Философские концепции истины. Истина и истинность. Истина как процесс
Изначально понятие истины было понятием отнологии, а не гносеологии и было одним из значений бытия, т.е. истина – истинно сущее. Впоследствии, под истиной стали понимать систему адекватного знания, знания, соответствующего действительному порядку вещей.
В истории философии сложились следующие основные концепции истины:
1. Аристотель (классическая) – теория корреспонденции (соответствия). Истина – соответствие представлений, утверждений человека реальному положению дел.
2. теория когеренции или согласованности(Гегель).Истина –целостная система знаний. Критерий истинности частного знания – его согласованность с более обширной системой знаний.
3. Конвенционализм (А. Пуанкаре).Некоторые основоположения науки следует понимать как конвенции, т.е. как условно принятые соглашения, с помощью которых ученые выбирают конкретное теоретическое описание физических явлений из ряда различных и одинаково возможных описаний. Истина – условно принятые соглашения, принятые учеными.
4. Прагматическая.Истинным является такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и может успешно применяться на практике. Н-р, Уильям Джеймс: истинность суждения «бог существует» не зависит от реального существования бога, а обусловлена тем, что убежденность людей в существование бога благотворна для человеческой жизни.
5. Ницше – перспективизм.Грань между истиной и ложью очень условна, подвижна, она определяется исходя из жизненных интересов субъекта.
6. Диалектико-материалистическая концепция (Ленин).Объективной истиной является такое содержание человеческих представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества, истина как таковая – это внутреннее противоречивый процесс: человечество движется по пути овладения абсолютной истины, которая складывается из суммы относительных истин. Относительная истина всегда содержит в себе момент заблуждения, но в каждой относительной истине содержится также зерно абсолютной истины (Ленин). Безусловных абсолютных истин не существует. Достижение абсолютной истины – это идеал познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной истиной, которая в этом смысле складывается из суммы относительных истин.
Самый общий критерий истины заключается в практике, практика в качестве критерия истины:
а) относительна;
б) д. браться во всем своем объеме, т.е.:
-как исторический процесс;
-системно, как общечеловеческая практика.
Истинность – точное и достоверное отображение реальности в знании (в узком смысле). Истина - верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием к-рого в конечном счете является практика.
Общество и его структура.
Понятие «общество» можно понимать в широком и узком смысле.
В широком смысле: Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, открытая материальная система, развивающаяся на основе объективных социальных законов, исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей.
В узком смысле: Общество – определённый исторический тип общности людей (например: буржуазное общество); отдельный социальный организм.
Общество – специфическая системная организация. Подсистемы – отдельные сферы жизнедеятельности общества: 1.материально – производственная; 2. социальная; 3. политико-управленческая; 4. духовная.
К.Маркс: Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений в которых индивиды находятся друг к другу.
Элементы общества как системы (по Марксу):
-производительные силы. Главной производительной силой остается человек.
- общественные отношения – многообразные связи, возникающие между соц. группами, а также внутри них между индивидами в процессе их экономической, социальной, политической, духовной жизни.
По типу связи с деятельностью все обществен. отношения принято делить на 2 большие группы:
а) производственные (базисные, материальные, первичные) – отношения воспроизводятся как незапланированный, но объективно обусловленный результат деятельности с необходимостью, возникающей помимо сознательной воли людей дан. общества.
б) надстроечные, идеологические (вторичные) – эти отношения складываются на базе материальных и в своём формировании зависят от сознательной воли людей. Соц. группы и соц. институты (в лице конкретных людей) ставят своей специальной целью формирование таких надстроечных отношений, в которых они заинтересованы.
Социальные институты – исторические формы организации и регулирования общественной жизни; это совокупность соц.норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального действия: экономические, политические, институты родства, брака и семьи и воспитательные институты.
17. Онтологические концепции Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.
Онтология Платона(427-347 гг. до н.э.).По Платону сфера бытия это мир идей – область гиперурания. Область гиперурания противостоит всему земному (миростановлению). Если в мире идей все неизменно, то в земном мире, где находятся вещи и люди все непрерывно изменяется. Бытие множественно, т.к. существует множество идей и они образуют иерархию. По Платону идеи (эйдос) не являются мыслями, поскольку мир идей существует независимо от какого-либо сознания, то этот мир объективен. По этой причине Платон принадлежит к объективным идеалистам. Если мир идей является синонимом бытия, то материя в смысле философского принципа материя выражает небытие. Бытие всегда оформлено, это нечто единое, определенное и имеющее четкие границы. Небытие противоположно по смыслу. Это бесформенное и неопределенное. Материя у Платона употребляется в 2-х смыслах:
1) Неопределенность границ в пространстве и бесформенность;
2) Это первовещество, которое имеет название «хора».
Бог Демиург изготовил космос, из хоры, взяв за образец мир идей. У Платона нет слова материя. Но он определяет материю, как колыбель всего, что рождается.
Соотношение идеи и вещи. Идея выступает по отношению к вещи, как:
1) подлинное бытие (идея это не мысль, а то по поводу чего мысль думает, когда она свободна от чувственного образа).
2) Благо вещи (то ради чего существует вещь).
3) Идеал (предел совершенствования вещи).
4) Порождающая модель (первообраз, образец), парадигма.
5) Идея выступает как форма вещи (все, что можно сказать о вещи, есть результат ее причастности к той или иной идее).
6) Сущность определенного класса вещей, образующая содержание соответствующего родового понятия (например, сущность рода люди выражают понятие человека вообще).
