Общие особенности первобытной культуры.
Исторические типы культуры: первобытная культура и цивилизации Древнего Востока.
Концепции культурогенеза.
Культурогенез – это происхождение культуры и связанные с ними концепции, описывающие процесс выделения человека из природы и/или процесс его первоначального становления в качестве культурного существа. Все они отвечают на вопрос, каким образом у человека появились творческие способности и как образовывалось человеческое общество. Таким образом, культурогенез связан с антропосоциогенезом.
В настоящее время научно признанной является общественно-историческая (биосоциальная) концепция происхождения культуры, которая основана на идеях естественного эволюционного развития человека, а вместе с ним и человеческого общества. Она основана на материалистически ориенторованной концепции глобального эволюционизма, или постепенного, планомерного развития материи по единым законом, по принципу - от низших форм к высшим. Эта идея воплотилась наиболее ярко в биологической теории Ч.Дарвина о естественном отборе. Меняющиеся условия существования заставляют виды живых существ приобретать новые признаки в целях наилучшего выживания. Притом в дальнейшем выживают те, у кого новые признаки наиболее совершенны. Таков механизм эволюции. Например, в мелеющем водоеме живут рыбы. Требования выживания заставляют наиболее активных частично приспосабливаться к жизни на суше. Так из рыб формируется более совершенный класс земноводных, а затем и пресмыкающихся. Исходя из того, что человек наиболее похож на обезьяну (об этом говорил еще в 18 в. К.Линней), Дарвин выдвинул гипотезу о том, что человек – это продукт эволюции обезьяноподобного предка. Он прошел несколько стадий адаптации к природному окружению, сопровождающейся изменением биологического, психологического и социального поведения. В связи с этим в рамках палеонтропологии выделяется австралопитек, принадлежащий еще полностью принадлежал к животному миру. Дальнейшие стадии представляют собой постепенное очеловечивание, длившееся от 2-х до 3-х млн. лет: прямоходящий (2 млн.), умелый (1,5 млн.), синантроп (1 млн.), неандерталец (800 тыс.), разумный (30-200 тыс.).
Сами факторы осмыслялись по-разному. Так, Ганс Вейнерт (1935) ставил во главу угла климатические изменения, которые угрожали жизни предка человека и заставляли его умнеть. Приход засушливого климата в Африку привел к исчезновению лесов. Спустившиеся на землю обезьяны стали беззащитны. Перед лицом угрозы со стороны хищников были вынуждены сплотиться и выработать более развитые навыки общения, а также прямохождение для лучшего ориентирования на степной равнине. В период оледенения питекантропы были вынуждены освоить огонь. С точки зрения Бор.Фед.Поршнева (1974), главным был способ питания. Падальщики для разделки использовали камни: разбивали черепа, чтобы полакомиться мозгом. Этот навык привел к тому, что научились раскалывать камни, делая искусственные орудия разделки, это привело к развитию головного мозга. По сути, эта теория подтверждает тезис Энгельса «Труд создал человека». Тем более, что трудовые навыки становясь общим достоянием усиливали и усложняли коммуникацию.
Можно сказать, что эти теории дополняют друг друга. Теория Поршнева показывает, как зарождались творческие навыки, выражавшиеся в изготовлении примитивных, по преимуществу каменных орудий труда и первых попытках преобразовательской деятельности. Поначалу были эолиты, камни с естественными сколами, которые могли использоваться как орудия труда. Затем появились палеолиты, грубо отделанные каменные орудия (эпоха палеолита длилась с человека умелого до 10 тыс до н.э.). Наконец, это неолиты – искусно отделанные орудия, от которых человек переходил к обработке меди и бронзы (с 4 тыс. до н.э) и далее к освоению железа (2 тыс.). Все это сопровождалось совершенствованием трудовых и творческих навыков. Теория Вейнерта сосредоточивала внимание на становлении человеческого общества. Поначалу было первобытное стадо, которое мало отличалась от сообществ животных, за исключением зачатков языка, которые уже не передавались по наследству в отличие от сигнальных систем животных. Со времен неандертальцев зарождалась родовая община, представлявшая собой объединения до нескольких десятков человек, связанных кровным родством. На этой стадии происходило окончательное становление примитивных форм человеческого языка, несмотря на социальное равенство, появлялось представление об иерархии (основанное пока на физических возможностях и биологическом старшинстве). Также у неандертальцев появлялись первые зачатки духовной жизни, например, примитивные религиозные представления и обычай погребения умерших. Родовая община в медный и бронзовый века преобразовалась в соседскую общину, в которой социальность человека была обусловлена уже не только биологическим фактором. В тот же период она стала основой для формирования крупных человеческих общностей, в рамках которых устанавливались близкие к современным социальные отношения: племена, союзы племен, народности.
