Решения задач диагностической работы

ЕГЭ 2010. Математика. Задача B4. Рабочая тетрадь

Смирнов В.А.

(под редакцией А. Л. Семенова и И.В.Ященко)

Решения задач диагностической работы - student2.ru

М.: Издательство МЦНМО; 2010, 48 стр.

Рабочая тетрадь по математике серии «ЕГЭ 2010.Математика» ориентирована на подготовку учащихся старшей школы для успешной сдачи Единого государственного экзамена по математике в 2010 году. В рабочей тетради представлены задачи по одной позиции контрольных измерительных материалов ЕГЭ-2010.

На различных этапах обучения пособие поможет обеспечить уровневый подход к организации повторения, осуществить контроль и самоконтроль знаний по основным темам планиметрии. Рабочая тетрадь ориентирована на один учебный год, однако при необходимости позволит в кратчайшие сроки восполнить пробелы в знаниях выпускника.

Тетрадь предназначена для учащихся старшей школы, учителей математики, родителей.

http://geometry2006.narod.ru/

Содержание

Введение

Диагностическая работа ……………………………………………………..

Решения задач диагностической работы ……………………………………

Тренировочные работы ………………………………………………………

1. Нахождение значений тригонометрических функций острых углов прямоугольного треугольника ……………………………………..……

2. Нахождение значений тригонометрических функций острых углов равнобедренного треугольника ………………………………………….

3. Нахождение значений тригонометрических функций тупых углов

4. Нахождение тригонометрических функций углов, изображенных на клетчатой бумаге ……………………………… ……………………….

5. Нахождение элементов прямоугольных треугольников …………..

6. Нахождение элементов равнобедренных треугольников ……………

Самостоятельные работы ……………………………………………

Самостоятельная работа 1 ………………………………………………….

Самостоятельная работа 2 ………………………………………………….

Самостоятельная работа 3 ………………………………………………….

Ответы ……………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие предназначено для подготовки к выполнению задания В4 ЕГЭ по математике. Его целями являются:

– показ примерной тематики и уровня трудности геометрических задач, включенных в содержание ЕГЭ;

– проверка качества знаний и умений учащихся по геометрии, их готовность к сдаче ЕГЭ;

– развитие представлений учащихся об основных геометрических фигурах и их свойствах, формирование навыков работы с рисунком;

– повышение вычислительной культуры учащихся, подготовка их к решению геометрических задач с числовым ответом.

Пособие содержит задачи по тригонометрии. Они проверяют умения учащихся находить значения тригонометрических функций углов по известным элементам геометрических фигур и, наоборот, находить неизвестные элементы геометрических фигур по известным значениям тригонометрических функций.

Для успешного выполнения предлагаемых задач требуются знания определений тригонометрических функций и их свойств, умения работать с формулами, выполнять арифметические действия и преобразования числовых выражений.

Задачи сопровождаются рисунками, позволяющими лучше понять условие, представить соответствующую геометрическую ситуацию, наметить план решения, при необходимости провести дополнительные построения и вычисления.

Вначале предлагается диагностическая работа, содержащая тригонометрические задачи, разбитые на шесть различных типов по три задачи в каждом. Для тех, кто хочет проверить правильность решения предложенных задач или убедиться в верности полученного ответа, приводятся их решения и даются ответы.

Затем, для закрепления рассмотренных методов решения задач, предлагаются тренировочные работы, каждая из которых содержит тригонометрические задачи одного типа.

В случае успешного решения этих задач можно переходить к выполнению заключительных самостоятельных работ, содержащих тригонометрические задачи разных типов.

В конце пособия даны ответы ко всем задачам.

По аналогии с рассмотренными задачами можно самим придумывать и решать тригонометрические задачи.

Отметим, что лучшим способом подготовки к ЕГЭ по геометрии являются систематические занятия по учебнику геометрии. Данное пособие не заменяет учебника. Оно может быть использовано в качестве дополнительного сборника задач при изучении геометрии в 7-9 классах, а также при организации обобщающего повторения в 10-11 классах или при самостоятельных занятиях по геометрии.