Отношение вещи к идее характеризуется с помощью 3-х понятий:
1) Причастность, 2)уподобление, 3)присутствие
Строение мира идей. Платон понимает этот мир, как иерархию. Верховная идея - благо. Все многообразие идей производно от 2-х исходных принципов:
1) принцип единого и 2)принцип множества (диада)
Единое одновременно является благом, потому что оформляя неоформленное единое придает ему А) смысловую определенность (сущность); Б) познаваемость; В) ценность.
Высшее место в иерархии идей занимают:
1) идеи нравственных и эстетических ценностей
2) идеи универсальных состояний и отношений: бытие, движение, покой (неподвижность), тождественность, различия, равенство, неравенство.
Все остальные идеи участвуют в высших идеях.
Аристотель. Метафизика(мета – над) – наука, изучающая реальность, которая существует по ту сторону физической реальности. Первая философия изучает то, что существует неизменно и самостоятельно (само по себе).
По Аристотелю метафизика осуществляет:
- категорический анализ сущего: метафизика отвечает на вопрос, «В каких значениях нечто может быть?». Аристотель выделил 10 таких значений и назвал их высшими родами бытия (категориями). Каждый термин в любом предложении всегда относится к той или иной категории.
- познания, соотношения между возможностью и действительностью.
- причинный анализ субстанции.
- познание божественной субстанции.
Учения о категориях и понятие субстанции. В главе 4 своего трактата «категории», Аристотель выделил 10 высших родов бытия:- сущность;- качество;- количество;
- отношения;- действие;- страдания;- место;- время;- обладание;- состояние.
Только сущность может выступать подлежащим в предложении, сама сущность бывает 2-х видов: первая сущность – субстанция (обособленная, индивидуально-определенная вещь, как целое)вторая сущность – чистая сущность (форма) обозначает родовидовую принадлежность вещи и выражается общим понятием. Например, в высказывании: «Сократ есть человек», Сократ – первая сущность, термин человек указывает на форму.
Наряду с понятием «субстанция», Аристотель вводит противоположное по смыслу понятие, впоследствии в латиноязычной философии (средневековой) это понятие выражалось с помощью слова акциденция – выражает случайный, непостоянный, несущественный признак.
Соотношение возможности и действительности.
По Аристотелю, исходя из теории идей Платона, нельзя объяснить то, что происходит с вещами. Аристотель утверждает, что причина вещи не может существовать вне и помимо самостоятельной вещи. Таким образом, чистая сущность и форма не существует помимо конкретных вещей (субстанций), сущностью которых она выступает. По Аристотелю субстанцией является сочетание, соединение материи и формы.
Материя – возможность или потенция вещи. Материя может актуализироваться, стать чем-либо определенным, лишь приняв ту или иную форму.
Материя имеет 2 характеристики:
- негативная характеристика (лишенность формы)
- позитивная характеристика (возможность соединиться с формой и стать какой-либо конкретной вещью)
Аристотель выделяет Первую и последнюю материи:
- последняя: железо, золото, дерево;
- первая: чистая возможность, несоединенная ни с какой формой, и поэтому она неопределенна.
Форма – осуществление (энтелехия) потенции.
В средневековой философии чистая форма обозначалась как акт.
Движение – становление конкретного- это переход от возможности к действительности или актуализации потенции.
Причинный анализ субстанции.
Существование отдельной вещи по Аристотелю предполагает 4 причины:
- материальная причина;- формальная;- движущая (производящая), указывающая на порождающее начало;- финальная (целевая), указывает на цель, ради которой и в направлении которой развивается(совершенствуется) вещь.
Понимание божественной субстанции.
Для космоса причиной выступает Бог, его характеристики:
- Бог это чистый акт, несвязанный с какой-либо потенциальностью (материальностью);
- неподвижный перводвигатель (все подвижное движимо чем-либо другим, для объяснения движения мы должны прийти к началу, которое абсолютно неподвижно и только поэтому является источником движения);
- целевая причина (притягивает к себе весь земной мир, благодаря тому, что вещи стремятся уподобиться совершенству);
- Бог есть мыслящий, сам себя ум (Бог Аристотеля, в отличии от христианского Бога, это не личность).
18. Диалектико-материалистическое учение о причинности. Понятие о юридически значимой причинной связи.
Причинные отношения – связь между событиями, в рамках которой событие – причина при наличии определенных условий порождает другое событие(я) вследствие причин:
полной и специфической; главной и сопутствующей; внутренней и внешней; объективной и субъективной; непосредственной и опосредованной.
Признаки причинной связи:
1) объективность, 2) наличие между событиями отношения порождения, 3) необратимость, 3) пространственная и временная непрерывность, 5)Временная ассиметрия – причина и следствие появляются не одновременно, причина по времени предшествует следствию. Причина и следствие – моменты универсального взаимодействия.
Понятие о юридически значимой причинной связи:возьмем за основу какую-л. из областей права, например – уголовное право. Причинная связь между деянием и последствиями явл-ся основным элементом объективной стороны состава преступления.
Причинная связь в уголовном праве – это объективно существующая связь между деянием и наступившими общественно опасными последствиями.
Признаки причинной связи:
1. временной признак: деяние по времени предшествует общественно опасным последствиям
2. наличие реальной возможности наступления ООП в результате совершенного деяния
3. признак неизбежности означает, что деяние должно быть непосредственной причиной ООП, т.е. последствие должно быть результатом именно данного деяния, а не другого.