Переломным этапом в эволюционном развитии человека стало последнее великое оледенение, покрывавшее большую часть Евразии (500-230 тыс. лет назад, и периодическое возвращение ледников вплоть до 10 тыс. до н.э.). В целях выживания человек научился использовать огонь, а затем и добывать его. Огонь служил средовом обогрева, защиты от животных, средством проведения церемоний, наконец, обработки металлов. Его освоение стало началом господства человека над природой, и не случайно в мифе о Прометее передача человеку огня приблизило его к богам. Также переломным моментом стала неолитическая революция (10 – 3 тыс. до н.э.). Потепление климата привело к тому, что творческая энергия человека была направлена не только на выживание, но и изобретение принципиально новых видов деятельности. Это случайные открытия, за которыми последовало изобретение земледелия и одомашнивание животных. С этого момента хозяйственная деятельность человека из присваивающей (охота и собирательство) стала производящей.
Эволюционной (биосоциальной) теории противостоит креационистская концепция Антропогенеза. Согласно Креационизму, Бог, или духовная субстанция создала мир из ничего или самой себя, или из косной, хаотичной материи. То есть, это ярко выраженные идеалистические взгляды. Наиболее яркий пример креационизма связан с иудейско-христианской традицией, а точнее, 1-й и 2-й главами из «Книги Бытия». 1-й день – отделение света от тьмы; 2-й – создание тверди и вод; 3-й – сушу и растения; 4-й – небесные светила; 5-й - птиц, рыб и пресмыкающихся; 6-й – животных (млекопитающих) и человека. Человек был создан из праха земного, него Бог вдохнул бессмертную душу, сделав подобным себе. Это по сути, наделение главными культурными атрибутами (творчество, абстрактное мышление и познание, власть над природой). Несмотря на определенную туманность библейской концепции, она содержит рациональные звенья. Прежде всего это в целом точно воссозданный процесс эволюции жизни на земле. В связи с этим предпринимались попытки примирить ее с научными теориями.
Например, дни в «Книге бытия» не земные, а галактические. Попытки примерения осуществлялись и в с вязи с вопросом о появлении человека. Яркий пример - Пьер Тейяр де Шарден, автор фундаментальной работы «Феномен человека», внесший весомый вклад в открытие синантропа, как одного из звеньев между обезьяной и человеком. Одновременно он был приверженцем католицизма и христианским философом. С точки зрения Шардена естественный отбор – это не самодвижение материи, а данный богом творческий импульс эволюции. То есть, эволюционное появление человека – это запланированный Богом процесс. Благодаря усилиям Шардена католицизм официально стоит на позициях эволюционного креационизма. Энциклика папы Пия XII (1950 г.) допускает, что Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобное существо, впрочем, вложив в него бессмертную душу.
Однако существуют концепции креационизма, никак не стыкующиеся с современной научной картиной мира и опирающееся на знания древнейших цивилизаций. Творение сначала происходит по идеалистической схеме, то есть, сначала на тонкоматериальныхЮ одуховоренных планах, человек как более совершенная и одухотворенная форма был создан ранее животных и растений. Однако на физическом плане он был воплощен позже всех, и произошло это десятки миллионов лет назад. (В связи с этим первые люди были великанами, потому что имели более тонкую, чем у современного человека телесную оболочку) Таких взглядов придерживались сторонники теософии (Е.П.Блаватская), антропософии (Р.Штайнер), агни-йоги (Рерихи). Отдельные исследователи даже пытались дать фактическое обоснование этой идее, выявляя нестыковки научного эволюционизма, а также приводя данные существования человека современного типа миллионы лет назад (М.Кремо, Р.Томпсон «Неизвестная история человечества»). В этом контексте примечательны легенды древних народов о великанах. В Индии – о Данавах и Даитьях. На Цейлоне – о Ракшаса. В Греции – о Титанах. В Египте – о Колоссах. В Халдее – об Издубарах. В Иудее – об Анаким, Голиафе и т. д. Геродот, Диодор, Гомер, Плиний, Плутарх, Филострат писали об огромных скелетах древних людей. В конце XIX века в лесах Западной Миссури (США) были найдены останки гигантского человека. Нижняя челюсть одного из скелетов оказалась в два раза больше челюсти современного человека. Человеческая бедренная кость по своим размерам была близка к лошадиной.
Среди концепций антропогенеза известна также теория панспермии: гипотеза о появлении жизни на Земле в результате переноса с других планет каких-либо «зародышей жизни» (Г.Рихтер). Наконец, это теория экспериментов инопланетян, которые в древних мифах изображаются как боги-творцы (З.Ситчин «12-я планета»).
Общие особенности первобытной культуры.