Диагностическая работа

1.1. В треугольнике ABC угол C равен 90о, AB = 10, AC = 8. Найдите sin A.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

1.2. В треугольнике ABC угол C равен 90о, sin A = 0,6. Найдите cos A.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

1.3. В треугольнике ABC угол C равен 90о, высота CH равна 6, AC = 10. Найдите tg A.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

2.1.В треугольнике ABC AC = BC = 10, AB = 12. Найдите sin A.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

2.2. В треугольнике ABC AC = BC, AB = 10, высота AH равна 8. Найдите cos A.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

2.3. В треугольнике ABC AB = BC, высота CH равна 8, AC = Решения задач диагностической работы - student2.ru . Найдите тангенс угла ACB.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

3.1. В треугольнике ABC угол C равен 90о, AB = 10, BC = 6. Найдите синус внешнего угла при вершине A.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

3.2. В треугольнике ABC угол C равен 90о, sin A = 0,6. Найдите косинус внешнего угла при вершине A.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

3.3. В треугольнике ABC угол C равен 90о, AB = 10, AC = 8. Найдите тангенс внешнего угла при вершине A.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

4.1. Найдите синус угла AOB. В ответе укажите значение синуса, умноженное на Решения задач диагностической работы - student2.ru .

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

4.2. Найдите тангенс угла AOB.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

4.3.Найдите косинус угла AOB. В ответе укажите значение косинуса, умноженное на Решения задач диагностической работы - student2.ru .

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

5.1. В треугольнике ABC угол C равен 90о, BC = 4, sin A = 0,8. Найдите AB.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

5.2. В треугольнике ABC угол C равен 90о, tg A = 0,75, AC = 8. Найдите AB.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

5.3. В треугольнике ABC угол C равен 90о, CH – высота, BC = 6, cos A = 0,8. Найдите CH.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

6.1.В треугольнике ABC AC = BC = 10, sin A = 0,8. Найдите AB.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

6.2. В треугольнике ABC AC = BC, AB = 10, cos A = 0,6. Найдите высоту AH.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

6.3. В треугольнике ABC AB = BC, высота CH равна 5, tg C = Решения задач диагностической работы - student2.ru . Найдите AC.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Решения задач диагностической работы

1.1. Первое решение. В прямоугольном треугольнике ABC гипотенуза AB равна 10. Найдем катет BC.Используя теорему Пифагора, имеем BC = Решения задач диагностической работы - student2.ru . Следовательно, sin A = 0,6.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Второе решение. Так как катет AC равен 8, а гипотенуза AB равна 10, то cos A = 0,8. Воспользуемся формулой Решения задач диагностической работы - student2.ru , выражающей косинус через синус острого угла. Откуда sin A = 0,6.

Ответ. 0,6.

1.2. Первое решение. Воспользуемся формулой Решения задач диагностической работы - student2.ru . Тогда cos A = Решения задач диагностической работы - student2.ru = 0,8.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Второе решение. Можно считать, что гипотенуза AB и катет BC данного прямоугольного треугольника равны соответственно 10 и 6. Тогда по теореме Пифагора катет AC равен 8 и, следовательно, cos A = 0,8.

Ответ. 0,8.

1.3. В прямоугольном треугольнике ACH катет CH равен 6, гипотенуза AC равна 10. Используя теорему Пифагора, находим AH = 8. Следовательно, tg A = 0,75.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Ответ. 0,75.

2.1. Проведем высоту CH.В прямоугольном треугольнике ACH гипотенуза AC равна 10, катет AH равен 6. По теореме Пифагора находим CH = 8 и, следовательно, sin A = 0,8.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Ответ. 0,8.

2.2.В прямоугольном треугольнике ABH гипотенуза AB равна 10, катет AH равен 8. По теореме Пифагора находим BH = 6 и, следовательно, cos B = 0,6. Так как углы A и B треугольника ABC равны, то cos A = 0,6.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Ответ. 0,6.

2.3. В прямоугольном треугольнике ACH гипотенуза AC равна Решения задач диагностической работы - student2.ru , катет CH равен 8. По теореме Пифагора найдем AH. Имеем AH = Решения задач диагностической работы - student2.ru = 16. Откуда tg A = 0,5. Так как углы A и C треугольника ABC равны, то тангенс угла ACB равен 0,5.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Ответ. 0,5.

3.1. Синус внешнего угла при вершине A треугольника ABC равен синусу угла A и, следовательно, равен 0,6.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Ответ. 0,6.

3.2. Косинус внешнего угла при вершине A равен –cos A. Воспользуемся формулой Решения задач диагностической работы - student2.ru , выражающей косинус острого угла через его синус. Тогда cos A = Решения задач диагностической работы - student2.ru = 0,8 и, следовательно, косинус внешнего угла при вершине A равен –0,8.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Ответ. –0,8.

3.3. Тангенс внешнего угла при вершине A равен –tg A. По теореме Пифагора находим BC = Решения задач диагностической работы - student2.ru = 6 и, следовательно, tg A = 0,75. Значит, тангенс внешнего угла при вершине A равен –0,75.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Ответ. –0,75.

