрамы, память тела (В.Савчук, Д.Кампер).
7. . Праздники и спорт. Карнавал, ярмарка, турнир. Традиционные праздничные игры и спортивные состязания. Особенности организации социального пространства. Поиск национальной и культурной идентификации.
4.10. Лекция 6.Праздники и спорт. Карнавал, ярмарка, турнир. Традиционные праздничные игры и спортивные состязания. Особенности организации социального пространства. Поиск национальной и культурной идентификации
11.10. Лекция 7. Techne в культуре и техника в спорте. Кризис европейской техноцентричной цивилизации и техники тела в традиционной культуре и в спорте.
Технизация и рационализация современного спорта. Спорт в мире техники.
Конструирование пространства и времени в спорте. Организация прямолинейного пространства и одномерного времени спорте.
Развитие техник тела в спорте и прогресс техники в культуре: внутреннее и внешнее. Понятие «техники тела» у М.Мосса.
Телесная специализация в спорте (В.Зверева)
Сравнение Востока и Запада, древних и современных представлений о технике тела. Особенности культуры тела западной и восточной цивилизаций. Практики тела в архаических культурах. Угнетение тела, насилие и претерпевание как основа самоидентификации. Религиозно-аскетические практики и аскеза в спорте. Дисциплинированное тело, самодисциплина в спорте.
Семинар 4.
18.10. Лекция 8.
Агенты социализации в спорте, модели поведения и социального взаимодействия в спорте, спортивная среда.
. Особенности социализации в сфере спорта высших достижений.
Семинар 5.
25.
Иллюстрация социально-психологического и идеологического механизмов возросшей популярности занятий оздоровительным спортом в американском обществе. Анализ стимулов к занятиям, основных мотивов и тайного смысла спортивной деятельности как воспроизводства идеала. Политика средств массовой информации в изображении данного идеала и модного образа жизни.
Причины гендерного неравенства в спортивных состязаниях.
Отечественные научные исследования в области женского спорта. Традиция и перспективы развития. Исследование гендерной проблематики в отечественной теории и социологии физической культуры и спорта.
Семинар 6.
1.11
Семинар 7.
Семинар 8.
8.11