Самостоятельно воспринимать новое
Самостоятельно осознавать новое
Самостоятельно одновременно воспринимать и осознавать новое
Самостоятельно осознавать новое по большинству рассматриваемых тем
Самостоятельно выбирать темы в естественной последовательности
Упражнение Þ Посмотрите вокруг и заметьте, каких поворотных моментов достигли люди, которых вы знаете. |
В идеале жизнь является волнующим, радостным процессом обучения и роста. Процессинг с фасилитатором—это только временная помощь, чтобы направить людей заняться естественным процессом жизни. Когда они делают это, нам больше не нужны сеансы процессинга.
Обучение
Обучение—это непрерывный процесс использования своего ума для приобретения новых знаний и умений.
Прежде чем учиться, необходимо осознать, что есть что-то, чего не знаешь или не умеешь, и нужно желать учиться.
Чтобы учиться, нужно обратить свое внимание на что-то. Количество обращенного внимания важнее, чем количество затраченного времени.
Чтобы научиться чему-то новому, возможно, нужно разучиться некоторым уже известным вещам. Иногда нужно переоценить ту информацию, которую использовал раньше. Бывает нужно избавиться от старых привычек и шаблонов действий.
В обучение входит изменение своих мнений.
Образование может быть связано с притоком информации или опыта. Настоящее обучение выполняется самим индивидом. Невозможно заставить учиться.
Что-то изучено тогда, когда знаешь его внутри и можешь использовать его внешне. Сколько бы ни было зазубрено информации, из нее не получится обучения. То, чему человек действительно научился, становится источником информации и действий.
Упражнения Þ Напишите список того, чему бы вы хотели научиться Þ Отметьте, чему вы УЖЕ учитесь, в соответствии с определением обучения как "использования своего ума для приобретения новых знаний и умений". |
Игры
Игра—это деятельность с согласованными правилами и испытаниями сил игроков, в которую играют для развлечения и обучения.
В игре должна быть какая-то цель, которую игрок должен достичь. Это может быть общая цель, при достижении которой игра заканчивается, или сохраняющаяся цель, которая достигается снова и снова.
Установленная цель игры никогда не совпадает с настоящим мотивом игры. Сама цель более или менее произвольна и может не иметь никакой ценности за пределами игры. В футболе важно не то, что мяч попадает в ворота. Настоящим мотивом, лежащим в основе этой игры, является радостное волнение, которое получает игрок или наблюдатель.
Аналогично испытания и препятствия в игре не настоящие, а произвольно выбраны, чтобы сделать игру интересной. Игроки двух футбольных команд могут отлично ладить друг с другом в раздевалке или за кружкой пива после матча, но во время игры две соперничающие команды стараются полностью разгромить друг друга.
В хорошей игре возможности и препятствия довольно уравновешены. Возможности—это всё то, что можно делать, и вся свобода выбора. Наверное, игра приятнее всего, когда в ней чуть больше возможностей, чем препятствий, так что в ней можно достичь успеха, несмотря на риск натолкнуться на препятствие.
В игре есть некоторые правила. На самом деле это просто описание возможностей и ограничений в игре.
В ограниченной игре правила закреплены, в ней обычно есть победители, и возможно проигравшие. В неограниченной игре правила изменяются по ходу дела, чтобы сделать наибольшим удовольствие от игры. В неограниченной игре обычно нет проигравших.
Теннис, футбол, тотализатор, биржа, судебные дела и кроссворды—это ограниченные игры.
Конструктор, танцы, написание книги, учреждение фирмы, выяснение смысла жизни, самосовершенствование—это неограниченные игры.
Превращение чего-то в игру имеет то преимущество, что добавляется элемент неожиданности, и таким образом обучения. Мы делаем что-то неизвестным во всей этой деятельности. Для участников может быть очень заманчиво обнаруживать, какие сюрпризы скрыты в игре, и делать неизвестные части известными.
В игре есть та ложь, что у игрока еще нет цели игры. Он соглашается, что ему мешают достичь цели и ему нужно что-то сделать, чтобы до нее добраться.
Если вы хотите, чтобы люди читали книги, то эффективнее всего поощрить их согласиться, что в книгах есть что-то, чего они не знают, но хотели бы выяснить. Тогда люди будут с радостью усиленно читать книги, чтобы что-то узнать. Если бы они думали, что все знают, они бы не трудились читать книги.
Создатель игры может признавать или не признавать ту ложь, на которой основана игра. Если он сохраняет ложь в тайне, игра может приводить к заблуждениям. Участники могут слишком серьезно отнестись к игре и поверить, что они действительно ДОЛЖНЫ играть в игру, и что цель ДЕЙСТВИТЕЛЬНО важна.
Люди любят играть в игры. Развлечение и обучение, извлекаемые из игры, могут поощрять людей использовать все свои способности и напрягать все свои силы в игре. Часто игры, построенные другими, могут быть интереснее всего, потому что нельзя полностью увидеть всю механику игры. Это может позволить участнику просто переживать и наслаждаться игрой, не опасаясь случайно прекратить ее, слишком много о ней узнав.
Когда вы разрабатываете игру, чтобы в нее играли другие, сделайте всё необходимое, чтобы установленная цель игры не была настоящей целью. Если вы хотите создать игру, чтобы развлекаться, то не делайте РАЗВЛЕЧЕНИЕ конечной целью. А то игрокам, чтобы участвовать в игре, пришлось бы согласиться, что они не развлекаются. Это был бы не особенно удачный замысел. Если вместо этого вы выберете как цель что-то довольно неважное, игроки смогут всё время развлекаться, достигая эту цель.
Когда вы создаете игру с целью увеличения способностей участников, не делайте способности установленной целью игры. А то люди не смогут иметь этих способностей, пока не закончат игру. Это было бы обидно. Лучше сделайте игру с испытаниями и препятствиями, требующими желаемых способностей для преодоления. Это будет поощрять игроков обладать этими способностями без никаких соглашений о том, чтобы не иметь их.