Инструкция. 1-й шаг. Пусть каждый из вас напишет на листе бумаги для себя все те правила, которые кажутся ему важными для того
1-й шаг. Пусть каждый из вас напишет на листе бумаги для себя все те правила, которые кажутся ему важными для того, чтобы у команды был реальный шанс достичь поставленной цели. (10 минут.)
2-й шаг. Склейте друг с другом большие листы бумаги. Вы получите огромную поверхность для письма... Пусть кто-нибудь из вас напишет на этом листе заголовок: «Правила нашей команды для достижения... (такой-то цели)». Затем молча напишите правила, которые сформулировали до этого. Следите за тем, что пишут ваши коллеги, придумывайте новые правила на ходу, подхватывайте их мысли. Я даже думаю, что вам понадобится дополнительный лист бумаги. Если хотите, внизу можете составить краткий список ключевых слов. Для этой работы у вас будет 15 минут. Настройтесь на то, что на третьем шаге вы будете обсуждать эти правила.
3-й шаг.Сейчас давайте поговорим друг с другом. Как прошел второй этап? Что вы узнали о сильных, слабых сторонах и возможности обучения команды? Постарайтесь использовать эти идеи как материал, на основе которого вы можете сформулировать важнейшие ценности команды. Какие идеи самые важные? Какие занимают второе место? На это задание вам дается один час.
Примечание. Важно, чтобы участники формулировали как общие правила, имеющие значение для любой команды, так и те, которые отражают специфику данной команды. Последний вид правил ни в коем случае нельзя упустить из виду.
22.Я —член команды
Команде важно иметь свою историю. Под этим подразумевается, что команда ясно ощущает собственный путь от своего основания и первоначального определения цели к важнейшим событиям в направлении успешного решения задачи — и поддерживает это ощущение. Можно также сказать, что члены команды являются участниками экспедиции, которая исследует незнакомую страну. Препятствия и триумфы сплачивают команду, делают для нее возможным достижение результатов, выходящих за рамки обычных.
Чем сложнее задача команды, тем более важно, чтобы каждый сотрудник ощущал уважение к себе, получал признание и уважение от своих коллег. Это упражнение даст каждому участнику возможность увидеть свою уникальную роль в исключительном процессе. Время для этого упражнения наступает тогда, когда команда вырастает из детского возраста и непосредственно приближается к середине своего пути.
Материалы:для каждого участника бумага и ручка.
Вступительное слово ведущего. Уже долгое время вы являетесь членом этой команды. Вы работали вместе со своими товарищами и многому научились. Вы проложили непростой путь через пересеченную местность, и каждый из вас вложил свои таланты, интуицию, энергию и чувства, чтобы приблизиться к заветной цели. Посторонним, как правило, сложно понять, что значит работать в команде, но вы можете это сделать. Вы знаете, что было сложного; знаете, как здорово чувствовать успех, которого вы достигли; вы уже знаете многие важные вехи на своем пути. Но при этом можно легко забыть, что время от времени нужно получать награду за свой вклад в общее дело. Сейчас я хочу предложить вам как раз такую возможность.
Инструкция.Каждый из вас напишет свою биографию как члена команды, от дня основания команды до настоящего момента. Опишите весь свой приобретенный опыт: взлеты и падения, переломные моменты, самое важное, чего вы достигли ичему научились. Отдайте должное своему вкладу в дело команды.
Возможны два пути: писать от своего лица, сделав своего рода автобиографию, или от лица постороннего рассказчика. Представьте, что вы все подробно рассказали журналисту, а тот из всех этих мелких деталей создал связный рассказ о ваших достижениях. На весь процесс вам дается 30 минут.
Если в команде есть формальный руководитель, он получает особое задание: написать репортаж под заголовком «Вехи истории... (такой-то команды)». Рассказ руководителя будет своего рода общей биографией команды с акцентами на важнейших событиях, придающих истории команды неповторимый колорит.