Исходя из того, сто развитие первобытной культуры прежде всего было обусловлено едиными законами природной эволюции, ее особенности едины для всего рассматриваемого культурного комплекса, без ярко выраженной региональной специфики. Именно поэтому выделение общих особенностей первобытной культуры не представляет большого труда.
1.Базовой особенностью первобытной культуры является гомогенность (однородность). Это свойство с наибольшей наглядностью проявляется с социальном устройстве родовой и ранней соседской общины. А) Превый признак социальной гомогенности является отсутствие социальной дифференциации, или социальных групп с разными интересами, видами деятельности и уровнями достатка. Этот признак проявляется в едином жилище для всей первобытной общины, которым, как правило, была пещера и прилегающие к ней территории. Во время кочевий члены общины большую часть времени держались вместе, готовясь отразить подстерегающие опасности, и даже временное отделение от общины одного или нескольких членов воспринималось как чрезвычайное происшествие. Совместно выполнялись основные виды деятельности, например, охота и собирательство. Следует отметить, что индивидуальная охота получила распространение лишь в период неолитической революции, когда появился лук. До этого охотились коллективно, распределяя обязанности в соответствии с естественными половозрастными особенностями (женщины и дети поднимали шум, загоняя животных в нужное место, мужчины поражали их камнями и каменными копьями. Трапеза, особенно в случае обильной добычи также была совместной. При этом мало кому приходило в голову систематически обделять одних и отдавать предпочтение другим, потому что в условиях тотальной зависимости от природы и жесткой борьбы за существование ценен был каждый член общины. Проявлением гомогенности являются обряды инициации являвшиеся важным этапом социализации личности и подтверждавшие социальную пригодность молодых людей. Это экстремальные, но наиболее характерные для данного общества испытания, подтверждающие соответствие юноши или девушки родовым или племенным стандартам.
Начальное состояние брака в первобытных человеческих сообществах – промискуитет(лат. pro-miscuus – всем доступный) – беспорядочные половые отношения, или коллективный брак. При этом в беспорядочные половые контакты могли вовлекаться и самые близкие родственники. Со временем стихийно возникло первое ограничение - исключение из полового общения потомков и их прямых наследников (родителей – детей и внуков) (пуналуальная семья). Гомогенность присутствовала и в духовной сфере, исключая плюрализм (множественность) воззрений на окружающий мир. При этом система норм была чрезвычайно проста и связана с целями выживания общины. Наиболее распространенная форма – запреты. Не случайно первобытную культуру называют культурой табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с первыми религиозными представлениями и в тех условиях он главным механизмом контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи (Дж. Фрэзер) приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. Например, один из новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях.
К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода. Подобно тому, как в случае с другими табу блокируется даже сильнейший инстинкт самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-экономической и тем более мировоззренческой сфере. Это табу подкреплялось циклической моделью времени, согласно которой все в мире бесконечно повторяется без особых вариаций.
Причины гомогенности кроются в естественных условиях существования первобытного человечества. Во-первых, это единство цели существования, а именно, физическое выживание в экстремальных природных условиях (как говориться, не до жиру…). Во-вторых, это изолированность человеческих сообществ (особенно на самых ранних этапах развития человеческой культуры. В соответствии с этим каждый род а позднее отдельное племя или племенная группа ставила себя в центре мироздания и рассматривала себя как единственных представителей рода человеческого. Эта черта сохранилась позднее в виде пережитка (в Древнем Египте иностранцев не считали за людей). В этих условиях были невозможны или почти ограничены контакты с другими группами, и не было представлений об иных ценностях, иных измерениях человеческого опыта (кроме тех, которые существуют в рамках рода или племени).
Однако следует отметить, что на зрелых и поздних этапах первобытной культуры принцип гомогенности постепенно разрушался. В меньшей степени это разрушение происходило в мировоззренческой сфере. При увеличении численности человечества с периода неолитической революции происходили встречи и контакты племен и племенных групп и возникали предпосылки для обмена опытом. Однако все еще главенствующим был принцип борьбы за существование, поэтому контакты чаще осуществлялись в форме племенных войн, завоеваний и поглощений. Кроме того, система норм (табу) имела священный статус и уже поэтому изменялась с трудом, кроме того, во многих племенных средах общение с чужаком тоже было под запретом.