4.1. Первое решение.Рассмотрим прямоугольный треугольник OBC. Его катет BC равен 3, гипотенуза OB равна Решения задач диагностической работы - student2.ru . Следовательно, sin A = Решения задач диагностической работы - student2.ru .

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Второе решение. Угол AOB равен 45о. Следовательно, sin A = Решения задач диагностической работы - student2.ru .

Ответ. 2.

4.2. Рассмотрим прямоугольный треугольник OBC. Его катеты BC и OC равны соответственно 4 и 2. Следовательно, тангенс угла BOC равен 2. Учитывая, что тангенс смежного угла равен тангенсу данного угла, взятому с противоположным знаком, получаем, что тангенс угла AOB равен – 2.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Ответ. – 2.

4.3.Рассмотрим треугольник OBС. OC = BC = Решения задач диагностической работы - student2.ru , OB = Решения задач диагностической работы - student2.ru . Следовательно, треугольник OBC – прямоугольный, косинус угла AOB равен Решения задач диагностической работы - student2.ru .

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Ответ. 2.

5.1.Подставляя в формулу BC = AB Решения задач диагностической работы - student2.ru sin A данные значения BC и sin A, находим AB = 5.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Ответ. 5.

5.2.Имеем BC = AC Решения задач диагностической работы - student2.ru tg A = 8 Решения задач диагностической работы - student2.ru 0,75 = 6. По теореме Пифагора находим AB = Решения задач диагностической работы - student2.ru = 10.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Ответ. 10.

5.3. Углы BCH и BAC равны, как острые углы с перпендикулярными сторонами, значит, cos Решения задач диагностической работы - student2.ru BCH = 0,8. CH = BC Решения задач диагностической работы - student2.ru cos Решения задач диагностической работы - student2.ru BCH = 4,8.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Ответ. 4,8.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

6.1.Первое решение.Проведем высоту CH. Имеем CH = AC Решения задач диагностической работы - student2.ru sin A = 8. По теореме Пифагора находим AH = Решения задач диагностической работы - student2.ru и, следовательно, AB = 12.

Второе решение. Проведем высоту CH. Воспользуемся формулой Решения задач диагностической работы - student2.ru , выражающей косинус острого угла через его синус. Тогда cos A = Решения задач диагностической работы - student2.ru = 0,6. Следовательно, AH = AC Решения задач диагностической работы - student2.ru cos A = 6 и, значит, AB = 12.

Ответ. 12.

6.2. Первое решение.В равнобедренном треугольнике ABC угол A равен углу B, BH = AB Решения задач диагностической работы - student2.ru cos B = 6. По теореме Пифагора находим AH = Решения задач диагностической работы - student2.ru .

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Второе решение. Воспользуемся формулой Решения задач диагностической работы - student2.ru , выражающей синус острого угла через его косинус. Тогда sin A = Решения задач диагностической работы - student2.ru = 0,8. Следовательно, поскольку в равнобедренном треугольнике Решения задач диагностической работы - student2.ru A = Решения задач диагностической работы - student2.ru B, получаем AH = AB Решения задач диагностической работы - student2.ru sin B = 8.

Ответ. 8.

6.3. Первое решение.В равнобедренном треугольнике ABC угол A равен углу C,значит, tg A = tg C и AH = Решения задач диагностической работы - student2.ru . По теореме Пифагора находим AC = Решения задач диагностической работы - student2.ru = 10.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Второе решение. Так как tg C = Решения задач диагностической работы - student2.ru , то угол C равен 30о. Угол A равен углу C. Так как катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30о, равен половине гипотенузы, то AC = 10.

Ответ. 10.

Тренировочные работы

1. Нахождение значений тригонометрических функций острых углов прямоугольного треугольника

1. В треугольнике ABC угол C равен 90о, AB = 10, BC = 6. Найдите cos A.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

2. В треугольнике ABC угол C равен 90о, AB = 10, AC = 8. Найдите tg A.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

3. В треугольнике ABC угол C равен 90о, cos A = 0,8. Найдите sin A.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

4. В треугольнике ABC угол C равен 90о, cos A = 0,8. Найдите tg A.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

5. В треугольнике ABC угол C равен 90о, tg A = 0,75. Найдите sin A.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

6. В треугольнике ABC угол C равен 90о, sin A = 0,6. Найдите cos B.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

7. В треугольнике ABC угол C равен 90о, cos A = 0,8. Найдите sin B.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

8. В треугольнике ABC угол C равен 90о, CH – высота, AC = 10, AH = 8. Найдите cos B.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

9. В треугольнике ABC угол C равен 90о, CH – высота, BC = 10, BH = 6. Найдите cos A.

 
  Решения задач диагностической работы - student2.ru

Наши рекомендации