Подведение итогов.В конце каждый участник читает свои записи, а группа высказывает свою реакцию на них. Интересно, что участники думают о самооценке автора, видит ли он себя, по их мнению, слишком критично или, наоборот, слишком хвалит себя? Но важнее всего, чтобы его отношение к себе как члену команды было в целом позитивным. В достаточной ли степени он получает признание своих заслуг? Есть ли у него возможности для развития? У каждого ли есть шанс научиться важным вещам? Есть ли у участника чувство, что он сможет восполнить затрачиваемую им энергию? И наконец, следует обсудить, содержат ли эти сообщения указания на то,что команда думает о будущей работе.
23. Доверие в команде
В командах работают совершенно разные люди, которые трудятся эффективнее и более творчески, если ощущают себя в команде по-настоящему комфортно. Это упражнение предлагает группам, которые уже достигли достаточно высокого уровня доверия, сделать еще один шаг в этом направлении и отказаться от привычек, ограничивающих общение в команде.
Материалы:для каждого участника копия материала к упражнению.
Вступительное слово ведущего. Ворганизациях действуют неписаные правила о степени открытости и честности сотрудников. Зачастую мы видим, что подобные ограничения охраняют частную жизнь отдельного человека, но при этом влекут за собой целый ряд нежелательных последствий. Неписаное правило «Пусть истина останется невысказанной» соблюдается и при обсуждении профессиональных вопросов. Это затрагивает важнейшие области жизни организации. Трудности замалчиваются, по скольку могут повредить менеджеру; на неудовлетворительные результаты закрываются глаза, потому что тогда будут волноваться руководство и сотрудники; и даже выходящие за рамки закона действия до поры до времени прикрываются покрывалом кажущегося дружелюбия.
Я придерживаюсь мнения, что работа в команде требует настоящей искренности и прямоты. Если можно общаться откровенно, то без смущения и фальшивого внимания можно спорить по важным вопросам.
Исходя из этого, я хочу предложить вам упражнение, в ходе которого вы получите возможность лучше узнать друг друга, стать ближе и слегка расширить границы своего общения. За относительно короткое время вы сможете сделать существенный шаг на пути к открытости и к тому же понять, открыты ли вы сами настолько, насколько это вас устраивает.
Инструкция.Сейчас у вас появится возможность пообщаться с другим членом команды, а чтобы подчеркнуть частный характер ваших разговоров, давайте совершим уличную прогулку. В качестве вспомогательного средства я раздам вам список вопросов. У вас будет целый час на это задание. Вопросы охватывают широкий спектр, касающийся интимности и доверия в команде. Возможно, вы начнете с вопросов, лежащих на поверхности. Обычно рекомендуется, чтобы вы задавали партнеру разнообразные вопросы. Само собой, вы можете выбрать те, которые считаете нужными сами. Но я хочу, чтобы вы придерживались вэтом диалоге определенной линии.
1. Вы должны сохранить в тайне все, что услышите от партнера.
2. Задавайте ему только такие вопросы, на которые сами готовы давать ответы.
3. У каждого есть право отказаться от ответа на вопрос.
4. Каждый может в любой момент беседы закончить разговор по вопросам и обсудить с партнером другие вещи, например, собственные впечатления от упражнения или то, как можно вбудущем улучшить общение друг с другом.
Через час вся команда собирается для подведения итогов, икаждый рассказывает, что он получил и узнал в результате диалога с партнером...
А сейчас, пожалуйста, решите, с кем вы хотели бы побеседовать. Может быть, вы выбрали человека, которого хотите узнать еще лучше, или ищете того, чей образ действий и поведение пока еще остаются для вас загадкой, а может быть, родственную душу, ей вам будет легче показать себя самого.
Подведение итогов.Подведение итогов после упражнения важно, поскольку группа должна снова почувствовать себя единым целым. Напомните участникам, что говорить нужно о результате, а не о содержании разговоров, состоявшихся между ними.
Примечание. Убедитесь в том, что принцип доверительности принимается всеми членами команды.