В наибольшей степени преодоление гомогенности было связано с социальными структурами и отношениями. Социальная дифференциация в виде иерархии существовала уже с первых самостоятельных шагов человечества (в виде наличия вожаков, а позднее вождей и старейшин). На начальном этапе культурогенеза эти иерархические отличия имели биологическую обусловленность, основанную на способности выживать и жесткими физическими методами подчинять других в соответствии с требованиями выживания. В дальнейшем она была основана на социальных и психологических факторах: память, организаторские таланты, ум и находчивость, выдержка. С появлением материальных излишков она уже приводила к имущественному неравенству формированию классов как первому признаку цивилизации. Наиболее яркие примеры разрушения социальной гомогенности в первобытную эпоху является распределение власти по гендерному признаку. Вначале был матриархат, или власть женщин (И.Бахофен, Л.Морган). Его формирование было связано с социальными функциями женщины, которая, больше занимаясь воспитанием детей и хозяйством, обладала более развитыми социальными навыками. Главными достижениями матриархата являются первые опыты парных браков и формирование ценности домашнего очага. Патриархат стал преобладающей формой власти на завершающих этапах неолитической революции, когда главной становилась ценность материального преумножения, а главной производительной силой оставался мужчина (плужное земледелие, охрана стад, война, индивидуальная охота). Именно патриархат делал человечекую культуру более экспансивной, ставил ее над приодой, делал культуру ареной конкуренции и неравенства.
2.Следующей особенностью первобытной культуры является отсутствие разделительной границы с природой, с которой первобытный человек ощущал себя сущностно единым. Наиболее ярко это единство проявилось в ранних формах религии. Тотемизм – это вера в сверхъестественную кровнородственную связь между людьми данного рода и тотемом (каким-либо живот-ным, растением, реже – неодушевленным предметом или явлением природы). У коренных жителей Австралии ученые обнаружили до 700 «пред-ков». Около 50 из них можно было отнести к предметам или явлениям природы, большинство же составляли животные и растения. Люди на-зывали себя их именами, считали священных предков творцами мира, создателями существующих обычаев, порядков, а позднее – творцами и хранителями общественной морали. Эти верования ушли глубоко в подсознание и существуют сейчас в виде пережитков (группа Байкеров «Реальные кабаны», кот Борис). В более поздние времена возник анимизм (лат. anima - душа) – вера в душу и духов. Связь с природой проявляется здесь в том, что душой наделяется не только человек, но и явления природы, которые часто принимают человекоподобные формы. В связи с этим у нас до сих пор существуют представление о лешем (духе леса, у индусов – об Агни (боге огня). Значение анимизма в том, что вместе с ним появилась вера в загробную жизнь. Именно из анимизма родились зрелые формы религии: сначала политеизм, а затем, с развитием представлений об anima mundi, и монотеизм.
Магия – совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека сверх-естественным путем воздействовать на мир (природу, животных, людей, духов) путем ритуальных действий. По мнению Фрейзера это наиболее ранняя форма религии. Нам представляется, более верной точка зрения Э.Тэйлора. Потому что основой магии являются анимистические представления о связи душ человека и явлений окружающего мира. Существую разные виды магии: производственная, военная, вредоносная любовная, магия). Два последних вида широко практикуются и сейчас. Фетишизм – это поклонение неодушевленным предметам, почитаемым как вместилища духов, покровительствующих человеку, приносящих счастье, успех, оберегающих от болезней, опасностей и т.д. Основан на анимизме и магии. Наиболее яркие примеры – амулеты, которые носят и сейчас (нательный крест).
В настоящее время эти первобытные верования рассматриваются как следствие зависимости от природы вследствие незнания ее законов. Но даже при этом их культурною роль. Анимизм, тотемизм и фетишизм давали человеку импульс благоговейно относиться к окружающему миру и сдерживать свой эгоистический произвол по отношению к нему. Этого катастрофически не хватает современному человечеству. Магия стимулировала связанную к культурой преобразовательскую деятельность человека.
3.Последней значимой особенностью первобытной культуры является синкретизм. Это греческое слово означает изначальную нерасчлененность, слитность явлений. Она проявляется и в рассмотренных ранее социальной и мировоззренческой гомогенности, в слитности мира человека и природы. Но наиболее зримым проявлением синкретизма является нерасчлененность основных сфер человеческой деятельности: быта, хозяйства, властных отношений, религии. Яркий пример – первобытный обрядовый хор (гомогенное действо, в котором участвует весь род, а конкретнее – система охотничьих обрядов. Это обряд подготовки к охоте, священная трапеза (первобытный человек придавал этому большое значение, особенно в случае с тотемным животным, по принципу человек есть то, что он ест). Наконец, это торжественные похороны останков тотемного животного, чтобы обеспечить его благосклонность. Быт – трапеза, религия – почитание тотема, экономика – обеспечение пищей, политика – ведущая роль в обряде вождя, который наиболее близок тотему. Это единое действо в дальнейшем дифференцировалось на указывающие составляющие. Также обрядовый хор содержит в себе нерасчлененные зачатки будущих искусств. Например, при обряде подготовки к охоте рисуют животное, которое надо поразить копьем (живопись), пляшут (танец), поют (вокал, поэзия).